О чем молчит статистика

829

grafik13 Если смотреть на цифры Госстата, то кажется, что летом 2016-го в украинскую экономику вернулась долгожданная стабильность. Это впечатление весьма обманчиво. Экономист Сергей Алексашенко разобрал, какие значительные проблемы вызревают под цифрами статистики и какие шаги для их решения стоит, не откладывая, принять правительству.
Внешне экономическая ситуация в Украине выглядит вполне пристойно и, совершенно точно, гораздо лучше, чем полгода, год или полтора года назад. Экономика начала (пусть и медленно) расти. Инфляция устойчиво снижается. Курс гривны стабилизировался, а НБУ даже может потихоньку наращивать свои резервы. Доходности украинских гособлигаций опустились на уровень двухлетней давности. Вместе с тем, это спокойствие представляется обманчивым и, скорее, напоминает поведение корабля с переставшим работать двигателем в спокойном море, при этом все хорошо знают прогноз погоды, который обещает штормы и бури.
Причины, которые заставляют сделать такой вывод следующие:
Новое правительство, как и старое, не делает существенных ошибок, но крайне медленно и непоследовательно принимает решения по реформированию экономики и социальной сферы. Хорошо известный закон перехода количества в качество в такой ситуации не может сработать просто в силу малого количества принятых решений;

Переговоры с МВФ в очередной раз не завершились успехом – Украина, фактически, вышла из программы, если оценивать не только количественные, но и качественные критерии. Несмотря на оптимистические заявления чиновников и политиков, похоже, вернуться в программу, получив одобрение Совета директоров МВФ на выделение очередного транша, страна в ближайшее время не сможет. Логика любой программы МВФ состоит в том, что набор решений, которые нужно выполнить нарастает с каждым месяцем, и, очевидно, что за два каникулярных месяца отставание от программы еще больше возрастет;

Отсутствие очередного транша МВФ является очень плохим сигналом для прямых инвесторов, которые готовы были посмотреть на Украину, как на точку приложения ресурсов, и для финансовых игроков, которые при любой возможности могут оказать давление на курс гривны;

Провалившийся аукцион по приватизации ОПЗ, условия которого были составлены так, что состояться аукцион мог только в случае сочетания множества благоприятных факторов, чего, ожидаемо, не случилось. Очередная попытка продать ОПЗ может состояться в сентябре, но если условия аукциона не будут радикально облегчены для инвесторов, его итог, скорее всего, будет таким же;

Принятые в конце прошлого года решения по снижению ставки социального налога привели ко вполне ожидаемому результату – потенциальный дефицит бюджетной системы (как разница между получаемыми доходами и закрепленными в законе расходами) последовательно нарастает. По данным народного депутата Виктора Пинзеныка недобор социальных налогов за полгода превысил 25 млрд. гривен. При этом не стоит забывать, что пенсии в этом году были повышены, что увеличивает расходы Пенсионного фонда. В итоге, если ничего не предпринимать, через 2-3 месяца казна столкнется с невозможностью финансирования любых расходов без нарушения базового критерия МВФ-овской программы, уровня дефицита бюджета.
4-2_ukr
сточник: отчет народного депутата Виктора Пинзеныка ( на основе данных Минфина, Пенсионного фонда и Госказначейства)

В такой ситуации обманчивая стабильность может достаточно быстро трансформироваться в очередной виток экономического кризиса.

К сожалению, невозможно придумать действенные рецепты формирования национального консенсуса даже ради такой благой цели, как радикальное трансформирование политической, экономической и социальной системы государства. Краткосрочные конъюнктурные интересы множества игроков, функционирующих в украинском политическом пространстве, будут оказываться сильнее любых идеалистических призывов «сплотиться и объединиться».

Социологические опросы наглядно демонстрируют постепенный рост электоральных рейтингов популистских партий, и не следует утешать себя тем, что они, в целом, находятся на низком уровне — начало предвыборной гонки (когда бы оно не случилось) немедленно усилит этот тренд: партиям, входящим в нынешнюю коалицию, трудно будет предъявить свои достижения, а оснований для критики решений правительства будет предостаточно.

Год назад я говорил о том, что политический цикл дает совсем немного времени для нынешних властей на принятие решительных мер, и сегодня приходится констатировать, что сделать за прошедший год удалось совсем немного. А самое важное из того, что сделано – консолидация бюджета и отказ от субсидирования газовых цен – поставлено под угрозу авантюрным решением о снижении ставки социального налога.

Хотя до экватора президентского срока остается еще пять месяцев, уже хорошо видно, как популистичные политики набирают силу и наращивают свои рейтинги. Созданная в Верховной Раде коалиция, похоже, является устойчивой в том смысле, что ей не грозит развал, т.к. внеочередные выборы не сулят ее участникам ничего хорошего, но правящая коалиция не является ни сплоченной, способной поддерживать инициативы правительства, ни сильной, способной сформировать самостоятельную повестку дня. Это означает, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на то, что правительству удастся провести через Раду большое количество реформаторских законопроектов. В такой ситуации единственная надежда на изменения связана с концентрацией реформаторских усилий на решениях, находящихся в сфере компетенции исполнительной власти.
4-3_ру
Источник: опрос социологической группы «Рейтинг», март 2016

Безусловно, главная проблема, требующая самых серьезных решений, это бюджетная конструкция. Судя по всему, недобор доходов в центральный бюджет по итогам года может составить не менее 60 млрд. гривен (это моя интуитивная оценка) – расходы государственного бюджета были сильно увеличены, хотя отсутствие экономического роста не давало никаких оснований для этого, а значительная часть чрезвычайных доходов оказалась нереалистичной. И не похоже, что до конца года ситуация сможет измениться в лучшую сторону. Это означает, что уже сегодня правительство должно принять крайне непопулярные решения о том, какие расходы текущего года и на сколько будут сокращены.
4-4_РУ
Источник: отчет народного депутата Виктора Пинзеныка (на основе данных Минфина и Госказначейства)

Единственная альтернатива этому – в очередной раз получить деньги Нацбанка, — немедленно выбьет страну из договоренностей с МВФ и вернет в состояние высокой инфляции, которая, как хорошо известно, гораздо сильнее бьет по малообеспеченным группам населения.

