Новые люди, старые схемы

819

genpro — За последний год в борьбе с коррупцией на законодательном уровне изменилось очень многое, — рассказывает 29-летний Денис Бигус, член Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро. — Внедрили открытые реестры, изменили законодательство в отрасли тендерных закупок. Невзирая на это, с коррупцией в Украине борются лишь несколько людей. Их называют "агентами позитивных изменений". Если они устанут и уйдут — все вернется.
Например, на всю Генпрокуратуру есть два таких "агента". Они не изменят систему, лишь какие-то точечные вещи. Но это лучше, чем было. Хоть идеально было бы это ведомство залить бетоном. Вместо него создать качественно другое. Тормоз в развитии страны — суды. С этого "корабля" вообще некого спасать. Нужно уволить всех и набрать новых.
На чем сейчас больше всего зарабатывают коррупционеры?
— Зарабатывают там, где процесс коррупции отследить сложнее всего. Например, на строительстве дорог, на таможне. Неплохо зарабатывают в Укрзализныце. Там есть технический отдел, который определяет потребности госпредприятия. Коррупция происходит во время заказа. Например, хотят закупить рельсы. В тендере принимают участие три компании. Выигрывает та, у которой принадлежности стоят дороже всего. Общественность возмущается, но на предприятии разводят руками: мол, заказ пришел на рельсы именно такого типа, который выпускает только этот завод.

Какие схемы новая власть закрыла?

— Уничтожили нефтяную схему Сергея Курченко (входит в кланово-олигархическую группу Виктора Януковича. — "ГПУ"). По документам он завозил бензин, перерабатывал его, потом экспортировал. В действительности горючее оставалось в Украине и здесь продавалось. Поэтому Кабмин перекрыл немалую кормушку.

Аферу с экспортом грецких орехов не перекрыли. Украина ежегодно зарабатывает на этом около 200 миллионов долларов. Раньше негласно на экспорт орехи пропускали только через Херсонскую таможню. Там брали определенную взятку за каждую тонну. Если какая-то новая компания хотела экспортировать орехи, ей препятствовали. Должна была перепродавать товар "нужной" фирме-посреднику. Схему крышевали "молодые реформаторы" Януковича. Сейчас орехи позволяют провезти через три таможни, появились новые компании, которые занимаются этим. Но машина может неделями стоять на пункте пропуска, срываются контракты.

В Генпрокуратуре длится борьба старой команды с новой. Чем она закончится?

— Мне нравится команда Виталия Касько и Давида Сакварелидзе (заместители генерального прокурора. — "ГПУ"). Но система может проглотить их и выплюнуть. Однако эти люди заслуживают поддержку общества. Потому что пытаются что-то сделать даже с ограниченными ресурсами. Система скоро не изменится. Если уйдет генпрокурор Виктор Шокин, на его место поставят кого-то лояльного к власти. Сакварелидзе не назначат, ведь он будет бороться со всеми.

Почему так медленно продвигаются расследования коррупционных дел предыдущей власти?

— Имидж Украины продолжают портить руководители разных департаментов. Помню, как в прошлом году стоял с американской делегацией под дверью следователя генпрокуратуры. Речь шла о деле Курченко. Пришло 11 людей из Федерального бюро расследований США. А наш клерк не явился. Американцы подождали, плюнули и ушли. Их возвращали уже из машины. Встреча прошла прохладно и малорезультативно.

Что сейчас с бизнесами беглецов из команды Януковича?

— У Курченко почти ничего не осталось, потому что разбили схему, которая держалась на админресурсе. Нефтеперерабатывающий завод в Одессе отобрали. Он что-то пытался делать в Крыму, на оккупированных территориях. Но не сложилось, потому что разговор с головорезами с автоматами — совсем другой, чем с чиновниками в галстуках.

Андрей Клюев (бывший первый вице-премьер, секретарь Совета нацбезопасности и обороны и глава Администрации президента Януковича. — "ГПУ") страдает после изменения "зеленого тарифа" (повышенная стоимость на электроэнергию из восстанавливаемых источников — солнечных батарей, ветряков и тому подобное. 4 июля Верховная Рада снизила этот тариф. — "ГПУ"). Больше не может зарабатывать через свои солнечные электростанции дополнительно 8 миллионов гривен в день. Нескольких станций в Крыму лишился. На его предприятии "Укрподшипник" висят кредиты в полтора миллиарда гривен.

Ядро бизнеса Александра Януковича (старший сын экс-президента. — "ГПУ") было завязано на угле, который добывали из нелегальных копанок. Этого заработка уже не имеет. Всеукраинский банк развития, где крутились его деньги, фактически обанкротился.

Вообще команда Виктора Януковича наворовала столько, что им не на одну жизнь хватит. Рассказывают, что сын тогдашнего генерального прокурора Пшонки имел специальную комнату, полностью набитую деньгами.

Почему их не нашли?

— Такие вопросы "бывшие" решают на низовом уровне. Они даже не доходят до "верхов". Это будничный коррупционный процесс. Так же, как на блокпосту пропускают грузовики в зону АТО или наоборот.

По материалам: gazeta.ua