Николай Янковский как символ украинской коррупции на Западе
Поставляющий медикаменты боевикам ДНР беглый регионал прекрасно избегает внимания следственных органов Украины. То, как сегодня «прославляется» на весь мир Украина, породившая прецедент Янковского, все больше способствует тому, что на Западе она будет ассоциироваться скорее с Сомали, нежели с претендентством на членство в ЕС.
Известность, о которой не мечтали
Материалами о коррупции в Украине западного читателя не удивить. Следствием этого является и медлительность ЕС в принятии безвизового режима, и весьма скромные объемы финансовой помощи нашей стране. Европейцы понимают, что мы воюем на Донбассе за общие интересы безопасности, но финансировать вороватых чиновников, прикрывающихся подвигами героев войны, никто не хочет.
На этом, и так плохом для нас фоне, издание EU observer (второе по охвату аудитории после Financial Times) опубликовало статью под названием «Дело Янковского». Материал, вышедший сразу после состоявшегося 27 июня с.г. мини-саммита Украина—ЕС, смог удивить даже читавшего всякое об Украине западного читателя.
EU observer рассказал не просто о взятках или разворовывании западной помощи — в материале была показана схема того, как крупный украинский бизнес уклоняется от уплаты сотен миллионов долларов налогов, как на это закрывают глаза местные власти и следственные органы. И происходит это в беднейшей стране Европы, которая постоянно прости о помощи.
Интересующиеся могут найти упомянутый материал о бизнес-схемах Николая Янковского по адресу.
Стоит сказать, что история комбинаций и масштабов деятельности собственника горловского «Стиролбиофарм» Николая Янковского и его сына Игоря Янковского оказалась столь примечательной, что ею заинтересовались даже аналитические издания, посвященные вопросам разведки и внешней политики. Но вряд ли мы можем гордиться тем, что дела наших комбинаторов обсуждаются на страницах специализированных изданий вместе с историями проделок Саддама Хусейна, Усамы Бин-Ладена и колумбийских наркокартелей.
В тему: О чем нам расскажет «дело Онищенко»
В частности, американский журнал AND Magazine, читаемый аналитиками и руководителями спецслужб мира и политическими аналитиками, опубликовал статью журналиста-расследователя Питера Берна о схемах отмывания денег семьей Янковских.
Естественно, что материал появился и в блоге журналиста, хорошо известного в профессиональных кругах расследователей с мировым именем.
Как итог — работой коллеги заинтересовались известные журналистские консорциумы OCCRP (EU) и Kleptocracy Iniciative (USA). К расследованию также присоединился Oliver Bullough из Guardian, который в настоящее время готовит собственный материал-расследование.
Возможно, разрастающийся скандал и не достигнет масштабов и помпезности, с которыми когда-то шли поиски золота Третьего рейха, нацистских преступников, денег КПСС, миллиардов колумбийских наркобаронов и анализировались схемы организации терактов 11 сентября 2001-го. Но то, как сегодня «прославляется» на весь мир Украина, породившая прецедент Янковского, все больше способствует тому, что на Западе она будет ассоциироваться скорее с Сомали, нежели с претендентством на членство в Евросоюзе. И вряд ли придется удивляться, если в ближайшие годы представители крупного украинского бизнеса станут персонажами голливудских фильмов, но не в качестве гениев предпринимательства, а криминальных авторитетов, порой проникающих на самый верх местного политического олимпа.
А что у нас?
Отождествлению украинских криминалитета и полит-бомонда в глазах западной публики немало способствует и вопиющая безнаказанность фигурантов подобных историй перед отечественным правосудием. Хотя отельные попытки переломить эту тенденцию все же предпринимаются. Так, нардеп Владимир Арьев, тоже, кстати, бывший известный журналист-расследователь, обратился к Генпрокурору с запросом по результатам расследования и материалов Kleptocracy Iniciative.
«Проинформировал ГПУ о месте большой рыбалки — схеме вывода денег за границу окружением Януковича. Речь идет о семье Янковских...
Это дело стало объектом внимания международного консорциума журналистов-расследователей OCCRP, представителю которого я прокомментировал этот случай. Речь идет о выводе сотен миллионов долларов концерна „Стирол“ из Украины и уклонении от уплаты налогов в Украине, Венгрии и других странах Европы», — написал депутат на своей странице в ФБ.
Призывы Владимира Арьева к украинским правоохранительным органам пока не получили публичных и результативных ответов, хотя такие ответы могли бы остановить, к сожалению, нарастающую волну негатива в отношении к Украине.
Так, целый вал материалов о схемах Янковских разместил на своих страницах известный расследовательский ресурс из США — вышеупомянутый Kleptocracy Iniciative (https://www.youtube.com/watch?v=OBi6myeIKfA; https://www.youtube.com/watch?v=Bu1GtLgxFC8). Более 800 страниц материалов по этому делу, опубликованных на ресурсе, сейчас активно изучает американская пресса, запрашивая все новые и новые данные у государственных органов разных стран. Что приводит к публикации все новых материалов, изображающих Украину заповедником коррупции и отмывания средств планетарного масштаба.
