Очередной виток украинской судебной волокиты
С 15 декабря 2017 (с начала работы вновь Верховного Суда (Украина) приобретут юридическую силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины (в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты »от 3 октября 2017 № 2147-VIII.
Ряд изменений (в частности, ст. 132, 184 УПК Украины) приобретут юридическую силу через три месяца после вступления в силу Закона от 3 октября 2017 № 2147-VIII.
В свою очередь, в соответствии со ст. ст. 132, 184 указанных изменений, ходатайство следователя, прокурора о применении мер и мер обеспечения уголовного производства подается в местный суд (следственного судьи), в пределах территориальной юрисдикции которого находится (зарегистрирован) орган досудебного расследования как юридическое лицо и рассматривается исключительно таким судом (следователем судьей).
На примере города Киева следует понимать, что районные управления Национальной полиции в городе Киеве (основные и самые распространенные органы досудебного расследования) не являются юридическими лицами, а лишь обособленными структурными подразделениями Главного управления Национальной полиции в городе Киеве.
Таким образом, все ходатайства подобного рода, если они подаются, например, следователями Днепровского управления полиции Главного управления Национальной полиции в городе Киеве или Киевской местной прокуратурой № 8 будут рассматриваться, например НЕ Днепровским районным судом города Киева и не Святошинского районного суда города Киева ( как это было раньше), а Шевченковским районным судом города Киева, поскольку во всех случаях орган досудебного расследования как юридическое лицо является Главное управление Национальной полиции в городе Киеве, зарегистрирован е в Шевченковском районе города Киева (м. Киев, ул. Владимирская, 15) и «подчинено» исключительно соответствующем районном местном суда.
То есть, все ходатайства об избрании и продлении меры пресечения (а в современных реалиях это наиболее резонансные в общественной плане процессуальные меры (при них подозреваемой лице избирается мера пресечения (арест и содержание под стражей, личное обязательство, домашний арест, поручительство и т.д. ), которые ранее равномерно распределялись по десяти районным судам города Киева по месту нахождения районных управлений (отделений) полиции и рассматривались «в рабочем порядке» будут одновременно «брошены» на решение в Шевченковский районног в суд города Киева.
Если сейчас еще Шевченковский районный суд города Киева (следователи судьи) рассматриваются ежедневно несколько таких ходатайств и едва успевают выполнять свои процессуальные задачи, то уже с 15го марта 2018 (когда изменения начнут действовать) все районные суды «разгрузятся» и все эти производства сконцентрируются в Шевченковском районном суде города Киева.
Же количество следственных судей будет рассматривать уже не несколько ходатайств (как сейчас) об избрании арестов или ношение электронных «браслетов» и т.п., а несколько десятков таких ходатайств. По каждому из них следует потратить значительное количество времени (заслушать сами ходатайства, объяснения участников, выступления адвокатов, учесть внезапные «заболевания» участников непосредственно в процессе судебного заседания, блокирование суда общественными «пасивистамы» и т.п.).
В то же время, Шевченковский районный суд города Киева не полностью укомплектованным судьями (следователями судьями) и чуть выполняет «свои» нынешние функции.
Есть потребность немедленно и неотвратимо обеспечить назначение не только «полного комплекта» судей по действующим нормативам, но и назначить их «с запасом» (с учетом категорий дел, о которых идет речь), а также обеспечить помещение, технический персонал, инфраструктуру (н \ 'связь, мебель, канцтовары и т.д.). Следует решить вопрос о наличии помещений для задержанных (заключенных) лиц и логистику их доставки и содержания и другие сопутствующие вопросы (пребывания конвоя, движение транспорта).
Без выполнения этих действий возникают реальные высокие риски того, что уже в первые дни вступления в силу изменений в УПК Украины (напоминаем, это произойдет 15го марта 2018) одновременно рассмотреть и цивилизованно и «хорошо» решить вопрос об избрании (продолжение) мер нескольким десяткам подозреваемых будет невозможно и в связи с истечением сроков содержания под стражей их нужно будет освободить.
Среди таких лиц будут убийцы, предатели, насильники, террористы, коррупционеры, разбойники, взяточники, зоофилы, всевозможные извращенцы и маргиналы. Освобождение даже одного из таких «резонансных» задержанных безусловно может вызвать очередную революцию и общественные беспорядки, в которых обвинят (кстати, небезосновательно) государственные учреждения.
Центр экономико-правовых исследований считает предусмотрены риски существенными и критическими и предлагает их предотвратить уже сейчас, в связи с чем уже обратился к ряду компетентных органов с развернутым анализом соответствующих рисков и путями их устранения.
Более того, подобная ситуация (рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и т.д.) судом по месту регистрации юридического лица органа досудебного следствия, конечно, будет иметь место не только в Киеве, но и по всей Украине.
Несмотря на то, что управление и главные управления Национальной полиции в областях являются юридическими лицами органов досудебного следствия в пределах области - это единственный суд, «обслуживает» территорию, где зарегистрирована такое юридическое лицо будет рассматривать все ходатайства такого рода.
То есть, один местный суд, где с нагрузкой в три-пять ходатайств за день справлялись (пока справляются) два-три следственные судьи в трех кабинетах- немедленно получит долю нагрузки, условно, двадцати-двадцати пяти судов (условно, полсотни следственных судей), условно в сотню и более ходатайств ежедневно. Еще раз имеем отметить, что выполнить задание судопроизводства будет технически невозможно (если не принять технических мероприятий).
Более того, кстати, тот же упомянутый Шевченковский районный суд города Киева должен решать и все вопросы избрания и продления мер по делам, которые расследуются в Киевской области (поскольку ГУ НПУ в Киевской области, как юридическое лицо, также находится на территории Шевченковского района города Киева, и в указанный суд будут обращаться более трех десятков отделов и отделений Нацполиции в Киевской области, и в этот же суд кроме киевских «городских» задержанных массово повезут заключенных из Сквиры, Тетиева, Боярки, Ирпеня , Переяслав-Хмельницкого и даже задержанных в зоне отчуждения ЧАЭС и вблизи нее (территория Киевской области).
Стоит только представить эти масштабы и стоимость этой миграции и логистики подозреваемых, следователей, прокуроров, конвоя, адвокатов по Украине ...
Каким образом три десятка районных судов по всей Украине (по количеству юридических лиц органов досудебного следствия) выдержат такое неожиданное «монопольное» нагрузки - остается только прогнозировать. В любом случае очевидно, что в нынешних условиях судебная система к такому сногсшибательного монопольного виража явно не готова.
По материалам: argumentua.com