О доразмещении валютных облигаций на сумму 350 млн долларов и о том, как мы движемся к дефолту

628

Министерство финансов Украины подало информацию о доразмещении валютных облигаций на сумму 350 млн долларов сроком на 10 лет. Всё было бы хорошо, если бы не одно «но» — процент, который составляет 9,75% годовых. То есть наше правительство, рапортуя об успехах экономической политики, занимает деньги под «мусорный процент» — ставку для стран, которые балансируют на грани дефолта.
Это пока что самый высокий процент, под который одалживала страна. Для сравнения даю процентные ставки по евробондам Украины, которые ещё торгуются на рынке:

5 летние облигации (код 1Z2HM) 2015 года. Выпущены под госгарантии США — 1,471%
7 летние облигации (код A18U3G) 2015 года, выпущенные самостоятельно — 7,75%
8-и летние облигации (код A18U3J) 2015 года, выпущенные самостоятельно — 7,75%
9 летние облигации (код A18U3L) 2015 года — 7,75%
10 летние облигации (код A18U3N) 2015 года — 7,75%
5 летние облигации (код a186zy) 2016 года. Выпущены под госгарантии США — 1,847%
10 летние облигации (A18U3Q) 2016 года — 7,75%
12-летние облигации (код A19PNV) 2017 года — 7,375%

Украинские облигации 2018 года (погашение 2024, код A2RTRP), суммарно 750 млн долларов — 8,994%
Украинские облигации 2018 года (погашение 2028), суммарно 1,25 млрд. — 9,75%
Вам ничего не кажется странным? Например, на фоне разговоров об экономическом подъёме процентная ставка по облигациям растёт. То есть, с точки зрения внешних инвесторов, ситуация с экономикой Украины и способностью страны платить по счетам в 2015 году была намного лучше, чем в 2019, когда правительство и президент громко говорят об экономических успехах.

Процент действительно велик, так может не стоило бы одалживать деньги на таких условиях? Естественно, если нет острой необходимости в финансовой подпитке, или если есть возможности взять более дешёвые деньги. Например, использовать кредитные линии ЕС, МВФ либо решить вопрос без кредитов за счёт прихода инвесторов.

Почему нам срочно понадобились деньги?

Для того, чтобы понять логику внезапных заимствований стоит посмотреть на динамику выплат по внешним заимствованиям Украины — их пик приходится на 2019-21 годы. Соответственно, государство остро нуждается в средствах для рефинансирования долга. Желательно, под меньшие проценты, потому что обратное лишь отсрочит дату погашения, не уменьшив размер внешней задолженности.

Меньшие средства — это ЕС, МВФ, США. Но все они выдвигают требования по реформированию государственной системы, борьбе с коррупцией, в конце концов, жизни по средствам. Переговоры идут очень вяло. Весь 2018 год, если помните шли долгие переговоры с Международным валютным фондом. При этом необходимость платить кредиторам сохранялась. Стране ещё год назад срочно понадобились деньги. Настолько срочно, что в августе Украина одолжила 725 млн долларов на полгода со ставкой 9% годовых. А буквально через два месяца взяли ещё 750 млн на 5 лет под почти 9%, и ещё 1,25 млрд уже под 9,75% на 10 лет. И, наконец, в 2019 решили увеличить сумму на 350 млн долларов.

Вопрос последнего заимствования выпадает из логики — ведь с МВФ вроде как договорились, президент и премьер говорят об экономических успехах и обещают выплаты социально незащищённым группам населения.

Странно, но тут стоит вспомнить недавний кейс с решением Конституционного Суда по статье о незаконном обогащении. Кратко напомню суть:

введение такой нормы было одним из условий сотрудничества с МВФ, финансовой помощи (а также дешёвых кредитов) от ЕС, и даже безвиза;
статья стала одной из основ выстраиваемой системы борьбы с коррупцией — на её логику было завязано электронное декларирование, возможность расследования резкого обогащения политиков и государственных служащих. Появились первые уголовные производства;
Но формулировка статьи вызывала вопросы, юристы говорили о её сырости и возможных трудностях с доказательством вины в судах;
Народные депутаты, в том числе от правящей коалиции (Народный Фронт и БПП), даже голосовавшие за введение нормы (именно в той формулировке) соглашаются с доводами. Но вместо того, чтобы разработать и принять новую редакцию, исправить собственные ошибки, обращаются в Конституционный Суд с просьбой проверить текст на соответствие Основному закону;
Конституционный суд признаёт ст. 368-2 УК Украины неконституционной. Норма отменяется. И, поскольку, закон не имеет обратной силы, все производства, которые опирались на данную статью прекращаются. В значительной мере теряет смысл электронное декларирование — невозможно задать вопрос «откуда деньги появились». Более того, сегодня политики и чиновники могут, заранее «задекларировать сумму будущих взяток», чтобы после появления обновлённой нормы в УК не было возможности привлечь их к ответственности, поскольку, напомню, закон не имеет обратной силы и сегодня «незаконное обогащение» как таковое не карается законом.
Естественно, что после этого Президент заявляет, что вернёт норму в УК, депутаты (те самые, которые могли в рабочем порядке изменить действующую статью) наперегонки подают свои законопроекты. МВФ, европейские партнёры, мягко говоря в шоке. Речь о санкциях, разрыве работающих соглашений не идёт. Зато и одни и другие могут «несколько подождать» с новыми кредитными программами либо переводом средств по уже утверждённым. Что, в принципе, и происходит.

