Олег Сенцов: как это было

1 074

На днях военным судом юрисдикции северокавказского округа Российской Федерации был вынесен приговор по делу Кольченко-Сенцова, которые ранее обвинялись в подготовке и планировании террористических атак на территории РФ. В итоге Сенцов был отправлен в тюрьму сроком на двадцать лет, а Кольченко получил наказание в виде десятилетнего тюремного заключения. Это событие вызвало очень бурную реакцию сразу нескольких сторон, среди которых имеются даже те, которые не имеют к процессу совершенно никакого отношения.

Наиболее бурно на приговор отреагировали на родине осужденных, в Украине. Здесь не остались равнодушными ни простые пользователи социальных сетей, ни правозащитники, ни представители власти. В том числе, свои мысли по этому поводу высказал даже украинский президент Петр Порошенко.

Суть обвинения

Главным фигурантом дела стал украинский режиссер, он же активист Олег Сенцов, который в общей сложности получил двадцать лет тюрьмы за вменяемые ему преступления. F именно за попытку развязывания гражданской войны на территории Крымского полуострова. В частности, это серия поджогов, подготовка к взрывам, целью которых должно было стать запугивание крымского населения, незаконное приобретение оружия, и незаконное приобретение взрывчатки. По каждому из этих обвинений Сенцов получил отдельные сроки.

Как все начиналось

В мае прошлого года российская ФСБ заявила о задержании членов организации «Правый сектор», известной в Украине своими радикальными националистическими взглядами, целью которых, якобы являлось совершение диверсий в трех крымских городах, в том числе и столице Крыма. Кроме этого, по информации ФСБ, задержанные собирались уничтожить ряд расположенных в Крыму стратегических объектов. В частности, в ночь перед 9 мая ими готовились теракты возле симферопольского памятника Ленину и городского Вечного огня. Кроме этого, в планы подозреваемых входили поджоги крымского отделения «Единой России», и офиса крымской «Русской общины».

Также, по информации ведомства, задержанные лично признались в подготовке терактов, и подтвердили свое участие в организации «Правый сектор». Всего фигурантами дела оказались четыре человека. Помимо Сенцова и Кольченко ими стали Алексей Чирний, на тот момент являющийся преподавателем военной истории в Симферопольском университете культуры и работник прокуратуры Железнодорожного района города Симферополя Геннадий Афанасьев. Именно он назвал Олега Сенцова главным организатором действий группы, при этом спустя некоторое время, он же отказался от своих показаний, заявив, что давал их по принуждению, и ни Кольченко, ни Сенцов не имеют к терактам никакого отношения. При этом свою вину Афанасьев признал полностью. Именно это обстоятельство и дает повод для оснований сомневаться в том, что приговор Сенцову был вынесен справедливо. Последнее подогревается и тем, что последний полностью отрицает свою причастность к организации терактов и утверждает, что никогда не являлся членом «Правого сектора».

Четвертый обвиняемый – Алексей Чирний – в своих показаниях также указал на то, что идейным вдохновителем подрыва памятника Ленину стал Сенцов, чем повторил слова задержанного Афанасьева. Фактически он стал первым в этой цепочке, кто был задержан российскими спецслужбами. По их опять же официальным заявлениям, будучи преподавателем института, Чирний обратился к одному из его студентов химиков с просьбой об изготовлении взрывного устройства. Однако последний решил сдать преподавателя и сообщил о «заказе» сотрудникам ФСБ. В итоге, Чирьев был пойман с поличным при попытке забрать муляж взрывного устройства из оговоренного тайника. Таким образом, Чирний стал первым подозреваемым, который и навел ФСБ на всех остальных участников заговора. В своих показаниях Чирьев заявлял, что распоряжения поступали исключительно от Сенцова.

При этом, по словам правозащитницы Зои Световой сложно понять, когда именно Олег Сенцов превратился в основного подозреваемого, не дает ответ на этот вопрос и само обвинительное заключение. По ее мнению, следователям показалось, что Чирний, явно не тянет на роль руководителя диверсионной группы, и последние, видимо решили, что на эту роль больше подходит именно Сенцов. Вероятно, причиной такого вывода стала активная общественная деятельность режиссера, и его политические взгляды. Что касается Чирного, то в его организаторских способностях следователи могли усомниться из-за психических расстройств, о чем, кстати, правоохранителям сообщил сам Чирний, рассказав, что именно по этой причине в свое время он даже был отчислен из армии.

Главной же уликой против Сенцова стал документ, в котором приведено выступление руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша, найденный при обыске на месте проживания Сенцова. Отягощающими уликами стали билет до украинской столицы и личные визитки Дмитрия Булатова (минспорта Украины), а также Виталия Кличко. Вероятно, на основании этого было принято решение в качестве главного обвиняемого по делу о подготовке терактов на территории Крыма раскручивать именно Николая Сенцова.

При этом сам Сенцов все это время категорически отрицал свою причастность к данному делу, заявляя, что никогда не состоял в «Правом секторе», и вообще считает, что 9 мая это святой день для всех славянских народов, а соответственно все, что с ним связано, является для него неприкасаемым. Иными словами, Сенцов утверждает, что просто не смог бы поднять руку на памятники советским воинам-освободителям. Также он настаивает на том, что дело против него было полностью сфальсифицировано, а основной причиной этого являются политические игры. Олег Сенцов отмечает, что все обвинения, выдвинутые против него, построены исключительно на показаниях двух подозреваемых по этому делу, а именно Афанасьева и Чирного. Последние, как уже было сказано выше, рассказали, что дали свои первые показания под давлением, а сам Сенцов предполагает, что они просто польстились на небольшие сроки, обещанные им следователями.

Реакция на приговор

Как и следовало ожидать, реакция на приговор стала неоднозначной. Прежде всего, отреагировали правозащитники, украинская блогосфера, и украинские политики. Примечательно, что за Олега Сенцова вступились даже некоторые российские коллеги подозреваемого, а именно режиссеры Андрей Звягинцев, Александр Сокуров и даже сам Никита Михалков, который по этому поводу направил официальное обращение российскому президенту.

Из заявлений украинских властей, прежде всего, стоит отметить слова президента Порошенко, назвавшего приговор несправедливым, но ожидаемым. Параллельно с ним высказали свою реакцию на приговор в Соединенных Штатах и Евросоюзе. Причем, если Госдеп заявляет о том, что обвинения в адрес Сенцова просто были безосновательными, и являются нарушением международных норм, то в Евросоюзе и вовсе называют действия российского суда неправомерными. Так в своём заявлении глава евродипломатии Федерику Могерини, утверждает, что компетенция российских судов не может распространяться за пределы государственных территорий. Из заявления Могерини видно, что ЕС продолжает придерживаться позиции, относительно того, что территория крымского полуострова территорией России по-прежнему не является.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org