Новая зона Юлии Тимошенко
Близкое окружение Юлии Тимошенко могло контролировать все государственные предприятия в Чернобыльской зоне. Об этом свидетельствуют сообщения, которыми в начале августа 2015 года обменялись народный депутат Игорь Кононенко и нардеп Александр Онищенко.
Журналистам Слідство.Інфо удалось найти дополнительные свидетельства, указывающие на то, что под контролем зятя председателя парламентской фракции «Батькивщина» могла быть вся Чернобыльская зона.
Во время личной встречи в Швейцарии в декабре 2016 года Онищенко разрешил журналистам Слідству.Інфо перефотографировать сотни сообщений с собственного телефона, в которых сам Онищенко выступает посредником влиятельных политиков в решении важных государственных вопросов. Несколько этих сообщений, в частности, касаются назначений «своих» людей на руководящие должности прибыльного предприятия в Чернобыльской зоне. На территории Чернобыля до сих пор функционирует немало предприятий, через которые ежегодно проходят сотни миллионов гривен.
В том числе и Чернобыльский Спецкомбинат, договориться о котором через Онищенко и пытался депутат Кононенко.
В начале августа 2015 года народный депутат Онищенко, в то время неприкосновенный житель Украины без уголовных производств, получает несколько сообщений от одного из лидеров БПП Игоря Кононенко в мессенджере WhatsApp. Кононенко, давний друг президента, попросил Онищенко разрешить ему один кадровый вопрос.
Краткое содержание диалога, который состоялся 5 августа 2015 года, таков: Кононенко хочет устроить своего человека на «хлебное» государственное предприятие в зоне отчуждения. Но ему не удается этого сделать: как свидетельствует переписка, Чернобыль контролирует зять Юлии Тимошенко — Артур Чечеткин. Поэтому Игорь Кононенко просит Онищенко решить этот вопрос. Как выяснило ранее Слідство.Інфо, Онищенко был близок к лидеру «Батькивщины» и решал для окружения президента немало вопросов с ней.
В подтверждение того, что Чернобыльская зона находится под контролем зятя Тимошенко, Кононенко пересылает ему сообщение якобы от заместителя министра экологии и природных ресурсов Светланы Коломиец.
«Игорь Витальевич, день добрый! По Домброву на черноб.спецкомбинат нужно с ЮВТ согласовать. Ее люди саботируют процесс. Игорь Витальевич, простите, свадьба, выпала из жизни. Работу в зоне курирует ее зять Артур, он против каких либо назначений по спецкомб. Антипов без его команды ничего не делает.»
А от себя добавляет: «Саша, привет. Это сообщения от Светы Коломиец. Можно повлиять на Девушку по этому назначению??».
Словом «девушка» собеседники называли в переписке Юлию Тимошенко.
Во время встречи с Онищенко в Европе журналисты Слідства.Інфо поинтересовались причинами интереса как Кононенко, так и зятя Тимошенко к Чернобыльскому спецкомбинату. Александр Онищенко предположил: «Это — поставки газа какие-то, на Чернобыль идет множество закупок разных. Я в это не вникал, даже не знаю, как там работает бизнес. Но, наверное, он работает, потому что интерес был большой».
Чернобыльский Спецкомбинат действительно является государственным предприятием с большими денежными оборотами. Тогда, в 2015-м году, он не только обеспечивал работников зоны питанием и топливом, но и занимался лесом и вывозом радиоактивных отходов. И речь идет не об одном лишь комбинате, активных предприятий в зоне отчуждения больше десяти. И Слідству.Інфо удалось выяснить: раньше к контролю над всеми ими мог быть причастен зять Юлии Тимошенко — Артур Чечеткин.
Не совсем производственные цели
Максим Орлов отдал работе на Чернобыльской атомной электростанции более двадцати лет своей жизни. Мужчина уже длительное время возглавляет профсоюз ЧАЭС и был свидетелем не одной смены «хозяев» зоны отчуждения. Говорит, Чернобыль всегда вызывал интерес политиков, при этом в тонкостях работы чернобыльских проектов никто не разбирался, а заработать хотели все.
Максим Орлов, глава профсоюза ЧАЭС
«Когда говорят о стоимости объекта „Укрытие“ — это более миллиарда долларов — распущенные чинуши украинские, они же думают, что эти деньги вот лежат, и их надо украсть. Ну, как у нас принято, к сожалению.», — объясняет Орлов.
Не стал исключением и 2015 год, когда на должность руководителя зоны отчуждения назначили Юрия Антипова. Его фамилия также фигурировала в приведенной выше переписке — именно как человека, подчиненного Артуру Чечеткину — зятю Юлии Тимошенко.