Но ведь выплаты по внешним долгам никто не отменял и их пик приходится на 2019-21 годы. Поэтому деньги нужны, даже без учёта игр в популизм перед выборами.

Но популизм — отдельная тема. У нас выборы, власть демонстрирует, то, что «попередники» называли «покращення вже сьогодні» — идёт увеличение выплат пенсионерам, льготникам — тем, кто активнее всего ходит на выборы. Получается забавная ситуация: раздаём деньги населению и одалживаем примерно такую же сумму на внешних рынках. Сегодня, например, пенсионерам хорошо, но ведь отдавать придётся практически в два раза больше. И для этого необходимо будет забрать 350 млн «тела долга» и ещё почти столько же процентов из… налогов граждан, которые могли бы пойти на пенсии тем же пенсионерам. Пытаюсь найти логику такого подхода, получается с трудом.

Забавно, например, то, что 350 млн можно было не занимать вообще — растаможка евроблях в сумме принесла 13,6 миллиардов гривен. Это по текущему курсу ни много ни мало, а 503 млн долларов. Но львиную долю этой суммы решили просто раздать, о чём радостно сообщил президент Порошенко в своём Твиттере.

Хочу напомнить, что заняв в 2018-19 годах 1,6 млрд на 10 лет под 9,75% годовых — это означает отдать 3 млрд. Которые могут появиться из налогов, инвестиционного дохода либо гуманитарной помощи. Сомневаюсь, что нам «подарят» 3 млрд, значит остаются инвестиции. Но инвесторов, среди прочего, пугает упомянутая коррупция и позиция МВФ, ЕС и США. То есть пока нет существенных сдвигов, нет и резкого увеличения инвестиционных потоков. Значит деньги будут забираться из налогов — то есть из будущих пенсий, социальных выплат. Это значит игра с нулевой суммой — раздав 350 млн долларов пенсионерам сегодня, государство заберёт из их карманов (не увеличивая слишком часто те же пенсии).

Подводя черту под сказанным, можно констатировать, что избирательный год уже стал годом популизма и пустой траты денег. Оценивая перспективы 2019 несколько месяцев назад я говорил о пробуксовке реформ и отсутствии эффективной экономической политики, резких, непопулярных сегодня, но полезных в будущем шагов. Увы, я ошибался — этот год рискует стать годом отката назад, по крайней мере в экономике — вместо уменьшения долговой зависимости мы одалживаем под колоссальные проценты, вместо попытки думать над эффективными тратами денег верстаем государственный бюджет с 89 миллиардным дефицитом. Это, на минуточку, траты на сумму 3 (три миллиарда долларов), которые не покрываются доходами государства.

Что с этим делать?

В обозримом будущем увы, ничего — бюджет свёрстан, денег от МВФ нет, долги отдавать надо. И выборы с праздником популизма.

Однако, выборы дают прекрасную возможность подумать над элитами и, по крайней мере, искать тех, кто честно говорит:

о жизни по средствам. Ну нельзя, просто нельзя, имея большой долг занимать ещё чтобы просто проесть. В семье, когда впереди трудные времена, вы откладываете копейку, экономите, но не планируете гулянку на которую придётся одолжить деньги;
об эффективности работы и причинно-сдедственной связи. Каждое действие человека у власти надо оценивать с точки зрения «что будет в результате: плохого и хорошего», какие новые возможности у нас появляются, какие угрозы становятся актуальными;
о рациональном позиционировании себя, своей страны. Можно много говорить о друзьях в разных частях мира, но хорошая политика — это сделать так, чтобы партнёрам был выгоден успех Украины. Просто за красивые слова мы получаем «убойные азовские санкции» в адрес восьми… работников ФСБ;
Я не говорю только о президентских выборах — 2019 год даёт возможность обновить, или, хотя бы, изменить баланс политических элит.

А «лишние» два миллиарда процентов по еврооблигациям, увы, придётся каждому из нас, уплачивая проценты.

По материалам: hvylya.net