…Мыши в пляс
Пауза с назначением премьера Крыма, кандидатуру которого должен согласовать президент, давно перестала быть томной и уже начинает выглядеть неприлично. То, что у Виктора Януковича скамейка запасных на Крым пустая, известно было давно; то, что на место Джарты трудно найти равномасштабного и равнодоверенного человека — было понятно. Но зачем президенту тянуть со своим выбором (ВС автономии вкупе со спикером, вносящим в зал кандидатуру, — элемент теперь декоративный), видя, как раскол во власти Крыма по линии ВС—Совмин усугубляется и вот-вот вернется к временам междоусобиц, — взять в толк невозможно.
Или президенту было интересно понаблюдать, кто же окажется сильнее: председатель ВС Константинов в паре с возвращающим себе силу и влияние А.Мельником, работавшим серым кардиналом при «закрытом» ныне экс-спикере Гриценко, или и.о. главы правительства П.Бурлаков, который остался одним из главных претендентов на должность премьера?
Возможно, В.Янукович хотел посмотреть, кто из двух лагерей принесет на Банковую больше аргументов в свою пользу, в виде компромата на конкурента, например. Нанесли, по нашим данным, предостаточно. Хотя можно было и не ждать — все в открытом доступе, то есть в СМИ, где написано и снято предостаточно обо всех участниках забега. Например, о том, как в Крыму с грохотом распиливается почти миллиард субвенции, в основном на строительные подряды, и в основном их получают либо явные фирмы-прокладки, либо же родная спикеру фирма «Консоль» и ее бесчисленные сородичи. В честности тендеров никто не сомневается: во главе распорядителя средств и заказчика торгов — выходцы из той же «Консоли». У которой — это всем тоже известно — очень тяжелые времена: обманутые дольщики по всей стране протестуют и пытаются вернуть деньги за так и не построенные «Консолью» квартиры. А если обратиться к Единому реестру судебных решений, то с удивлением можно узнать, что среди тех, кто доверил фирме свои тысячи и миллионы, а теперь пытается отсудить либо деньги, либо недвижимость, — и крымские нефтетрейдеры, и национальные компании. То есть не будь господрядов, фирма уже бы пошла с молотка. А не будь Константинов спикером и спонсором избирательных кампаний партии власти, то материалов для уголовных дел можно было бы насобирать гораздо больше, чем президенту положили на стол.
В прессе также есть любопытные публикации о том, как в двух визитных карточках Крыма — Алупкинском и Бахчисарайском дворцах-музеях — и заповедниках под давлением правительства и под угрозой уголовного преследования «ушли» директоров, которые не просто уволились — из страны уехали. Особое внимание заслуживает и тот факт, что укреплять менеджмент «молодая команда Джарты» решила именно в очагах культуры, имеющих стабильно высокую прибыль. Алупкинский дворец-заповедник — более 20 миллионов гривен, Бахчисарайский — более 10 миллионов (что больше, кстати, чем бюджет самого Бахчисарая).
И, конечно же, нельзя обойти вниманием то, что после смерти Джарты настоящая власть в Крыму оказалась в руках силовых структур. При извечной конкуренции между СБУ, МВД и прокуратурой был найден общий «враг» — суды. За уши притянутое уголовное дело в отношении председателя Апелляционного суда, сократившего количество санкций на прослушку в разы; «маски-шоу» при сомнительных, с точки зрения законности, обысках и выемках в суде; проверки в Хозяйственном суде Крыма и, скажем так, сбор неких оперативных данных по Киевскому райсуду Симферополя дали свои плоды. Председатели Апелляционного и Хозяйственного судов подали заявления об отставке, и ВСЮ и ВР Украины мгновенно их удовлетворили. Ну а в Киевский райсуд, говорят, прокурорские теперь могут входить, открывая дверь ногами.