На помощь журналистам-расследователям из разных стран, пытающимся разобраться в том, как в Украине много лет может происходить все описанное выше, приходит и случай. Так настоящим подарком стала чрезмерная рачительность семьи Янковских.
Расследователи никак не могли найти упоминаемую в документах виллу беглого украинского промышленника на Лазурном берегу Франции. Но тут Янковские сдали ее в аренду на летний период. Лицом сделки выступал их доверенный человек — бывший сотрудник горловского концерна «Стирол», позже работавший в офисе Игоря Янковского в Венгрии — Виталий Вольский. Его имя фигурирует в документах ряда фирм, обслуживавших бизнес семьи Янковских. Другое доверенное лицо Янковских — Юрий Мироненко, возглавляя, похоже, щедро спонсируемый семьей Янковских, «Інститут суспільно-економічних досліджень», строит собственный трамплин для якобы независимой политической карьеры, чтобы проникнуть в новую чиновничью вертикаль.
Что узнает мир об Украине
Какая же картина открывается взору многочисленных журналистов-расследователей, которые начинают вникать в суть ставшего знаковым дела? Они видят, как после распада Советского Союза экономикой ряда независимых государств, возникших на его обломках, начали править «красные директора». Как будучи государственными назначенцами на заводах, они так поворачивали бизнес госпредприятий, чтобы все большая часть доходов от их производственной деятельности оседала на счетах их частных фирм.
Затем, с началом процессов приватизации госимущества, эти директора закрепляли контроль над управляемыми ими заводами за счет прямой и опосредованной скупки больших и малых долей в их собственности. Именно таким образом Николай Янковский превратился из менеджера в собственника. Причем лежащий в кармане билет Коммунистической партии СССР с портретом Ленина и Маркса нисколько не мешал ему перекладывать в тот же карман миллионы долларов общественных денег.
История «восхождения» менеджера выглядит действительно завораживающе. В 1988 году Николай Янковский был назначен генеральным директором Горловского ПО «Стирол» на Донбассе. Это предприятие было и остается крупным производителем удобрений и химической продукции.
В 1990-х годах оно было приватизировано. Однако смена формы собственности предприятия не привела к изменению принципов его производственной деятельности. Сокрытие прибыли от государства, позволившее менеджеру купить завод, продолжалось. Сеть офшорных компаний и реализация сравнительно нехитрых схем делали нового собственника все богаче, тогда как государство недополучало налоги, а предприятие — необходимые инвестиции в развитие.
акже журналисты-расследователи, безусловно, увидят сведения из Единой таможенной базы данных Украины, где видны все контракты «Стирола» с 2003-го по 2008 год (большей части того времени, когда завод находился в руках Янковских и подконтрольного им менеджмента), поскольку в базе регистрируются все контракты, суммы, условия поставок и контрагенты. Таким образом, представители СМИ смогут убедиться в правильности самых неприглядных из ранее высказывавшихся версий.
Вся цепочка, стартующая от карбамида и аммиака «Стирола» через венгерскую компанию Interprofit 2000 KFT, потянется к британскому офшору Friston LLP. И в этот момент вся запутанная история станет ясной, как белый день. Поскольку Friston LLP является публичной компанией, находящейся под Английским правом, она проходила ежегодный независимый аудит. В публичных источниках есть данные о том, что аудитом Friston LLP занималась Matthew Edwards & Co, которая, в свою очередь, основываясь на законе об открытом доступе к отчетам публичных компаний, без проблем предоставит любому желающему копии документов.
А уже из отчета аудиторов будет видно, что конечными бенефициарами Friston LLP являлись Николай и Игорь (отец и сын) Янковские. Таким образом, заниженные цены экспорта продукции «Стирола» и вывод средств обретут конкретных бенефициаров.
Интересной деталью, дополняющей общую картину, являются и сведения отчетов о том, что Friston LLP давала займы своим бенефициарам на покупку дорогих домов и машин. Это очень ярко иллюстрирует способы того, как недоплаченные государству Украина в виде налогов деньги превращались в роскошную жизнь тех, кто его грабил.
Далее продолжая свои поиски, международные журналисты-расследователи увидят, что в качестве лиц, связанных с фирмами, торговавшими продукцией «Стирола», указывалась компания ChemoInvest LLP, которая в 2006 году сменила Friston LLP в цепочке продаж «карбамида» и «аммиака» через венгерскую Interprofit 2000 KFT. Далее ниточка расследования приведет к тому, что бенефициарами Interprofit 2000 были указаны Игорь Янковский и его жена Светлана Сухина. Что докажет главное — 100% фирм в цепочке, по которой проводился экспорт из «Стирола» на мировые рынки, принадлежали одной семье — семье Янковских.
Ну а дальше журналисты-расследователи начнут подсчет украденных из нищей Украины денег в 2003–2008 годах. Например, цены того периода на карбамид и аммиак можно почерпнуть из таблиц, публикуемых авторитетным американским изданием химической индустрии Profercy. Узнав цены на мировых рынках, объемы поставок и суммы контактов по «карбамиду» и «аммиаку» «Стирола» с Interprofit 2000, несложно вычислить, сколько денег Янковские положили себе в карман. Разница составит 342 млн долларов. Всего же через Interprofit 2000 Янковские прокачали более полумиллиарда долларов «Стирола».
