Охранники объяснили, зачем бросают журналистов на асфальт

392
После многочисленных жалоб на агрессию сотрудников Госохраны в отношении журналистов пресс-служба Президента вышла с инициативой помирить прессу и УГО. На семинаре.

Как сообщила пресс-секретарь Президента Дарка Чепак, отныне стартует программа «Открытый разговор», в рамках которой будут проводиться обучающие семинары. Первый из них назывался «Взаимодействие со СМИ: безопасность журналистов и особенности работы охранных служб – украинский и международный опыт». Дарка Чепак с удовлетворением отметила, что их инициатива вызвала оживленный интерес журналистов.

Главными участниками семинара были начальник Управления Госохраны Игорь Калинин, представитель организации «Репортеры без границ» Оксана Романюк и юрист Института массовой информации Роман Головенко. Для пущего веса пригласили и международного эксперта по взаимодействию служб охраны и СМИ британца Аллана Джонса.

В своем вступительном слове пресс-секретарь Виктора Януковича несколько раз подчеркнула, что впредь общение прессы и представителей Госохраны в рамках подобных мероприятий будет проходить регулярно, причем с привлечением гостей из-за рубежа. При этом госпожа Чепак несколько раз подчеркнула, что приглашенный Аллан Джонс в прошлом работал охранником королевской семьи в Великобритании. Позже мистер Джонс опроверг этот факт, подчеркнув, что он является экспертом по тактике безопасности проведения массовых мероприятий, в том числе, и с участием королевской семьи.

Начальник УГО Игорь Калинин демонстрировал полную готовность сотрудничать с прессой. «Мы пришли к выводу, что нужно встречаться, общаться, смотреть в глаза друг другу», - расчувствовался Калинин. По его словам, подобные конфликты между журналистами и теми, кто обеспечивает охрану первых лиц, существуют во многих странах. И выход из этой ситуации – понимание специфики работы обеих сторон.

«Да, у вас ответственная работа, вы собираете информацию. Но и у нас не менее ответственная работа, мы обеспечиваем безопасность первых лиц. Вам в вашей работе необходимо быть как можно ближе к первым лицам, но и нас поймите. Ведь в этот момент они наиболее уязвимы», - продолжал Калинин свою прочувствованную речь. При этом он неоднократно подчеркивал, что УГО обеспечивает не только безопасность высоких чиновников, но и журналистов и простых людей.

В свою очередь, представитель «Репортеров без границ» Оксана Романюк отметила, что за последнее время количество инцидентов между журналистами и охранниками возросло: за это время случилось 9 стычек между прессой и охраной, в семи случаях журналистов избивали. И это, по мнению Романюк, ударило по репутации УГО. В качестве главного примера приводился инцидент с корреспондентом телеканала СТБ Сергеем Андрушко, которого, как известно, представитель Госохраны не только не пустил к Президенту, но и применил против него силу.

За спиной корреспондента «Комментариев» сидели представители УГО и комментировали практически каждое слово. Слушать их было куда интереснее, чем тех, кто проводил семинар. Когда речь зашла об Андрушко, они отреагировали моментально. Мол, а что должен был делать представитель Госохраны, если человек берет штатив и несется в спину Президента?

После теоретической части Игорь Калинин показал журналистам экспозицию наиболее распространенных предметов, под которые можно замаскировать взрывчатку. Как оказалось, ее можно спрятать не только в кофр от видеокамеры, но и в банку пива и даже пачку сигарет. С этим, по словам Калинина, и связаны беспрецедентные меры при досмотре личных вещей журналистов.

На этом практический курс закончился, и снова пошла теория. Юрист Института массовой информации вещал прописные истины, поэтому гораздо интереснее было пообщаться с молодыми ребятами из УГО.

«Так что, не любите вы журналистов?».

«Мы любим. Но не надо же рамки переходить».

«А какие рамки?».

«Ну, например, нельзя снимать сзади. Потому что все покушения, в основном, сзади и происходят. Кортеж нельзя снимать».

