Министерство юстиции и позор СБУ
Вчерашний вечер принёс новость о том, что СБУ задержало «фальшивого сотрудника ОБСЕ». Именно так подали информацию некоторые украинские СМИ, а пресс-служба Службы Безопасности Украины дали более точное определение «Співробітники Служби безпеки України викрили особу з кримінального середовища, яка прикривалась підробленим посвідченням інспектора міжнародної безпекової місії». На странице ведомства даже разместили фото «удостоверения». Однако то, что сфотографировали оперативники СБУ заставило меня задать себе несколько неудобных вопросов и немного поискать информации в сети. Чем дольше я искал, тем отчётливее я понимал, что ситуация схожа на фарс, а в украинском суде часть возможных обвинений рассыпется как карточный домик. Хорошо, если адвокаты не представят сотрудников СБУ в весьма неприглядном виде. С другой стороны, данная ситуация стала прекрасной демонстрацией абсурдных процессов в нашем государстве и обществе.
Фальшивое удостоверение? А вот и нет!
Я не собираюсь оценивать действия гражданина, который использовал в своих целях документ с надписями «ОБСЕ». Вполне возможно, что они были противоправными. Но в пресс-релизе СБУ говорится о задержании гражданина «яка прикривалась підробленим посвідченням інспектора міжнародної безпекової місії». Здесь и есть загвоздка.
Для начала посмотрим на фотографии с сайта Службы безопасности Украины:
Вам ничего не кажется странным? Например, надпись на одной «корочке» «Международная дипломатическая ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ»? На второй непонятные подписи под буквами OSCE и надпись сверху «Public organisation». Настоящая ОБСЕ уж точно не НПО и в его структуре нет «духовной академии».
Гугл-поиск достаточно быстро позволил найти упоминания об этой «академии» и о зарегистрированной в Украине общественной организации с полным названием «Громадська організація «Міжнародна дипломатична місія «Організація безпеки спільноти Європи»». Данная структура, если верить её сайту (в данный момент недоступен, но в веб-архиве, естественно, есть), была создана на одном из многочисленных «общественных» круглых столов» в котором участвовали даже граждане… Бандгладеш.
Государственную регистрацию сия структура получила 28.07.2015 года (регистрационный номер 1439565). Зарегистрирована и символика общественного объединения. Для иллюстрации даю несколько картинок с их (уже не работающего) официального сайта.
Вот это логотип:
А теперь вновь посмотрите на «удостоверение». Оно выдано общественным объединением, о чём есть запись. На карточках используется логотип и «флаг» объединения. Заверено печатью. Придраться можно, разве что к надписи дипломат и должности «публичный дипломат». НО и тут создатели НПО «подстраховались» заявив, что занимаются «народной дипломатией»… Кстати, об этом есть соответствующая запись на удостоверении.
Для полной картины упомяну ещё сайт, который был зарегистрирован на доменном имени, использовавшемся в далёком 2004-05 годах для сайта миссии ОБСЕ в Украине.
Таким образом, пока ГО «ОБСЕ» (официальное сокращённое название, зарегистрированное Минюстом Украины) легально, данное удостоверение является удостоверением члена общественного объединения, жёстких требований к оформлению которого в законодательстве нет. Попытка СБУ доказать в суде факт «подделки» будет безуспешной — адвокаты представят и свидетельство о регистрации и логотипы и флаг, которые являются легальными и, о гримаса украинского законодательства, закреплены за прекрасной организацией с названием «Міжнародна дипломатична місія «Організація безпеки спільноти Європи»». Мне искренне жаль юристов Службы Безопасности, которые будут выступать на стороне обвинения.
Мимикрия, суждение по заголовкам и проблемы восприятия.
Факт задержания, при всей комичности возможного обвинения, служит прекрасной иллюстрацией более глобальных проблем. Организаторы ГО «ОБСЕ» прекрасно осознавали, что название их структуры перекликается с наименованием международной организации, сознательно создали крайне похожие логотипы и «удачно приземлили» сайт на доменное имя, ранее закреплённое за настоящей миссией ОБСЕ в Украине.
Вопрос «зачем?». Тут ответов может быть множество. Если посмотреть список основателей, биографии «президента» и пяти вице-президентов, а еще четырёх «почётных вице-президентов», то общими признаками для всех этих граждан является членство в большом количестве НПО, участие в «общественных советах» при министерствах и других государственных структурах. В данном случае слова «ОБСЕ» не обманут международных партнёров, но могут открыть многие двери в Украине – внимательно читать, что написано на удостоверениях не является привычкой как чиновников, так и обычных граждан. Как мы все знаем, это влияние и иногда даже деньги: достаточно вспомнить скандалы вокруг бюджетов, которые распределяются на деятельность «профильных» НПО различными министерствами Украины. Вот он рецепт относительно спокойного существования и возможности доступа в высокие кабинеты. Например, на сайте красуется фотография процесса чтения доклада «президента Мисии» господина Павловского Владислава Андреевича на общественном совете МО Украины…
В случае с ГО «ОБСЕ» есть ещё и связь с УПЦ МП: совместные проекты в рамках которых данная структура, если верить её сайту, «привезли в Івано-Франківську єпа́рхію Украї́нської пра́вославної це́ркви Ки́ївського Патріарха́ту ікони Святих Угодників Божих Святителя Миколи Чудотворця, Святої Великомучениці Варвари, Святого Рівноапостольного Великого Князя Київського Володимира та Святого Великомученика Георгія Переможця з мощами!»
