На месте преступления: Как в Украине изменилась криминогенная ситуация и что о ней говорят политики
Рост криминала в Украине – благодатная тема для политического манипулирования и запугивания населения. В последнее время политики особенно много говорят об этом. VoxCheck попытался разобраться, какие именно тезисы политики используют и соответствуют ли правде их слова о криминогенной обстановке в Украине
Помимо сложной экономической ситуации в Украине, за последние несколько месяцев на радар политиков попала тема о росте криминала. По нашим наблюдениям, об этом говорят и оппозиция, и Президент Петр Порошенко, и мэр Киева Виталий Кличко. Наиболее популярный тезис – Украина возвращается в лихие 90-е. При этом основной причиной ухудшения криминогенной ситуации политики называют войну, из-за которой якобы увеличилось количество преступлений с использованием огнестрельного оружия.
По данным VoxCheck, криминогенная ситуация в Украине действительно серьезно ухудшилась за последние два года, и чисто статистически уровень преступности даже превысил показатели 1990-х. Но преступлений с использованием огнестрельного оружия вовсе не стало больше, как утверждают политики, тогда как структура преступности в 90-е и сегодня сильно отличается, и ее сложно сравнивать из-за высокой вероятности искажения данных.
О росте криминогенной ситуации в Украине и роли войны
Петр Порошенко, Президент Украины: «События, происходящие в последнее время в Украине, свидетельствуют о росте террористических угроз и резком ухудшении криминогенной ситуации, что связано как с неконтролируемым оборотом оружия, взрывчатки и боеприпасов внутри страны, так и с российской агрессией , направленной на дестабилизацию общественно-политической ситуации в государстве»
Андрей Дяченко, первый заместитель председателя Житомирской областной организации “Опоблока”: “В Украине происходит все больше преступлений с использованием оружия из зоны АТО ”
Тезис о том, что «криминогенная ситуация ухудшается», соответствует правде
В Украине действительно ухудшается криминогенная ситуация: за январь-июль 2016 года количество преступлений возросло на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Причем скачок криминогенности случился в январе-феврале этого года, когда количество уголовных преступлений достигло 65-70 тыс в месяц (см. График 1). В этот показатель включаются такие виды правонарушений: убийства, умышленные телесные повреждения, кражи, разбои, мошенничества, изнасилования, растление, хулиганство, беспорядки и т.д.
Но насколько связаны между собой ухудшение криминогенной ситуации и оборот оружия, взрывчатки и боеприпасов? На самом деле несильно. Несмотря на повышение уровня криминогенной ситуации в целом, преступлений, связанных с использованием оружия, боеприпасов и взрывчатки, уменьшается. По данным ГПУ, количество преступлений с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ уменьшилось в январе-июле 2016 года в 2,63 раза по сравнению с январем-июлем 2015 года (374 преступления против 984 преступлений).
Также снизилось число преступлений по незаконному обращению с оружием (статьи 262-264 УК): похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов и др. Январь-июль 2016: -6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 (с 5258 до 4928 случаев).
Относительно российской агрессии, которая стала причиной переселения большого количества людей и необходимости для них начинать жизнь сначала, то это действительно могло повысить криминогенности в Украине. Однако данных в подтверждение или опровержение этого тезиса на сегодня не существует.
Тезис о том, что “происходит все больше преступлений с использованием оружия из зоны АТО” является манипуляцией
За январь – июль 2016 (212 дней) зафиксировано 374 преступлений с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, то есть 1,76 преступления в пересчете на один день. Для сравнения: за аналогичный период 2014 года – 7,1 преступления в день (212 дней, 1512 преступлений всего); в 2015-м – 4,6 преступления в день (212 дней, 984 преступлений всего). То есть нельзя сказать, что в 2016-м количество преступлений с использованием огнестрельного оружия и взрывчатки (в том числе из зоны АТО) значительно увеличилось.
О количестве обращений киевлян в полицию
Виталий Кличко, мэр Киева: «… Служба “102 “каждый день получает примерно 5000 звонков, из них 1000 – сообщения об уголовных правонарушениях».
Правда. По данным Главного управления Национальной полиции в г. Киеве, за сутки на спецлинию “102” поступает более 5000 входящих звонков (см скан). Из них около трех тысяч имеют признаки уголовных и административных правонарушений. Информацию отдельно по уголовным нарушениям полиция не предоставила.
