На майдане снова палатки

1 211

С тех пор как в феврале 2014 года в Киеве состоялся евромайдан, прошло уже два года. Его участники готовились отметить годовщину окончания своих выступлений, но далеко не все они сегодня полны того оптимизма, которым были переполнены в февральском Киеве двухлетней давности. Вернее сказать, таких людей сегодня в Украине абсолютное большинство. Немногие из них довольны той трудной экономической и политической ситуацией, в которой стране пришлось оказаться. Пока одни ругают Путина, другие ругают власть, а в перерывах все вместе ругают друг друга. Иными словами спустя два года после майдана практически не до праздничных настроений. Для большинства его участников очевидно, что добиться того, чего они хотели, так и не получилось.

Недаром о возможном «Майдане 3» в последнее время говорили все чаще. Впрочем, говорить о нем начали еще около года назад, но то ли случая не подвернулось, то ли все попытки захлебывались, то ли и не было никаких попыток, но третий майдан так и не произошел. Возможен ли он сегодня после того, что уже происходит на главной площади страны, и если да, то чем это будет отличаться от евромайдана? Что по этому поводу думают эксперты и политики, и чем все это может обернуться для страны?

По этому поводу есть несколько различных мнений, но большинство из них все же сводится к тому, что третьего майдана в Украине не будет. Другое дело, что если одни уверены в том, что его не будет вообще, то другие уверяют, что избежать народных протестов не удастся. Правда вот на евромайдан они вряд ли будут походить, больше напоминая погромы и может быть даже кровавую резню вроде восстания Колиивщины.

Однако стоит начать с того, что кое-кто все же верит в майдан или грезит им, заявляя о том, что он неизбежен. Правда уже совсем не на улицах, а во власти, как утверждает Мустафа Найем. Поводом для такого его заявления стала отставка Айвараса Абрамовичуса. Комментируя его уход из правительства на своей странице в Фейсбуке, Найем еще раз напомнил свои ранее сказанные слова о том, что третий майдан произойдет не на улицах, а под куполом Рады или в коридорах власти. Иными словами, это будет перезагрузка власти, которой будут руководить сегодняшние реформаторы.

Такой сценарий является самым бескровным, и скорее был бы похож на обычный передел власти. Однако устраивает он далеко не всех, ведь в этом случае кто-то будет вынужден уйти не солоно хлебавши. Сегодня в Украине имеются силы, для которых намного легче добиваться своего путем давления, вероятно даже силового. Наверное, понимая это, отдельные политики пророчат стране уже не песни с плясками возле трибун на Майдане, не пение гимна в перерывах между строительством баррикад и не булыжники митингующих против щитов полиции.

О том, что недовольство жителей страны политикой нынешней власти рискует перерасти в третий майдан, который, впрочем, пойдет не по сценарию евромайдана, а по сценарию Колиивщины, говорил украинский нардеп Николай Томенко. В своем интервью для издания «АСН» Томенко поделился мнением, о том, что многое в Украине будет решать градус социальной напряженности. Сегодня страна имеет два возможных сценария развития дальнейших событий. Либо революция пройдет эволюционным путем, тогда перезагрузка власти станет возможна в 2017-18 годах посредством легитимных выборов. Если же этого не произойдет, и народные настроения выльются на улицы, как это уже произошло сегодня, то может случиться «революционная революция», которая станет даже не третьим майданом, а самой настоящей Колиивщиной. Здесь не будет ни всенародных Вече, ни партийных лидеров, выступающих со сцен по пять раз в день. Иначе говоря, перефразируя Томенко, уличная революция будет носить куда более кардинальный и опасный характер, и не ограничится центром Киева, коктейлями Молотова и горящими шинами.

В своих опасениях Николай Томенко вовсе не одинок, некоторые политики и эксперты придерживаются подобного мнения, считая, что вместо третьего майдана вполне возможна кровавая бойня. Среди них еще один народный депутат Борислав Береза, который также называют возможную резню «кровавой Колиивщиной». Впрочем, Береза даже не сомневается в том, что она состоится, судя по всему, видя ее логичным этапом неминуемого силового свержения действующей власти. Береза предрекает сценарий быстрой, жесткой и кровавой революции, а значит стоит предполагать, что сценарий еще одного силового захвата власти вполне возможен. Только в этот раз разогрева публики не будет, а против силовиков пойдут не просто хорошо подготовленные, а в этот раз и хорошо вооруженные люди.

Эти опасения, в некоторой степени подтверждали заявления некоторых радикальных организаций. Например, представители «Правого сектора» не просто запугивали власть новыми народными протестами, а уже в открытую угрожали вооруженным восстанием. Так, в там уверены, что третий майдан в том понимании, к какому привыкли украинцы, не случится. Вместо него начнутся «первые расстрелы» - радикалы прямо призывают граждан к «борьбе через пот и кровь». Конечно, подобные заявления со стороны ПС звучат не впервые, такой возможности отбрасывать не стоит, тем более, если учитывать достаточную серьезность, и хорошее финансирование (в том числе и снабжение оружием) этой организации. А если прибавить сюда и остальные, не желающие переходить под контроль Киева вооруженные формирования, то становится понятно, что Украина сидит на пороховой бочке, поджечь фитиль которой просто еще не посчитали своевременным.

Вместе с тем бояться власти стоит не только ДУКов и батальонов, а и простых украинцев, терпение которых однажды может лопнуть. Это в свою очередь неизбежно приведет к кровавым разборкам, о которых украинцев предупреждает еще один политик, вице-спикер ВР Владимир Литвин. Он считает, что в случае, если в стране начнется еще одна серьезная революция, то она не станет третьим майданом, а выльется в погромы и суды Линча. Такая революция, по мнению Литвина должна будет стать революцией гнева в практическом применении. При этом Литвин уверен, что главным виновником, прежде всего, является власть. Она довела многих украинцев до того, что они вынуждены отказываться от газа, ввиду его дороговизны, скидываться на обогрев одного дома, и собираться там по несколько человек, бояться оставаться в доме в одиночку, и собираться на коллективные ночлеги из-за опасения быть убитыми за 200 гривен. Однако, как считает политик, если вооруженные восстания, переходящие в погромы все же начнутся, то это не только не спасет Украину, а будет означать ее потерю.

Повторяясь, можно было бы снова сказать, что похожие «страшилки» политики рассказывали и раньше, но ни майдана, ни погромов в Украине так и не произошло. Однако одно дело, когда подобные прогнозы берется делать, например, Олег Ляшко или тот же Мустафа Найем, а другое, когда опасения звучат из уст серьезных политиков, таких, как Литвин или Томенко. Это дает повод задуматься о том, что подобный сценарий и в самом деле может стать возможным. Впрочем, все это ситуативно и завтра картина может измениться кардинальным образом. И как это ни парадоксально, но в отличие от евромадйна, где все зависело не от власти, а от его организаторов, сегодня все зависит о того, как власть сможет избежать (или хотя бы оттянуть) начала начало бунта, переходящего в кровавую бойню.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org