Министерство того, что официально нет

690

min_bМинистерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц самое парадоксальное в Украине. Ведь Вадим Черныш, который его возглавляет, по сути, является министром того, чего официально не существует. Захваченный боевиками Донбасс де-юре не признан оккупированной территорией, и закона, который четко регулировал бы отношения с подконтрольными боевикам районами, до сих пор нет.
Казалось бы, в такой ситуации ведомство просто не может функционировать, потому что у него нет надлежащей нормативно-правовой базы для ведения деятельности. Но в Украине, как известно, случаются и не такие чудеса. И упомянутое министерство каким-то образом функционирует уже целый год.

Впрочем, речь скорее идет об имитации бурной активности, чем о полноценной работе. По крайней мере, назвать какие-то ее реальные плоды сразу довольно трудно. Должностные лица этой инстанции в основном ходят на телеэфиры и раздают интервью, в которых рассказывается о том, что делать после освобождения Донбасса от формирований «ДНР» и «ЛНР». Однако, судя по последним событиям, с каждым месяцем возвращение Донбасса становится все менее реальным. И на этом фоне бесконечные телевизионные выступления заместителей министра Черныша - Георгия Туки и Юрия Грымчака - смотрятся откровенным словоблудием.

В начале мая в интервью изданию РБК Тука ответил на прямой вопрос о достижениях своего министерства за год работы достаточно развернуто. Но он не столь сообщал о достижениях, как объяснял, почему не получилось добиться значительных результатов.

«Министерство создано год назад. Но был период его становления, формирования кадров и бюджета. Полностью оно заработало только в декабре 2016-го. То есть полноценно действует только четыре месяца. Мучительный для меня вопрос: не удалось найти в госбюджете из-за его дефицита средств на финансирование программ по обеспечению жильем переселенцев. Чтобы обеспечить их, надо было отбирать средства или у наших военнослужащих, или у Министерства здравоохранения. На такие шаги никто не решился», - рассказал замминистра.

Из достижений министерства Георгий Тука назвал несколько наработанных законопроектов, а также подписание меморандума с немецким государственным банком KFW о предоставлении материальной помощи на строительство жилья для переселенцев. А кроме того, заявил, что его министерство помогало собирать доказательства для суда в Гааге против Российской Федерации.
«Выполнена большая работа, которая не лежит на поверхности. Например, в исках, которые Украина подала в суд в Гаагу против России, доказательную базу собирали в том числе и мы. Наши сотрудники помогали Министерству иностранных дел формировать позицию. И не просто голословно «формировать», но и собирать доказательную базу», - добавил министр.

На самом деле ситуация с финансированием министерства видится неутешительной. Сегодня эту структуру явно финансируют по остаточному принципу, и такой подход исключает возможность его полноценного функционирования. Так, в прошлом году на деятельность МинТОТ из бюджета было выделено всего 11 млн грн. А в 2017-м - 25 млн грн. Это наименьшая сумма из всех министерств. Даже Мининформполитики (“Минстець” - А) получило 261 млн грн.

«Фактически выделенных средств хватает только на оплату окладов работникам и коммунальных услуг. На реализацию программ нам выделили 0 гривен», - прокомментировала Тижню ситуацию советник министра Черныша Олеся Цыбулько.

Очевидно, поэтому деятельность министерства в настоящее время сводится преимущественно к написанию и продвижению законопроектов.

«В 2017-м выставлены на общественное обсуждение два законопроекта, третий проходит согласование внутри министерства. Один - о временном прекращении выплат ипотечных кредитов, если залог находится на неподконтрольных территориях (сейчас остановлены только проценты и штрафы), второй - о разделении процедуры регистрации ВПО и соцвыплат, о передаче части полномочий от Минсоц к МинТОТ. Разработана также концепция по жилью для переселенцев. Продолжается работа над законопроектом», - рассказала Цыбулько.

При этом, по словам советника министра по вопросам оккупированных территорий, ведомство выступает против того, чтобы называть территорию Донбасса «оккупированной».