Именно этот суд теперь дает добро на арест директора Сакского военного санатория Минобороны имени Пирогова. Рассказанная в прошлом номере ZN.UA история мутной реорганизации лучшего в стране и суперприбыльного санатория и ареста директора на этой неделе получила просто беспредельное продолжение. После того как Апелляционный суд изменил директору санатория Виталию Устюжанину меру пресечения с ареста на подписку о невыезде, он…пропал. Поскольку Устюжанин не присутствовал в судебном заседании, супруга и адвокаты, получив решение суда на руки, отправились в СИЗО. Там и.о. начальника Михеев обещал освободить Устюжанина через полчаса, но, прождав несколько часов, адвокаты и родные его так и не дождались, и в 17.00, как того требует режим, их попросили покинуть изолятор. А представителю омбудсмена В.Фролову сообщили, что в 15.20 (то есть во время присутствия супруги и адвокатов!) В.Устюжанин был отпущен, и где он — неизвестно.
Только утром адвокат и представитель Нины Карпачевой получили официальное подтверждение, что Устюжанин повторно задержан. Через день прокуратура сообщила о новом уголовном деле. Теперь уже директору инкриминируют завладение 7,8 миллионами гривен.
Тем временем маленькое госпредприятие МО «Укрвоенкурорт», которое ранее только торговало путевками в санатории Минобороны, согласно приказу №415 министра Ежеля, готовится к поглощению санатория имени Пирогова, объем прибыли которого — 65 миллионов гривен в год. При этом никто, несмотря на поднявшийся скандал и протесты на всех уровнях, не обращает внимания на тот факт, что министр в данном случае явно превысил свои полномочия. Минобороны, как орган управления, конечно вправе реорганизовывать свои госпредприятия — в соответствии с Законом «Об управлении объектами госсобственности». Однако тот же закон устанавливает специальную процедуру реорганизации предприятий санаторно-курортного комплекса, которые не подлежат приватизации, — подобное решение отнесено к компетенции Кабинета министров Украины. И это обстоятельство изложено в письме Министерства экономического развития, опубликованном ZN.UA еще две недели назад. В нем же — предложение подготовить решение КМ об отмене приказа Минобороны. Однако письмо клюевского министерства так и осталось бумажкой.
В крымских высоких кабинетах на тему «Чей заказ?» предпочитают не говорить даже намеками и только показывают пальцем вверх. А путь к этому верху уже прощупывается снизу — с исполнителей. Директор ГП «Укрвоенкурорт» Сергей Малюков в интервью «Центру журналистских расследований» рассказал и о будущем функционировании санатория («Это будет филиал, у него будет руководитель — доктор такой же роли, а может быть, и выше. И процесс, который там происходил, так и будет происходить, а вот для финансовых потоков и хозяйственной деятельности — это будет идти через головное предприятие, через «Укрвоенкурот»), и о вехах своей биографии. Имея исходные данные, легко было проследить и бизнессвязи бывшего горного инженера-строителя и техдиректора «Донецкугля». Оказалось, что Сергей Малюков в свсе время учредил ООО «Торгсин» с нынешним народным депутатом и крупным бизнесменом — совладельцем компании «Укртранслизинг» Сергеем Васютиным. Последний прибыл в Крым вслед за Василием Джарты и во время выборов его называли смотрящим по ЮБК от Партии регионов. Сын нардепа Иван Васютин стал депутатом ВС Крыма, а секретарем Ялтинского горсовета — бывший заместитель председателя правления «Укртранслизинга» Сергей Илаш.
Кроме того, Сергей Малюков и супруга С.Васютина соучредили ООО «Мир музыки». И что забавно: в общедоступной базе ЕДРПОУ руководителем этой фирмы до сих пор значится Сергей Леонидович Малюков. Или это полный тезка директора госпредприятия Минобороны «Укрвоенкурорт»?
Но фирма «Торгсин» показалась нам интереснее. В другой открытой теперь базе — Единого лицензионного реестра — находим, что она обладает двумя редкими лицензиями с неограниченным сроком действия на производство, ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного и пневматического оружия, а также на производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого, раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны.
Понятно, что ведомство, возглавляемое макеевцем А.Могилевым, кому попало такие лицензии не выдает.
По информации источника в СМ Крыма, Сергей Васютин якобы ранее проявлял активный интерес к санаторию имени Пирогова, «однако у него ничего не получилось». Но если не чужой ему человек продолжает возглавлять предприятие, которое должно поглотить санаторий, значит, к реализации идеи подключился тот, кому «нет» в этой стране не говорят. Думаю, президенту об этом рассказали. Может быть, даже в тесном семейном кругу.
По материалам zn.ua