О чем промолчал Абромавичус

954

114742«Давно подмечено: если высокое должностное лицо начинает извергать сенсационные заявления или разоблачения, значит, его готовят с вещами на выход. А вот и совсем свежий пример – Айварас Абромавичус», – это фраза из статьи на «Версиях» от 27 ноября 2015 года. Отставка литовского министра украинской экономики обсуждалась задолго до его вчерашнего разоблачительного спича и рандеву у Порошенко. Сигналами к тому, что ротация близится, считали отставку замминистра Коржа и появление кандидатуры евроинтеграционного вице-премьера. Поэтому Анчоусу ничего не оставалось, как повторить креатив Наливайченко и уйти со скандалом. Ресторанные консультации с Саакашвили, который повернул скандал в русло «Яценюк – говнюк», также предсказуемы: на мнимых реформах в МЭРТ сидит целая армия грузин. Плюс сплав интересов вокруг ОПЗ...

«Версии» больше других писали о «подвигах» Айвараса Абромавичуса на посту министра, поэтому нам есть что сказать напоследок. 26 ноября 2015 года на сайте Верховной Рады появился проект постановления №3537 об увольнении Айвараса Абромавичуса с должности министра экономического развития и торговли. Автором документа является народный депутат, член комитета по вопросам экономической политики Виктор Бондарь – бывший министр транспорта и связи.

Судя по всему, проект постановления был частью подковерной игры вокруг приватизации «стратегически вкусных» объектов. Об этом вчера проговорился Михаил Саакашвили, когда начал переводить стрелки на премьера и обвинять в отставке друга Айвараса коррупционного монстра Яценюка. В качестве доказательства он сотрясал перед телекамерами бумажками, датированными вроде бы ноябрем прошлого года, в которых Абромавичус просил правительство сменить руководство ОПЗ. А предыдущее по возможности посадить за воровство.

Действительно, именно в ноябре Абромавичус начал активно педалировать тему приватизации ОПЗ и заявил, что ОПЗ будет продан в марте 2016-го. Вот цитата из нашей собственной публикации:

«Как сообщают информационные агентства, «23 листопада 2015 року на прес-конференції Міністр економічного розвитку і торгівлі Айварас Абромавичус повідомив, що розраховує, що Одеський припортовий завод буде продано у березні 2016 року, але у разі прийняття законопроекту №2319».
Это такой законодательный фетиш, из разряда «слов много, смысла мало», который как бы выписывает новую схему приватизации государственных предприятий. Например, предусматривает запрет гражданам и компаниям страны-агрессора, то есть России, участвовать в покупке украинских предприятий
Видимо, министр имел в виду законопроект с буквой «а» на конце – №2319-а, который наблюдатели с юмором окрестили «2319-абромавичус» – о приватизации государственных предприятий до конца декабря 2015 года. Что это за документ?

Это такой законодательный фетиш, из разряда «слов много, смысла мало», который как бы выписывает новую схему приватизации государственных предприятий. Например, предусматривает запрет гражданам и компаниям страны-агрессора, то есть России, участвовать в покупке украинских предприятий. Или отменяет продажу на фондовых биржах 5-10% акций приватизируемых объектов...».

За несколько месяцев до этого тезка инициатора постановления об отставке, экс-глава ФГИ Александр Бондарь резко раскритиковал литовца и заявил, что действия Айвараса Абромавичуса противоречат закону.

«МЭРТ формирует эти списки и подает их на рассмотрение правительства. Все. Министерство не вмешивается в механизм продажи и не решает, как должны проходить сделки, нужно ли привлекать международных советников. Есть еще один момент. Желая понравиться внешним кредиторам, министерство включает в список приватизации объекты, продажа которых запрещена. Подобные намерения – это сплошные манипуляции и пиар-ходы, которые никакого отношения к прозрачной приватизации не имеют..», – заявил он.

Мы в своей статье предположили, что МЭРТ интересовала не собственно приватизация того же ОПЗ, а сам процесс, поэтому в законопроекте «2319-а» они всерьез лоббировали только один пункт: о необходимости обязательно привлекать советников. Кстати, компания East Capital, откуда Айварас пришел в правительство, помимо собственно покупок предприятий, занимается консультированием клиентов по вопросу приобретения контрольного пакета акций – как на приватизационных конкурсах, так и на "вторичном" рынке.

«Инвестиционные банки – это те места, где господин Абромавичус планирует работать после освобождения. Поэтому очень важно если не позаботиться об их благополучии на практике, то хотя бы изобразить попытку такой заботы. Законодательную», – это тоже наша цитата.

При этом не надо забывать, что Айвараса Абромавичуса «выписали» для работы в Кабмине вовсе не ради приватизации и даже не ради инвесторов. Если задачей американки Натальи Яресько в Минфине было отсрочить выплату внешних долгов и получить займы МВФ, с чем она худо-бедно справилась, то на МЭРТ возлагались надежды протолкнуть наши товары на широкий европейский рынок.
С евроинтеграцией Абромавичус не справился вообще. Падение товарооборота Украины с ЕС почти на треть, крошечные квоты на ходовые товары, которые наши экспортеры выбирают за считанные дни, до сих пор нерешенные проблемы сертификации, стандартизации, логистики – все это итог работы МЭРТ
А с евроинтеграцией Абромавичус не справился вообще. Падение товарооборота Украины с ЕС почти на треть, крошечные квоты на ходовые товары, которые наши экспортеры выбирают за считанные дни, до сих пор нерешенные проблемы сертификации, стандартизации, логистики – все это итог работы МЭРТ.