«Мы не поддерживаем законопроект об оккупированных территориях, - уточнила она. - В редакции «Самопомощи» содержатся нарушения прав человека, что приведет в итоге к искам в ЕСПЧ и выплате компенсаций. Негативные выводы по этому законопроекту дали Европейская Бизнес Ассоциация, Национальный банк Украины, Служба безопасности Украины, ЦИК, Ассоциация городов Украины, Минэкономики, Мониторинговая миссия ООН по правам человека, УВКБ ООН, организации «Восток SOS», «КримSOS», USAID и др. А что касается самого статуса оккупированной территории, то, когда АТО будет закончена, штаб АТЦ прекратит свое существование и вместо СБУ будет воевать только ВСУ. Это приведет к остановке кредитования МВФ, ЕБРР и другими структурами, поскольку они не финансируют стран, находящихся в состоянии войны или международного вооруженного конфликта.

Проблема заключается в том, что мы не можем заставить Россию ответить за агрессию в Международном уголовном суде, потому что ни она, ни Украина не присоединились к Римскому статуту. В то же время статус АТО позволяет привлечь к ответственности отдельных лиц, действовавших на территории Украины (Киев признал юрисдикцию суда о событиях на Майдане, в Крыму и на Донбассе). Сейчас иски против России будет рассматриваться в Международном суде ООН о нарушении Конвенции о борьбе с терроризмом, а также в ЕСПЧ. В момент, когда этот конфликт будет признан международным вооруженным конфликтом, все террористы становятся «комбатантами», а это значит, что мы не сможем их сажать в тюрьму только за то, что они держали оружие и воевали против Украины».

Безусловно, подготовка законопроектов, деятельность различных комиссий и сбор доказательств для международных судов - дела очень важные и нужные. Но создавать целое министерство ради того, чтобы «помогать МИД формировать позицию», а также писать законопроекты для переселенцев, совсем нерационально. Этим всем вполне могли бы заниматься структуры, созданные ранее.
Фактически МинТОТ сегодня существует просто, чтобы платить зарплату своим работникам. С нынешним уровнем денежного обеспечения министерство просто не способно решать другие задачи. Но какой вообще смысл накачивать деньгами новообразование, которое дублирует функции других министерств? Какой смысл плодить ведомства без надобности? Ведь МинТОТ не выполняет никаких функций, с которыми не справились бы другие учреждения.
111
Восстановлением инфраструктуры Донбасса вполне может заниматься и профильное министерство. Ведь строительство мостов и дорог в Донецкой области ничем не отличается от аналогичного во Львове или Житомире.

Разбираться в Гаагском суде должно МИД, и если ему не хватает рабочих рук для сбора материалов, то гораздо легче просто набрать в штат дополнительное количество работников, чем создавать еще одно министерство и обращаться туда за помощью.

Проблемами переселенцев также вполне может заниматься имеющееся Минсоцполитики, у которого МинТОТ хочет забрать часть полномочий. И если до сих пор оно не выполняло своих функций должным образом, то создание нового неэффективного министерства с бюджетом 25 млн грн здесь уж точно не поможет. Однако власти почему-то решила идти именно таким весьма неоднозначным путем.
В сухом остатке от такого жонглирования полномочиями и функциями только множатся путаница и количество людей, раздающих комментарии журналистам. Реальная работа движется совсем не так эффективно. Особенно это касается помощи переселенцам.

«Само министерство абсолютно ничего не делает. Сколько я ни пытался наладить с ними контакт, никакого смысла так и не увидел. Несмотря на то, что его представители ездят перенимать опыт в Грузию, где функционирует около 20 программ помощи беженцам в получении жилья, у нас они не могут ни толком разработать ни одной, ни предложить людям какой-то внятный механизм в этом направлении. На этом этапе в министерстве просто распыляются деньги. Весь его бюджет идет на содержание аппарата», - поделился своими впечатлениями председатель ОО «Всеукраинская ассоциация переселенцев» Руслан Калинин, который сталкивался с МинТОТом по роду деятельности.

Впрочем, логика бюрократии всегда отличалась от логики здравого смысла. Поэтому просуществовать в нынешнем состоянии полуживое министерство может сколько угодно. Проспонсируют этот праздник, как обычно, украинские налогоплательщики. Впрочем, для них 25 млн грн в год - копейки по сравнению с тем, сколько сжирает украинское коррумпированное чиновничество в других отраслях.

По материалам: argumentua.com