О возвращении Украины в лихие 90-е
Вадим Трюхан, член политической платформы “Сила людей”: “Криминогенная ситуация в Украине уже хуже, чем в лихие 90-е! Похищение авто, людей средь бела дня, умышленные убийства даже без причины, а за “не тот” взгляд или неосторожное слово, ограбления, изнасилования, грабежи и т.д.”.
Алексей Белый, народный депутат: “Количество преступлений выросло на 20%. Украина по уровню преступности вернулась в лихие 90-ые. Квартирные кражи, угон автомобилей, разбойные нападения на людей, магазины, отделения банков, инкассаторские автомобили стали обыденным явлениями нашей жизни. Все больше преступлений происходит с использованием оружия из зоны АТО”.
Игорь Мирошниченко, депутат Киевского городского совета от партии «Свобода»: “Я 90-е помню, и мне кажется, что мы во многих моментах их уже превзошли в негативном плане этого слова”
Тезис о том, что “Украина вернулась в 1990-е годы по уровню преступности” является манипулятивным, ведь данных для такого вывода недостаточно
“Мы возвращаемся в лихие 90-е” – популярный лозунг среди политиков. И сухая статистика свидетельствует о том, что они правы. По количеству уголовных преступлений, скорректированных на число жителей в Украине (население значительно уменьшилось за последние 20 лет), сегодня уровень преступности в Украине даже выше пиковых значений середины 1990-х.
Если сравнить статистику 1995 и 2015 годов по видам преступлений, то можно сделать вывод, что сегодня краж значительно больше, тогда как хищение госимущества сегодня почти отсутствуют – наверное, из-за значительно меньшего числа госимущества по сравнению с 1990-ми и явно большей изощренности схем. Кстати, эти данные также скорректированы на численность населения.
Но, даже имея эту статистику и сравнив цифры, нельзя однозначно утверждать, что сегодня уровень преступности достиг уровня 1990-х или превысил его. Наши расчеты по структуре преступлений основаны на данных Госкомстата (1990-е года) и Генеральной прокуратуры (2000-е гг; ГПУ не предоставляет структуру за 1990-е). То есть на втором графике источники статистических данных разные, что может искажать результаты расчетов. Кроме того, на данные влияет много факторов – прежде всего, все ли совершенные преступления регистрируются, и нет ли системной ошибки из-за недостаточно прозрачной статистики. Кроме того, до 2012 года далеко не все обращения граждан регистрировались, тогда как сегодня, по действующему Уголовному кодексу, любые обращения регистрируются в Едином реестре досудебных расследований. Это может быть причиной роста формально зарегистрированных сообщений о правонарушениях.
Что касается утверждения Алексея Белого о росте количества преступлений на 20%, то это правда: по данным ГПУ за январь-июль 2016 к январю-июлю 2015.
Об особо тяжких преступлениях
Юрий Павленко, народный депутат Украины: “Самая опасная сегодня тенденция – рост количества тяжких и особо тяжких преступлений. По данным Генеральной прокуратуры, в 2013 году в Украине было зафиксировано 13 тысяч особо тяжких преступлений, в 2015-м – уже 21,5 тысячи. Число умышленных убийств за последние пару лет возросло с 6 до почти 9 тысяч. Увеличилось количество случаев похищения людей”.
Манипуляция. Если сравнивать 2013 и 2015 гг, то действительно имеет место большой рост тяжких преступлений, но в 2014-м их уровень был еще выше – см. графики №4 и №5. Относительно упомянутых депутатом цифр, то они верные.
График 4. Динамика отдельных видов преступлений без учета 2014 года.
Об уровне преступности на Житомирщине
Андрей Дяченко, первый заместитель председателя Житомирской областной организации “Опоблока”: “По официальной статистике на Житомирщине по итогам первого полугодия количество преступлений возросло на треть”
Правда. Действительно, по данным Управления информационного обеспечения Главного управления Национальной полиции в Житомирской области в первом полугодии 2016 года в Житомирской области было совершено 9546 преступлений, из которых в Житомире – 3153. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года это соответствует росту количества преступлений на 43,4% по области и на 62,7% по городу. То есть рост уровня преступности даже выше, чем на треть.
По материалам: voxukraine.org