Официальные зарплаты глав МСЭК не совпадают с многомиллионными состояниями
Как показал скандал с главой Хмельницкой областной МСЭК Татьяной Крупой, руководители медико-социальный экспертных комиссий в Украине даже при небольших официальных зарплатах могут держать дома миллионы. Декларации коллег Крупы в разных регионах страны подтверждают, что живут чиновники МСЭК далеко нескромно.
От МСЭК зависит, признают ли инвалидность и дадут ли «белый билет» во время полномасштабной войны. А потому именно к ним зачастую обращаются желающие «откосить» от армии. И, судя по состояниям глав МСЭК, на такие «услуги» давно установлены расценки.
Согласно декларации, сама Крупа официально зарабатывала почти 600 тыс. грн в год, это по 50 тыс. грн в месяц. А еще она получала почти 1,5 млн грн других доходов, в частности, зарплату по совместительству, дивиденды, пенсию и доход от сдачи в аренду имущества. Доход по украинским меркам немаленький, но следует учитывать, что у главы Хмельницкой МСЭК дома нашли аж 6 млн долларов, а это более 247 млн грн.
Кроме того, семья чиновницы владеет большим количеством имущества. Только у самой Крупы – почти десяток земельных участков по 20 тыс. квадратов каждый. А на ее супруга записано еще больше: несколько квартир, дома, гаражи и большие земельные участки. Вместе супруги также возводят дом на 590 квадратов. Неофициальные 6 млн долларов наличными Крупа декларировать не стала.
Вопросы возникают и к декларации руководительницы МСЭК в Винницкой области Юлии Даниленко. Официально она получает самую маленькую зарплату среди своих всех коллег в Украине. В документе указана 221 тыс. грн заработка за год, т. е. по 18,4 тыс. грн в месяц.
Но при такой зарплате Даниленко умудряется зарабатывать на стороне. Таких доходов в декларации – на 5,5 млн грн. Откуда деньги – не совсем ясно. Ведь согласно документам доход получен от отчуждения ценных бумаг и ценного имущества. Только вот никакого имущества, в т. ч. и личного транспорта, в декларации нет.
Еще одна интересная декларация у главы Львовской МСЭК Владимира Решоты. Он занимает свою должность уже 25 лет. За 2023-й Решота задекларировал 500 тыс. грн зарплаты – т. е. в среднем по 41,6 тыс. грн в месяц. Но при этом получил более 4 млн грн других доходов. Из них 3,9 млн грн – «возвращение долга».
Супруга Решоты Наталья работает в Центре спортивной медицины и реабилитации. Она получила за год почти вдвое меньшую зарплату. Но несмотря на это, у супругов есть три квартиры во Львове, два гаража, три земельных участка и авто.
Также интересная декларация у председателя областной МСЭК №2 Львовского областного совета Игоря Боженко. В ней указана довольно скромная по мерками комиссии зарплата в 20 тыс. грн. Почти столько получает и супруга главы МСЭК.
При этом жена Боженко получила еще 700 тыс. грн других доходов, в частности гонораров и пенсии. Кроме того, супруги ценят наличность и держат в таком виде 93 тыс. долл., 26 тыс. евро и около 180 тыс. грн.
Однако хорошо живут не только главы областных МСЭК. Например, в декларации главы межрайонной МСЭК на Львовщине Зиновии Николишин указан совокупный семейный доход в 400 тыс. в год (около 33 тыс. грн в месяц). Но при этом у супругов каким-то образом накопились сбережения на 300 тыс. долл. и более миллиона наличными. Также у них есть три авто, квартира, дом и четыре участка земли в Тернопольской области.
Список, разумеется, можно продолжать. На доходы глав МСЭК уже давно пора обратить внимание правоохранителям и НАПК – они должны проверить источники поступления средств и соответствие доходов с реальными расходами.
Реформа МСЭК может остановить крохоборство?
Эксперты уверены: один из способов пресечь коррупционные схемы – масштабная реформа МСЭК. В Минздраве о такой реформе говорят уже несколько лет, ведь с 2022-го резко увеличилось количество травмированных людей, нуждающихся в прохождении МСЭК. И соответственно выросло количество жалоб на работу членов комиссий.
В идеале МСЭК должна проводить осмотр больного в течение 5 рабочих дней после получения направления. В реальности же люди ждут заседания комиссии и по полгода, собирая для этого десятки справок.
«Весной прошлого года мы провели первый небольшой опрос, который касался деятельности МСЭК. Обнаружили, что есть ряд проблем. Они касаются того, что часто к людям относятся пренебрежительно, помещения физически недоступны, отсутствует сервис, предоставляются некачественные услуги, процедуры непонятны, а список документов – неисчерпаемый», – рассказала Дарья Сидоренко, исполнительный директор общественной организации «Лига Сильных», которая занимается вопросами людей с инвалидностью и их семей.
Часть изменений все же внедрили. В частности, проводится цифровизация МСЭК, установлены сроки и правила осмотра пациентов, утвержден единый перечень документов. Однако на практике коррупция остается, поддельные справки об инвалидности все еще оформляются, настоящие пациенты месяцами не могут получить документы, а чиновники богатеют.