Неспокойный май: ждать ли провокаций?

939

В прессе и экспертном сообществе все чаще обсуждается неподтвержденная официально информация о том, что на Украине майские праздники резко возросла угроза терактов. Сначала множественные телефонные минированные в Одессе, связанные с трагедией 2 мая 2014 года, а теперь муссируются слухи о подготовке терактов на 9 мая, подкрепляемые всевозможными угрозами со стороны националистов. Не стоит забывать, что впереди еще Евровидение, провокации на котором может использовать любая сторона украинского противостояния. Полноценно ощутить эту угрозу достаточно сложно, так же как и с уверенностью сказать будут ли теракты вообще, но очевидно, что степень общественного накала в мае крайне высока. Возможные теракты определенно будут провокацией. Так с одной стороны говорят об атаках ЛНР и ДНР на украинских чиновников или лиц с проукраинскими взглядами, с другой стороны эксперты считают, что возможна компрометация непризнанных республик, а также России со стороны как националистических организацией, так и официальных силовиков.


Целью этих провокаций может стать привлечение внимания ЕС и США к проблемам военного порядка, а также попытки создать подходящий информационный фон для возможного наступления в сторону сепаратистов, о котором уже не раз заявляли как политики, так и силовики. Если предположить, что теракт осуществят непосредственно во время прямого эфира при проведении конкурса Евровидения, то сложно описать насколько будет сильным информационный взрыв от этого. Независимо от массовости жертв сам эффект будет столь велик, что общественности ЕС и США будет абсолютно все равно на кого впоследствии упадет вина, будь то российские или украинские спецслужбы или сепаратисты. В любом случае произойдет резкое обострение российско-украинского кризиса, силовики однозначно активизируют военные действия на Донбассе, Россия усилит поддержку ЛДНР. Украину может ожидать гораздо более масштабные события, чем те, которые имели место в 2014 году.

но теоретически осуществление терактов может быть как возможным, так и невозможным, и на праздники может ничего и не произойти. Но это не значит, что подобная провокация не состоится раньше или позже, а возможно и не в Киеве. В любом случае последствия от подобного теракта будут лишь немного меньшими по информационному эффекту, чем во время Евровидения. Любая провокация может послужить поводом для активизации любых действий и даже превратиться в повод для новой революции. Однако для серьезного майдана потребуются и более серьезные причины, чем те, которые могут найти провокаторы. Тем более политические и экономические эффекты для нового витка революции в стране уже существуют. Вопрос лишь в том потребуется ли одна провокация или целая серия. Также подобные провокационные действия могут надавить на власти с целью ужесточить давление на граждан и уменьшить демократию. На некоторое время даже общественное мнение может измениться по воле провокаторов. В особенности это эффективно, если у власти нет реальной народной поддержки – в таком случае возможна даже смена властных фигур. Хотя может быть и так, что вопрос затронет лишь полномочия по принятию стратегических решений, которые перейдут от формальных чиновников к неформальным лидерам. Подобная ситуация уже давно сложилась в Украине. Порошенко определенно является слабым и лишь формальным президентом, выбирающим политику выжидания, которая лишь продлевает агонию. В целом фигура Порошенко устраивает Россию, ЕС и даже Трампа. Кроме того его президентство очевидно подходит и для большей части украинских элит, которые дали на это согласие.

В случае резкого витка кризиса придется принимать другие решения, а нынешние элиты в стране рискуют утратить остатки власти, которые непременно захватят вооруженные радикалы. Вполне вероятно, что радикалов могут возглавить не только радикальные лидеры, но и действующие политики, например, Турчинов, который при поддержке некоторых представителей крупного бизнеса все еще пытается пользоваться поддержкой крупных американских глобалистов. Предводители радикалов считают, что лучше рискнуть активными действиями, чем ожидать гарантированного конца еще пару лет. Главная надежда радикалов – то активное вмешательство в существующее положение Украины со стороны внешних сил, естественно в первую очередь это касается США. Однако США, ЕС и Россия пока не смогли выработать единой позиции по вопросу Украины. Вряд ли они смогут сделать это даже в случае резкого обострения кризиса, который придется расхлебывать, по сути, украинскому народу. Кроме того начало активных действий на Донбассе в любом случае приведет к неоднозначным политическим последствиям. Захватить территории с разрушенными территориями и партизанщиной – значит обречь всю страну на скорейший дефолт и не менее затяжное кровопролитие. Если же предложить что победят сепаратисты, то захват власти в Киеве может стать еще более неоднозначным. Кроме того контролировать всю страну сепаратисты не смогут, и этого не сможет сделать даже Россия, у которой просто не хватит мощности финансово-экономической системы, и существует риск нанести урон собственной экономике.

Запад взял на себя обязательства поддерживать Украину финансовой и экономической помощью, а также в военном плане, но выполнять эти обещания на практике не в силах. С другой стороны официально отказаться от своих обязательств он также не может. Единственным шансом будет либо признание ЛНР и ДНР с победной риторикой, якобы жертвуя нелояльными территориями, Киев сохранил единство страны и стабильность, либо вновь втянуть страну в затяжной конфликт. Под вопрос заключение мира с сепаратистами можно будет выпросить у США миллиардные кредиты и вряд ли эта сумма превысит 3-5 млрд.

Придется усилить и внутренние политические репрессии дабы подавить пророссийский актив. Организаторы провокаций нуждаются в них очень сильно. С одной стороны это предоставит для них возможность выйти на новый виток в борьбе за власть и реализацию своей идей, но с другой стороны это же разрушит даже те хрупкие достижения, которых удадлось лобиться револцлюцией достоинства. Украина может скатиться от едва появляющецйся стабильности к прифронтовой махновщине, которая расползется от линии соприкосновнения по всей стране. Пттому провокациям со стороны радикалов любых властей властям необзодимо быть готвыоми постоянно – и на мафйские празднки, и на Евровидение, и еще не один год посл.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org