О поездке украинской делегации в Москву

485

Без иллюзий отправилась в Москву на переговоры по вопросам временного пребывания российского Черноморского флота в Украине украинская делегация, возглавляемая заместителем министра иностранных дел Русланом Демченко: в Киеве предполагали, что поездка будет малорезультативной. В общем, так и получилось. После возвращения дипломатов в свои кабинеты ажиотажа на Михайловской не наблюдалось.

Тогда зачем Киеву эти переговоры ради переговоров? Для украинской стороны встреча сопредседателей подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его временного пребывания на территории Украины Руслана Демченко и Григория Карасина была необходима, поскольку Киеву важно в очередной раз обоз­начить свою позицию по иност­ранной военно-морской базе. Прежде всего по нескольким основным, на сегодняшний день, проблемным вопросам — планируемой модернизации Черноморс­кого флота России, базирующегося в Крыму; по объектам навигационно-гидрографического обес­печения (НГО), занимаемым ЧФ РФ на полуострове; продолжающейся уже не первый год инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости, используемых моряками-черноморцами; по таможенным пошлинам на все ввозимые для нужд моряков-черноморцев товары.

Избрав жесткую тактику ведения переговоров, Москва нас­таивает, чтобы Киев принял ее условия по функционированию российского Черноморского флота в Крыму. С возвращением Вла­ди­мира Путина в Кремль позиция российской дипломатии толь­ко ужесточается. В Москве по­лагают: черноморское «яблочко» скоро упадет в протянутую руку старшего брата. Так россия­не считают, исходя из ситуации в нашей стране — ухудшения отношений Киева с Европейским Союзом и Соединенными Штата­ми, а также неблагоприятного эко­номичес­кого прогноза для Украины.

Виктор Янукович уже находится в мягкой международной изоляции. Если события в Украине и далее будут развиваться в том же русле, то украинский президент, как ранее его белорусский коллега, просто вынужден будет идти на уступки России.

Если в вопросе упорядочения пребывания российского Черно­морского флота и наблюдаются какие-то подвижки, то только в вопросе инвентаризации. И то потому, что Кремль кровно заинтересован в ней: в Москве уже устали от коррупции собственных адмиралов и генералов и хотели бы установить контроль над земельными участками и объектами недвижимости, используемыми моряками Черноморского флота, чтобы навести хотя бы видимость порядка.

Но что касается решения других проблемных вопросов, то до взаимопонимания здесь далеко. Например, уже давно идет работа над соглашением о модернизации вооружения и техники подразделений, дислоцированных в Крыму. Для россиян это один из принципиальных документов, который позволит сделать Севасто­поль относительно боеспособной военно-морской базой — Киев сог­ласился с тем, чтобы на полуострове появились более современные корабли ВМФ РФ. Но позиция украинской стороны заключается в том, чтобы в соглашении об обновлении военной техники и вооружения были прописаны не только механизм, процедура их замены, но также был зафиксирован и пункт обязательного согласования с Украиной замены кораблей и самолетов. А вот с этим россияне как раз и не согласны.

Вызывает возмущение в Москве и намерение украинцев собирать таможенные пошлины со всех ввозимых для нужд российского флота товаров. Ведь речь-то идет о «живых» деньгах! Россия, наоборот, пытается добиться отмены нынешних налогов, которые действуют для грузов, ввозимых для обеспечения деятельности российского флота. Правда, несколько месяцев назад посол РФ в Украине Михаил Зурабов сообщил, что в рамках переговоров российская сторона предложила Киеву урегулировать «объем платежей несколько иным образом»: как дополнительные платежи, которые частично могли бы быть направлены на финансирование, например, социальной сферы Севастополя. Но «не квалифицировать их как платежи за товары и продукцию, которые поставляются в интересах ЧФ РФ»…

Решению этих и других проблем, связанных с упорядочением функционирования российского Черноморского флота в Украине, никак не способствует и общий фон украинско-российских отношений. Собеседники ZN.UA, близкие к переговорному процессу, констатируют: сегодняшние отношения Киева и Москвы даже хуже, чем во времена Виктора Ющенко. Так что Украина и Россия пребывают в преддверии «большого взрыва», нового витка кризиса в двусторонних отношениях? В Киеве многие полагают, что этого следует ожидать в ближайшие месяцы. В двусторонних отношениях накапливается критическая масса недовольства.

Кремль не может не тревожить ситуация с российским бизнесом в нашей стране, когда в результате рейдерских захватов российские предприниматели теряют контроль над предприятиями в Украине. Не способствует стабилизации двусторонних отношений и жесткая политика Москвы в отношении Киева: по газовому вопросу, «сырной» проб­леме, вступлению Украины в Таможенный союз, развитию отношений нашей страны с НАТО и т.д. Свою роль играет и явное неприятие российского премьера и украинского президента. Проб­лемы в их взаимоотношениях усугубляет и то, что в последние два года основным партнером Яну­ковича по пере­гово­рам Киев видел Дмитрия Медведева. Ошиб­­ка Банковой, непростительная в глазах Владимира Путина! И этот кризис в двусторонних отношениях будет только усугуб­ляться по мере усиления интеграционной составляющей внешней политики Кремля.

В данной ситуации неудивительно, что проблематика российс­кого Черноморского флота остается темой повышенной чувствительности для украинско-российских отношений. Значимость для Кремля и лично для Владимира Путина военно-морской базы в Севастополе остается велика — это символ присутствия России на постсоветском пространстве. Как заявил пару месяцев назад Путин, Российская Федерация не собирается выводить из Крыма ЧФ, хотя при этом РФ также будет развивать и собственную военно-морскую базу в Новорос­сийске. Возможно, на это особое отношение Москвы к Севасто­по­лю и рассчитывают в Киеве, планируя в рамках большого пакета, включающего в том числе и модернизацию Черноморского флота, добиться снижения цены на российский газ. Но только пойдут ли на это в Москве, полагая, что подгнивший плод и так упадет?

По материалам zn.ua