«А это почему?».

«Потому что никто не должен знать, в какой конкретно машине находится охраняемый объект».

«А как же действовать журналистам, чтобы не вызвать агрессию с вашей стороны?».

«Познакомиться с нами и договориться».

«Ооччень смешно…».

Посреди мероприятия раздался жуткий грохот. Это один из операторов случайно задел висевшую на стене фотографию экс-главы УГО Валерия Гелетея. «О, покушение», - лениво зевнул один из присутствующих. Но на представителей Госохраны это не произвело особого впечатления.

Во время тренинга со стороны журналистов было много нареканий на то, что представителей УГО не сразу можно идентифицировать, поскольку они не представляются. «Ага, когда журналист мчится на Президента, нет времени представляться», - моментально отреагировали с заднего ряда. При этом представители Госохраны уверяли, что у них всегда есть бейджи, по которым их легко узнать, и они стараются вести себя с прессой максимально вежливо. А вот с вежливостью – есть проблема, - посетовали в УГО. Ведь уровень культуры охранников часто зависит и от образования. А в Украине пока не готовят бойцов, которые бы специализировались конкретно на охранной деятельности. И в управление Госохраны они попадают из СБУ или МВД.

У присутствующих в зале представителей УГО были свои аргументы. Мол, человек имеет право на частную жизнь, и одна из обязанностей охранника – обеспечить это его право, иногда даже выходя за рамки словесных приличий. Однако журналисты резонно возражали, что если человек публичный, и общественный интерес превышает приватность, тогда препятствовать действиям прессы нельзя.

Когда речь зашла о том, что Госохрана иногда позволяет себе разбивать камеры и диктофоны или стирать информацию с носителей, обе стороны сошлись на том, что этого делать нельзя. «А мы и не удаляем. Мы журналистов самих просим удалять», - послышался очередной комментарий бойца УГО. «Ага, пальцы в двери, и вежливо просим», - парировал его коллега, и послышался дружный смех.

Заключительное слово дали Аллану Джонсу. Он рассказал о том, как непросто проходило сотрудничество между прессой и охранниками первых лиц в Великобритании. «Мы довольно долго относились к прессе с подозрением. 302 моих коллег были убиты террористами, и информацию о событиях эти террористы нередко получали именно со снимков в СМИ. Но насколько же легче стало работать, когда мы с журналистами стали одной командой! Теперь на массовых мероприятиях они наряду с нами обеспечивают порядок и сообщают о подозрительных лицах», - похвастался мистер Джонс.

В качестве примера он привел недавнюю свадьбу в королевской семье, которая была проведена на высочайшем уровне безопасности, в том числе, благодаря дисциплинированности журналистов. Главная мысль, которую попытался донести до присутствующих заграничный гость – пресса и охрана должны быть партнерами, а не врагами.

Неизвестно, впитали ли эту мысль участники семинара, который продолжался почти три часа, но и журналисты, и представители Госохраны уходили с него несколько разочарованными. Первые – потому что не получили от руководства УГО подтверждения того, что во время публичных мероприятий им будет дан карт-бланш на съемки и доступ к первым лицам. Представители Госохраны – потому что не услышали для себя ничего нового. Мол, только время потеряли. Как рассказал «Комментариям» один из «бодигардов», перед каждым важным мероприятием им выдаются подробные инструкции, как вести себя в тех или иных ситуациях, в том числе, с прессой. Кроме того, среди них обязательно есть человек, который непосредственно отвечает за общение с журналистами.

Итог семинара таков: не надо много ума, чтобы положить журналиста лицом на асфальт, как и для того, чтобы, несмотря на все запреты охраны, ломиться напролом. Будет ли здесь достигнут компромисс исходя из украинских реалий - непонятно. Во всяком случае, не хотелось бы, чтобы после очередного инцидента охраны с журналистами в Администрации Президента и в УГО сказали: мы же вас учили, а вы оказались неучами…

politics.comments.ua