Следует также отметить, что здесь рассматривается только часть документов того периода. И у новых расследователей много шансов найти еще более интересные схемы, так как далеко не по всем эпизодам сегодня есть ясность. Ведь пока что удалось обнаружить схемы только по тем трем компаниям, на которые удалось выйти и получить публично доступную информацию. Да и весь опубликованный в западных СМИ анализ касался только двух видов продукции «Стирола», тогда как их у предприятия — десятки. Кроме того, Янковские продали концерн «Стирол» олигарху Дмитрию Фирташу в 2010-м, а сведения о разворовывании предприятия пока что опубликованы только до 2008 года.
Как уже отметил ряд упоминавшихся выше западных изданий, реальные объемы незаконного обогащения Янковских в результате работы указанных схем и отмывания денег в Венгрии, Монако и США намного больше упомянутых 300 млн долларов. А последние оценки «Forbes-Украина» личного состояния Николая Янковского в 181 млн долл. — серьезно занижены.
Следовательно, у украинских следственных органов и властей есть выбор: самим вскрыть незаконную деятельность Янковских, получив признание борцов с коррупцией в мировом масштабе, или же дождаться, когда всю работу за них проделают независимые журналисты расследователи из разных стран. Но тогда украинские власти будут выглядеть сообщниками преступников, а следственные органы — коррупционерами, закрывавшими глаза на преступления в обмен на часть миллионов от их совершения.
Политическое прикрытие
Также, к сожалению, на примере Украины и дела «Стирола» мировые СМИ и читатели западных стран смогут подробно изучить, как работает политическое прикрытие коррупционных бизнесов в развивающихся странах. Ведь с какого-то момента очень специфическая деятельность ПО «Стирол» потребовала от его менеджеров и собственников не только умения договариваться с местными правоохранителями (которые, естественно, видели довольно нехитрые офшорные схемы и заниженные цены продажи продукции с предприятия). Чтобы уберечь свой бизнес Николай Янковский начал оказывать услуги политикам, которые всегда могли бы замолвить за него слово. Одновременно, он и сам прошел в депутаты, что дало ему косвенный политический контроль над прокурорами и криминальной полицией — ведь его голос уже имел значение при назначении глав этих структур.
Западные журналисты отметят, что с 1994-го по 1998 год Николай Янковский заседал в Донецком областном совете, а в 1998-м был избран в парламент страны. А дальше на страницах западных СМИ польется история о дружбе с экс-президентом Виктором Януковичем, расцвете коррупции в его правление и... невозможности искоренить торжество беззакония уже в постреволюционный период.
Инвестиции элиты беднейшей страны
Не менее примечательной получится в западных СМИ и история о том, куда складывали свои деньги генералы промышленности самой бедной из европейских стран. Так, находясь длительное время не на родине, а в ЕС, наследник химического магната Игорь Янковский занимался публичной легализацией состояния отца. Через свою группу компаний DIAMOND SPHERE GROUP, бизнесмен спонсировал команду Team Ukraine racing with Ferrari, выступающую в таких соревнованиях как Ferrari Challenge, причем при его поддержке команда была признана лучшей в командном зачете по итогам 2013 года. Западного читателя наверняка впечатлит тот факт, что когда в Горловке (как, впрочем, и по всей Украине) большинству пенсионеров не хватало денег на лекарства, деньги отравлявшего окружающую среду химического гиганта шли на покупку дорогих гоночных болидов и именитых пилотов.
Также усилия Игоря Янковского распространились и на сферу «культуры». Например, в 2012 году он купил на аукционе во Франции бочку эксклюзивного вина за 270 тыс. евро. А вместе с ней приобрел и право встретиться с бывшим президентом Франции Николя Саркози и его женой Карлой Бруни—Саркози.
Показательным примером рачительного вложения средств стала и нашумевшая сделка с недвижимостью: в 2012 году Игорь Янковский приобрел в Нью-Йорке особняк за 33,375 млн долл., что, по мнению The New York Times, стало самой крупной сделкой недели в сфере недвижимости.
Казалось бы, столь яркую историю падения украинской «элиты» можно дополнить только чем-то невообразимым, вроде сотрудничества с наркоторговцами или террористами. И это случилось!
Визит на принадлежащий Николаю Янковскому «Стиролбиофарм» (не путать с проданным Д.Фирташу основным производством — концерном «Стирол») главы Народного совета ДНР Дениса Пушилина в феврале 2016-го наверняка станет в глазах западных журналистов кульминацией этой истории. Разыскиваемый в Украине лидер пророссийских боевиков поблагодарил «Стиролбиофарм»... за уплату налогов в бюджет никем не признанной ДНР и поставки медикаментов отрядам сепаратистов.
А почему вы считаете, что такого в нашем мире не должно происходить? Пока власти Украины и ЕС терпят свободу таких людей, как семья Янковских, не преследуя ворованные деньги на их счетах, все возможно.
По материалам: argumentua.com