Новая концепция госконтроля в сфере охраны окружающей среды
Реформа Государственной экологической инспекции напоминает историю с реформой патрульной полиции или эпопею с изменениями в системе здравоохранения. Отличие только в том, что за изменениями в сфере экоконтроля следит более узкий круг людей. Но об этой реформе так же много говорят, долго готовят концепцию изменений и никак не введут. В то же время экологические новации касаются каждого из нас, ведь определяют, например, какую воду мы будем пить: чистую или загрязненную недобросовестными предпринимателями. Также — увидят ли наши правнуки богатую природу или торговцы уничтожат краснокнижные подснежники, фермеры перепашут заповедный ландшафт, а браконьеры уничтожат популяцию лосей или зубров...
За этим должны следить экологические инспекторы, которые часто выполняют свои функции недобросовестно. «День» давно следит за работой Государственной экологической инспекции (ДЭИ). Главный редактор издания Лариса Ившина не один раз отмечала, что служба должна работать по образцу экологической полиции США или стран Европы. Мы радовались, когда слышали аналогичные заявления от экс-министра экологии Игоря Шевченко. Он даже привлекал для обмена опытом специалистов из Польши. Теперь за это дело берется нынешний министр Остап Семерак. Недавно он презентовал правительству концепцию реформирования государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, которая предусматривает ликвидацию Государственной экологической инспекции.
НОВЫЕ ЛЮДИ И НОВЫЕ ПРАВИЛА
Кабинет Министров концепцию утвердил. Как рассказал на правительственном заседании Остап Семерак, реформа будет проходить в три этапа. Первый — ликвидация ДЭИ и создание с нуля Государственной природоохранной службы. Как отметил в докладе министр экологии и природных ресурсов, сотрудников в новый орган будут набирать через процедуру открытого конкурса, возможность переаттестации исключается. На втором этапе обновят законодательную базу. Третий этап предусматривает введение новой системы мониторинга по состоянию окружающей среды.
То есть должна заработать абсолютно новая служба с новыми людьми и новыми полномочиями. По словам Остапа Семерака, также изменят систему штрафов за нарушение экологического законодательства: «Самый высокий штраф для должностных лиц за загрязнение территорий составляет 1700 гривен, а для физических лиц — 1300 гривен. Один инспектор для 100% покрытия плановых заданий должен провести за один месяц проверку 20 субъектов хозяйствования. По стандартам этот показатель не должен превышать семь проверок. Как правило, они не осуществляют эти проверки, а переключаются на небольшие компании и ведут контроль для возможного личного обогащения», — акцентировал министр.
«НЕ НУЖНО УНИЧТОЖАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ»
Сейчас концепция еще не обнародована для более детального ознакомления с ее положениями. Ключевые тезисы озвучил министр экологии, хотя не все предложения возглавляемого им ведомства нашли поддержку среди общественных экологических организаций. К примеру, министр предлагал продолжить мораторий на проверки предприятий, который пока действует до конца 2017 года. Экологи категорически против.
«Мы одобряем идею реформирования, но в концепции было прописано, что нужно упразднить плановые проверки для малого и среднего бизнеса, а это более 90% всего бизнеса, — объясняет Алла Войциховская, эколог международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек», которая принимала участие в подготовке концепции. — Нужно осуществлять проверки всех предприятий. Мы прописали в концепции положение, что упразднить проверки можно лишь тогда, когда есть мониторинг за работой предприятия и нет вредного влияния на окружающую среду от его деятельности. То, что министр хочет ввести европейские подходы, хорошо, но не нужно уничтожать экологический контроль. Нужно прописывать инструкции для инспекторов, преодолевать коррупцию, повышать зарплату. Мне кажется, что честный бизнес не должен бояться проверок. Конечно, ему невыгодно устанавливать очистительные сооружения, но владельцы предприятий должны осознавать, что пользуются теми ресурсами, что и остальные люди. Воздух же не имеет границ».
«АЛЛО, ИЩЕМ ШЕРИФОВ!»
Также общественность была против предложения, чтобы вместо общественных инспекторов на общественных началах в органах местного самоуправления работали шерифы. По словам Аллы Войциховской, нельзя передавать функции контроля государства на местный уровень. Зато активисты «за» идею министра набирать специалистов в новую службу путем конкурсного отбора.
«Это должны быть люди мотивированные и непричастные к коррупционным схемам, — считает Алла Войциховская. — Они должны отстаивать права граждан. Нельзя допустить, чтобы в новую службу приходили работать только с экономических мотивов. Нужно прописать конкурсную документацию так, чтобы комар носа не подточил, и выбирать специалистов не по политической принадлежности, а по профессионализму и знаниям. Во-вторых, нужно прописать инструкции относительно действий инспектора, чтобы при проверке исключить возможность любых манипуляций и других рисков».
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ НЕ КОНТРОЛИРУЮТСЯ»
В целом экологическое сообщество оценивает идею реформирования ДЭИ положительно, поскольку в существующем виде служба не соответствует природоохранным задачам государства. Но кроме слов и презентации концепции, активисты ожидают от политиков конкретных действий.
«Идея реформы ДЭИ правильная, но мы еще не видели результатов, — рассуждает Александр Соколенко, эксперт Национального экологического центра Украины. — Существуют очевидные вещи, что все инспекции фактически за последние лет 20 превратились в прибежище для взяточников и вымогателей, потому что другой мотивации для тех, кто шел сюда работать на две тысячи гривен, нет. У нас выстроена такая вертикаль, в которой на должность начальника инспекции назначали человека без необходимого образования. Делали это по приказу из министерства, это был свой человек, который перечислял часть средств, полученных во время вымогательской деятельности, министру. Но функции инспекции не выполнялись. Если вызывать инспекторов по факту торговли первоцветами, они никогда не приедут. А даже если и приедут — я сам ездил на такие рейды — при активистах берут с нарушителя взятку и отпускают. Нужно сформировать новую службу, которая не будет состоять из трех инспекторов, которые сидят в Киеве и пишут отчеты. Это должна быть мобильная служба, которая в любой момент может выехать на место нарушения, будет следить за экологическим законодательством так, как это делает в своей сфере патрульная полиция. Ведь все нарушения, связанные с окружающей средой, сейчас никем не контролируются».
По материалам: day.kyiv.ua