Минск, который погубит Донбасс
Вновь состоялись переговоры по Донбассу, и вновь их результат похож на парящий эфир. Да, дипломатические представители, как и главы государств, которые участвовали в переговорах, уверяют, что результат есть, но в реальности очевидно, что не изменилось ровным счетом ничего. Даже российские СМИ, которые ранее всегда твердили о невероятных успехах Кремля, на этот раз скромно помалкивают. А ведь любые мельчайшие успехи российских дипломатов там привыкли подносить народу как огромную победу исторического значения, а также того, что Запад без России никак не обойдется.
Главное, что наталкивает на выводы о безрезультатности переговоров – это сами планы последней встречи. На переговорах даже не планировалось подписывать какие-либо документы. По сути, цель была формальная – подтвердить намерения. Что стороны и сделали – согласились с необходимостью переговоров в «нормандском формате» и призвали выполнять Минские соглашения. Причем сделали это, ссылаясь на их безальтернативность и совершенно забывая при этом про Будапештский формат, а именно гарантиям целостности государства. Ведь именно этот момент является главным принципом ОБСЕ.
Политика России в отношении Украины напрочь отталкивает последнюю от любых иных предложений, которые хоть немного ущемляют принцип целостности. На сегодняшний день Украина вполне могла быть демилитаризованной, целостной и внеблоковой страной. Это важно как для РФ, так и для НАТО, ведь не секрет, что они относятся друг к другу враждебно. Сохранение многовекторной нейтральной политики в Украине было бы выгодно всем. Однако имперские амбиции и огромное желание борьбы за некий «русский мир», открытая агрессия и уже не скрываемые национальные нападки на якобы братский украинский народ, стремление уничтожить украинскую государственность с помощью аннексий, провокаций, создания и поддержки ДНР и ЛНР – все это и соорудило нормандский формат и минские договоренности. При этом как агрессия, так и минские договоренности по-прежнему безрезультатны.
Подписание минских соглашений со стороны Украины происходило во время больших военных потерь, к тому же под постоянным прессингом наступления боевиков, подкрепленных российской военной мощью. Сегодня же ситуация иная. Выполнять соглашения в одностороннем порядке Киеву не выгодно, а требовать этого просто политически некорректно. Российские эксперты также признают, что данные соглашения – вовсе не обязательный к исполнению юридический документ, а лишь базовая политико-дипломатическая платформа, на основе которой стороны могут в дальнейшем выстраивать свои отношения. Но ведь строить именно так никто не обязывался. Тем более закрепленное Минскими договоренностями признание субъектности ДНР и ЛНР – это очевидная ошибка. И эта ошибка может еще не раз аукнется как в Европе, так и на всем континенте. Ведь, как известно, прецеденты и порождают европейское право.
В итоге это привело к ситуации, когда Украина желает скорейшего прекращения огня, как минимум для того, чтобы обеспечить безопасность своих граждан, а также провести крайне необходимые реформы. Это и указано в минских соглашениях, поэтому денонсировать их и открыто заявить о том, что они не будут выполняться попросту нельзя. С другой стороны силовым путем ликвидировать ДНР и ЛНР для осуществления задуманного Украина тоже не может. Это заставляет власть постоянно лавировать и выкручиваться из неудобных пунктов договоренностей. Сам Порошенко постоянно демонстрирует, что Верховная Рада не позволит выполнить сценарий, который навязывают Украине извне, и пугает переговорщиков тем, что к власти могут прийти и более радикальные представители из среды националистов. Тем более, что они не раз грозили это сделать, да и боевой и военный потенциал у них для этого теперь есть. Если что, то мирным майданом не обойдется. В результате появляются предложения по разработке «дорожной карты», а также поэтапности выполнения соглашений. Реализация договоренностей сразу и полностью – это риск попросту уничтожить государственность одним махом. Это позволит вчерашним террористам проникнуть во все государственные институты, а также информационное пространство. В итоге не только страна окажется на краю пропасти, но и шанс государства на историческое развитие без России будет потерян.
И тут становится понятно, почему нормандский формат выгоден для Кремля. Изначально не было известно, будет ли Путин участвовать во встрече. Он был занят подписаниями соглашений со Свазилендом в поисках новых союзников для РФ, поэтому опоздал на встречу на полчаса. Однако потом российский президент сделал неожиданное заявление и согласился с возможностью введения на Донбасс миротворческих сил. Это конечно является большой уступкой со стороны Москвы, однако не приходится сомневаться, что через некоторое время об этих словах сам Путин забудет. Ведь на этих переговорах не было подписано ни одного документа, а значит все заявления – это просто слова. Такие обещания можно давать, а можно забирать, тем более что доверие между Россией и Западом на сегодняшний день утрачено.
Что же до позиции представителей Европы, а именно Франции и Германии, то, как и ранее, их руководство постаралось продемонстрировать свою деятельность по урегулированию военного конфликта в Донбассе, однако напомним – документов никто не подписывал. Кроме того, представители Запада не могут и не хотят потерять площадку для переговоров с Россией, причем вопрос Украины здесь не главный. Германия и Франция пытаются сохранить максимум дипломатических контактов. В Берлине и Олланд и Меркель вновь вспоминали про сирийский кризис, и делали пожелания Путину. Очевидно, что важность и приоритетность вопросов снова не в пользу Украины. Запад, прежде всего, решал свои проблемы, ловил момент для контакта с Путиным. Где же еще как не на этих переговорах? А Украина снова на втором плане.
Ввиду необходимости процесса, но нерешительности сторон данный «нормандский формат» будет еще долго существовать для подобных встреч и обмена заявлениями. И все это время на Донбассе будет продолжаться оппозиционная война, и будут гибнуть люди.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org