Одновременно с этим правительству предстоит сформировать свое видение бюжета-2017, который, увы, будет не менее жестким, чем бюджет текущего года – слабый рост экономики не дает надежд на быстрый рост доходов. Нормализовать бюджетную ситуацию за один год, очевидно, не получится – повышение налогов вряд ли является приемлемым политически, а любые сокращения расходов будут давать осязаемый результат, растянутый во времени. Тем не менее, это не означает, что правительство не должно заниматься системным сокращением расходов – это единственный путь, который приведет к устойчивому бюджету через какое-то время.

Структура расходов украинского бюджета такова, что зарплаты и социальные пособия занимают в нем более 60%, поэтому сократить расходы без урезания выплат населению не удастся, и самыми важными направлениями реформ являются три самые крупные статьи расходов: пенсии, социальные пособия, дотации на газ.

В пенсионной реформе принципиальным моментом является не только сокращение текущих выплат или уменьшение давления пенсионной системы на государственные финансы, но и формирование долгосрочного подхода к пенсионному обеспечению, который позволит начать выстраивать отношения государства с теми, кому сегодня 25-30 лет.

В системе социальных пособий и дотаций на газ правительство уже сформулировало правильные базовые принципы:

1) выплата нуждающимся, а не всем подряд;

2) оценка нуждаемости по доходу семьи, а не индивидуальному;

3) учет всей совокупности получаемых из бюджета выплат при оценке нуждаемости.

Следовательно, здесь все усилия должны быть сосредоточены на реализации выбранного подхода, а Минфину должна быть предоставлена свобода действий.

Определенное облегчение центральному бюджету может дать передача на местный уровень расходов на начальное и среднее образование, на здравоохранение – с одной стороны, местным властям лучше видно, какие из учебных заведений следует сохранить, а какие укрупнить; с другой, в местных бюджетах сформировался существенный запас денежных средств, которые сегодня не используются на решение государственных проблем.

Помимо этого правительству следует интенсифицировать работу по привлечению внешних займов и средств поддержки, которые будут получаться местными органами власти и/или предприятиями без предоставления им государственных гарантий, что выводит эти средства из определения источников финансирования бюджетного дефицита центрального правительства. Объем таких доступных для Украины средств исчисляется сотнями миллионов долларов, и их получение сможет заметно снизить тяжесть сокращения бюджетных расходов и подтолкнуть инициативу местных органов власти, которые должны будут конкурировать за эти деньги и предлагать интересные проекты.

Из «небюджетных» тем наиболее актуальными являются две [1] :

Проделанная еще в прошлом правительстве работа по реформе управления госпредприятиями и приватизации оказалась положена в «долгий ящик». Необходимо вытащить все эти наработки и немедленно реализовать задуманное, что снизит давление на бюджет, понизит уровень казнокрадства и создаст здоровые стимулы в экономике.

Правительство должно разобраться с проблемой медленного роста добычи газа в Украине и принять решения, которые позволят ускорить развитие этого сектора – помимо снижения давления на платежный баланс это приведет к росту налоговых доходов и оживлению экономической активности.

Украина находится в нелегком положении. Продолжающиеся боевые действия в зоне АТО и, практически, замороженный Минский процесс, вяло растущая экономика, испытывающий хронический недостаток средств бюджет, предстоящий рост социального недовольства в связи с получением платежек за отопление, настороженность иностранных и отечественных инвесторов, вызванная замораживанием программы МВФ, с трудом работающий парламент – вот далеко не полный перечень симптомов явного нездоровья.

Рассчитывать на то, что болезнь рассосется сама собой, бессмысленно; без целенаправленной интенсивной терапии добиться прогресса в лечении не удастся. Точно так же бессмысленно надеяться на то, что вот-вот Запад наложит на Россию новые, более жесткие санкции и ее экономика – медленное сползание которой вниз со скоростью 1-1,5% годовых тоже симптом болезни, но другой, — рухнет; экономика России, опирающаяся на экспорт сырья, спрос на которое в мире продолжает расти, еще долго сможет существовать в таком вяло депрессивном режиме.

Банальная фраза об историческом шансе для Украины, которую многие эксперты повторяют уже два с половиной года, не потеряла своей актуальности. Окно возможностей для нынешнего поколения украинских политиков еще не закрылось окончательно, но оно быстро сужается. Отказавшись от серьезных реформ, политики обрекают население Украины на продолжающиеся страдания и обнуляют свои электоральные шансы в следующем цикле. Который уже не за горами.

Примечания:

[1] За пределами данного текста осознанно оставлены все вопросы, связанные с судебной реформой и борьбой с коррупцией – не потому что там сделано все, или потому что эта тема не важна – это тема отдельного и глубокого разговора.

По материалам: argumentua.com