Кстати, за данное направление отвечала торгпред Наталья Микольская, заявившая об отставке вместе с шефом. А также, если не ошибаюсь, и недавно покинувший МЭРТ замминистра Руслан Корж, и это стало причиной его отставки, помимо старых бизнеcовых проблем, о чем мы тоже писали.

По сути, все реформы Минэкономики и торговли сводятся к отмене трудовых книжек, ликвидации ГОСТов и лоббированию госзакупок через электронную площадку Prozorro. Последнее можно считать самой большой удачей, ибо МЭРТ удалось пропихнуть законопроект "О публичных закупках", который позволяет министерству в течение 2016 года перевести все закупки за бюджетные средства в электронную форму. А это 250 млрд. грн. в нынешнем году и еще больше, в связи с инфляцией, в обозримом будущем.

Впрочем, Prozorro – это проект не совсем литовского министра, а, скажем так, группы молодых и очень заинтересованных реформаторов во главе с замминистра Максом Нефедовым. Его суть в том, чтобы перевести все 250 млрд. грн. в год на «карманную» электронную монопольку. Где победителя вроде как определяет компьютер по самой низкой цене. Правда, цена не гарантирует качество. И первые эксперименты закончились громким скандалом, когда Минобороны купило суррогат вместо мазута. Да, дешево, но суррогат.

Об этом мы подробно писали, ссылаясь на мнение компетентных источников, в статье «Грузинские советники Абромавичуса реформируют госзакупки в Украине по образцу... Албании".

Там же называли поименно и «волонтеров», желающих безвозмездно модернизировать страну и по случайному совпадению представляющих крупные строительные корпорации, которые часто побеждают в тендерах, а также иностранных консультантов.

Как водится, земляков Саакашвили: Давид Маргания вместе с Тато Уржумелашвили реформировали систему госзакупок в Грузии и приехали помогать это делать Абромавичусу. Они фактически и расписали концепцию электронной «моноплатформы» – единой государственной онлайн-площадки, через которую будут идти все казенные тендеры. Такой принцип, как мы отмечали, из всей Европы принят только в Албании.
Вчера вечером Нефедов на Facebook сообщил о том, что он принял решение уйти. Вместе с ним, понятное дело, уйдут и грузинские консультанты. Все они органично вольются в команду Саакашвили.

Тем временем еще один член грузинского «десанта» – заместитель главы НАБУ Гизо Углава – будет вести проверку «фактов нарушения законодательства, озвученных министром экономического развития и торговли Айварасом Абромавичусом», и тем самым не даст погаснуть скандалу, как это произошло с выбросом компромата от Валентина Наливайченко. Теперь бывший глава СБУ ездит вслед за Юлией Владимировной с гастролями по США и пытается напомнить, что он первым начал разоблачать соратников по революции.

Впрочем, первым, кто вкрадчиво и осторожно попытался разоблачить «кадровое давление», был предшественник Абромавичуса на посту главы МЭРТ Павел Шеремета. Он был «назначен Майданом» и подал в отставку еще в августе, заявив, что не «может воевать с сегодняшней системой». Позже выяснилось, что евроинтегратору Шеремете навязали в замы другого евроинтегратора – Валерия Пятницкого. А два евроинтегратора в одной берлоге – це занадто.

Потом, уже при Айварасе, МЭРТ со скандалом и обвинениями покинул Саша Боровик, кстати, нынешний «паж» Саакашвили в Одессе. И без скандалов, но с чувством проигрыша группе Нефедова – Яника Мерило. Она обрела счастье во Львове, в окружении Садового.

Сейчас об отставке вместе с Абромавичусом заявили замминистра Юлия Ковалив (в прошлом ее связывают с Курченко) и Юлия Клименко, которая пришла в министерство из компании Cantik Enterprises – дочерней структуры East Capital.

Клименко прославилась попытками отнять здание у Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ), который много лет подпитывал идеями и прикладными разработками Госплан УССР, а затем Министерство экономики Украины.

Как мы писали в статье «Зачем Абромавичус отбирает здание у своих ученых?», цель мероприятия – захватить здание Института, расположенное в центре Киева, на бульваре Дружбы народов, стоимость которого составляет около $30 млн. А чтобы ученые были посговорчивее и публично не возмущались, в бюджете на 2016 год их полностью лишили финансирования.

Хотя... Зачем экономическая наука в стране, где и экономики уже практически не существует. Тут вопрос: нужно ли в принципе само Министерство экономического развития? Как мы опять-таки тоже писали, так сложилось исторически, что аппарат Кабмина по теоретическим вопросам во многом дублирует работу Минэкономики. Поэтому еще не было министра экономики, который чувствовал бы себя комфортно с состязании с Кабмином или аппаратом власти в целом.

А практически единственная прибыльная функция, возложенная на бывший Госплан, участие в схемах, связанных с госзакупками. Не случайно, Абромавичус так стремился стать реальным игроком на чужом поле – большой приватизации. Возможно, и отставка – это тоже часть игры, чтобы выбить побольше полномочий в случае, если кресло все-таки удастся сохранить...

По материалам: versii.com