Привлекательность предприятий Чернобыля, по словам лидера профсоюза Орлова, заключается в большом лесном хозяйстве, расположенном на территории зоны. Кроме того, ежегодно здесь бесследно исчезают демонтированные металлические конструкции, которые, вполне вероятно, могут быть загрязнены радиацией. Через чернобыльские предприятия ежегодно проходят сотни миллионов гривен и все они являются заказчиками десятков государственных подрядов. Всеми ими — в том числе и Чернобыльским спецкомбинатом — в 2015 году руководил подконтрольной зятю Тимошенко Юрий Антипов.
Вспоминая неожиданное назначение Антипова, Максим Орлов не скрывает возмущения: «Понятно, что человек, который не имеет профильного образования, не имеет опыта работы, со стороны вообще, с этими задачами не имеет никакого отношения, у него какие будут цели — ну не совсем производственные, это уж точно. Здесь уже речь не идет об эффективности бюджетных средств».
Орлов утверждает, что Антипов почти сразу начал рейд по потенциально прибыльным объектам: «Человек определял для себя приоритетные направления деятельности, по которым можно было потом „рубить“ деньги».
В тот же период в СМИ появились публикации о причастности лидера «Батькивщины» к теневому руководству Чернобыльской зоной. Об этом публично — в открытом письме к Президенту — заявил, в частности, работник ЧАЭС Сергей Парашин: «Территория зоны отчуждения была отдана одной из „стай“ по квоте партииТимошенко».
Сам Парашин подтвердил Слідству.Інфо, что писал это письмо. Но комментировать события трехлетней давности отказался. Сказал только, что вынужден был пойти на такой шаг, потому что из-за не совсем производственных целей Антипова под угрозой оказался масштабный проект «Укрытие» — захоронение радиоактивных отходов над разрушенным реактором ЧАЭС.
«Фамилия „Чечеткин“ звучала»
Лидер профсоюза Орлов рассказывает, что Юрий Антипов очень уверенно чувствовал себя в зоне отчуждения: "Здесь просто оказывалось административное давление. Меня реально пытались запугать. Чтобы я не выступал«,- говорит мужчина.
На вопрос журналистов, известно ли было, кто стоял за Антиповым, Максим Орлов подтвердил имеющуюся у нас информацию: «Фамилия „Чечеткин“ звучала, да. Но не от Антипова, конечно». По словам мужчины, о Чечеткине ему рассказывали некоторые собеседники — управленцы предприятий в Чернобыле.
Еще один человек, приближенный к руководству зоны отчуждения, на условиях анонимности подтвердил Слідству.Інфо — Юрий Антипов был ставленником Артура Чечеткина. Аудиозапись разговора есть в распоряжении редакции Слідства.Інфо.
Мы поинтересовались у нашего источника, что именно указывало на то, что Зону контролирует никто иной как Чечеткин. Наш собеседник объяснил, что сам Чечеткин выполнял функцию, скорее, не контроллера, а «смотрящего», и заверил, что никаких документальных подтверждений его личного влияния найти не удастся: «Почему он «смотрящий»? Потому что он наблюдает, ему главное — доход. Дает людям команду, говорит: «Ты ведешь себя нагло — мы тебя прикроем, потому что у нас он есть Юлия Владимировна».
Но наибольший интерес для «руководителей зоны» составлял, по словам нашего собеседника, именно проект «Укрытие». В частности, с ним связанные подряды на поставку еды и стройматериалов, перевозки и другие заказные работы: «И, в принципе, если к этим подрядчикам каким-то образом поставить своих людей, они будут отдавать часть прибыли, по нашему это называется „откат“». Именно эти процессы, по словам нашего источника, и пытался возглавить зять Тимошенко.
Информацию о том, что три года назад Чернобыль контролировал Артур Чечеткин, Слідству.Інфо подтвердила и тогдашняя заместитель министра экологии Светлана Коломиец: «О деятельности зятя Тимошенко (известно — Ред.) — они пытались каким-то образом влиять на назначение людей».
Светлана Коломиец
Напомним, имя Светланы Коломиец тоже возникло в переписке Онищенко и Кононенко. Впрочем, о своем участии в сделках Онищенко Коломиец сказала: «Слушайте, ну это у них (Онищенко и Кононенко — Ред) были какие-то игры. И я очень неприятно была удивлена видеть, что моя фамилия в этом фигурирует».
Сам Артур Чечеткин — несмотря на многочисленные попытки Слідства.Інфо — так и не предоставил журналистам ответ на вопрос: преследовал ли он какие-либо интересы в Чернобыльской зоне отчуждения и контролировал ли для этого руководство зоны.
Следовательно, получить от него объяснения относительно содержания переписки Александра Онищенко с Игорем Кононенко на момент публикации не удалось.
По материалам: argumentua.com