Да и самих филиалов (которые, вполне возможно, так же имеют статус юридического лица) существует множество, с самыми разнообразными названиями: от упомянутой Духовной Академии до «Национальной антитеррористической организации», «Европейского третейского суда», «Международной академии госуправления» и даже «Международной академии разведки». За каждым названием стоят один или несколько человек, которые могут представляться от имени структуры с таким громким именем.
Журналисты, рядовые чиновники, как ни парадоксально, реагируют на «название», не особенно копаясь в сути. Согласитесь, слова обычного юриста и юриста «Европейского третейского суда» в эфире телеканалов воспринимаются по-разному.
Вот на этом этапе поговорим о двух чрезвычайно важных проблемах: работе государственной системы и особенностях восприятия информации.
Организация была зарегистрирована Минюстом Украины. При этом у регистратора не даже название, которое, в сокращённом виде звучит не как ГО «МДМ ОБСЕ», а просто «ГО «ОБСЕ»» не вызвало вопросов. Согласитесь, странно, ведь по логике в состав административной процедуры регистрации юридического лица должна входить проверка не вызовет ли наименование путаницы у граждан.
С регистрацией символики ещё более интересно. Услуга платная, взимается административный сбор. По идее регистраторы должны проверить нет ли аналогичных зарегистрированных символов, нет ли оснований считать что символ копирует (напоминает) символику зарегистрированных торговых марок и т. д. В противном случае весь смысл административной процедуры теряется. А уплаченные деньги, получается, взимаются «просто так».
Но явная мимикрия не вызвала претензий со стороны работников Министерства Юстиции Украины. Это первый блок проблем, поскольку таких структур может появится множество. Например, уже существует 4 (четыре) ГО «НАБУ»: три являются «антикоррупционными» и одно, ассоциация пивоваров (броварів). Все созданы в период с марта 2016 по ноябрь 2017 года. В стране существует 2 ГО ГПУ, 2 ГО «СБУ» и даже БК (баскетбольный клуб) СБУ.
То есть вероятность того, что к вам домой постучится «сотрудник СБУ, НАБУ или ГПУ», который не представляет ни одну из этих организаций достаточно велика. Если очень пожелать, то, теоретически можно получить горочки от всех перечисленных «НПО» и, я почему-то в этом уверен, часть из них будет напоминать удостоверения службы безопасности, генпрокуратуры или антикоррупционного бюро.
Имеем либо пробел в украинском законодательстве, либо нечётко прописанные нормы его применения, которые делают возможным и вполне легальным такие «шалости» граждан. Это рано или поздно приведёт к желанию некоторых личностей использовать возможности в различной противоправной деятельности: начиная от простого «отфутболивания» патрульной полиции на дорогах, заканчивая перевозкой оружия либо банальным вымогательством.
Государство, в лице Минюста, само себе создаёт проблемы с которыми оно же, в лице полиции, СБУ, НАБУ и ГПУ героически борется. Граждане за весь этот цирк платят своими налогами.
Вторая сторона медали — некритичное восприятие информации журналистами и обществом. Очевидно, что ГО СБУ, НАБУ и ГПУ не имеют отношения к следствию, но путаница может возникнуть. Если создать организацию под названием «объединение праведников», то найдутся те, кто членов сей структуры действительно будут считать людьми морально чистыми, чьё поведение достойно подражания.
Не верите? А вспомните скандалы с системой электронного декларирования когда государство фактически вынуждали принять сырой продукт потому что он, дескать разрабатывался общественниками и писался за деньги ПрООН. То есть госструктуры были «абсолютным злом», а «антикоррупционные НПО» чуть ли не ангелами небесными. Когда система «легла», естественно, вновь общественники были в роли обвинителей. Те же самые, которые активно выступали за принятие недоделанного продукта. В довершение всего оказалось, что фирму-разработчика подозревают в уклонении от налогов. Дальнейшие события, как, например, конфликт вокруг Шабунина и некоторых других лидеров «антикоррупционного движения» воспринимались СМИ и обществом, в массе своей, в чёрно-белых тонах.
Увы, мы (и тут я не делаю для себя исключение) пытаемся воспринимать информацию по заголовкам, забывая даже не слишком «корректную» пословицу «на заборе может быть написано слово из трёх букв, а за забором в действительности лежат дрова».
Отсутствие критического восприятия информации вкупе с непродуманностью работы государственной машины регулярно создаёт ситуации, которые одновременно смешат до слёз своей абсурдностью и становятся причиной действительно больших проблем.
По материалам: hvylya.net