Милиция, выкуп, психбольница. История из Львова

620

Дело Ростислава Чапрана началось с простого «приглашения» побеседовать с милицией. 32-летний львовянин, посоветовавшись со знакомым из органов и взяв на вооружение 60 долларов «на всякий случай», решил, что, поскольку бояться ему нечего, стоит пойти и поговорить.

Это было 4 апреля, и с тех пор ни его жена, ни их 9-месячный сын его не видели. А сам Чапран побывал в СИЗО, потом был переведен в психбольницу, и 26 мая снова отправлен назад в следственный изолятор, сообщает Amnesty International, международная правозащитная организация, и родители самого Чапрана.

Его дело уже получило международную огласку, поскольку до сих пор у родственников нет ясности, на каком основании Чапран задержан и почему за то, чтобы его выпустили, родителям, живущим за пределами Украины, назвали цену в 3 тысячи евро.

По сведениям Amnesty International, подобные «приключения» с милицией в Украине не только не редкость, а явление распространенное. В своем отчете за 2010 год организация назвала ситуацию в cтране «печальной», впервые за всю историю независимой Украины упомянув этот факт даже в глобальном пресс-релизе.

«Наши обозреватели и волонтеры отмечают ухудшение ситуации с соблюдением основных прав человека», Татьяна Мазур, Amnesty International.
«Наши обозреватели и волонтеры отмечают ухудшение ситуации с соблюдением основных прав человека», - сказала представитель Amnesty International Татьяна Мазур, презентуя отчет организации 13 мая.

Случай с Ростиславом Чапраном обращает на себя внимание иностранных правозащитников еще и из-за возможного вымогательства милицией денег.

Впервые вопрос о денежном «выкупе» встал, когда Ирина, мать Ростислава, проживающая в Бельгии, получила смс с неизвестного номера с просьбой перезвонить, чтобы поговорить о сыне. К тому времени ее сын уже провел 15 суток в милиции за хулиганство, в котором его обвинили, когда он пришел «побеседовать» 4 апреля.
Звонивший представился следователем Олегом Гришканичем, говорит Ирина. «Перезвонила. Играет музыка, он [следователь] смеется, потом берет трубку сын: «Мама, я здесь, они хотят денег». Потом телефон забрали и выключили», - рассказывает мать Чапрана.

«Если бы у меня были эти деньги, я бы их отдала», - сказала Ирина Kyiv Post в телефонном интервью из Антверпена. Она утверждает, что в Бельгии ни она, ни ее муж не работают и совсем недавно, наконец, получили статус беженцев. О причинах переезда из Львова в Антверпен она не распространяется.
Сам следователь Гришканич отрицает факт вымогательства и утверждает, что все действия милиции в данном случае были законными. «То, что написано в Интернете, не отвечает истине», - сказал он.
Тем временем в Украине жена Чапрана, другие родственники и знакомые пытались выяснить, что же произошло с Ростиславом. В районном отделе милиции им сообщили, что на него заведено уголовное дело - его обвиняют в умышленном убийстве в связи с дракой, в которой он участвовал в 1999 году.

По словам Ирины Чапран, близкий ее семье человек, работающий начальником службы безопасности в одном из львовских банков, попытался прояснить ситуацию в милиции. Он сообщил Ирине, что Ростислава могут выпустить на свободу, если она заплатит за него 3 тыс. евро, говорит Ирина.

Родственники Чапрана наняли адвоката Людмилу Хиченко, но пока ее не допускают с ним поговорить. Из скудной информации, которая ей доступна, она сделала вывод, что Чапран сознался «в умышленном убийстве, совершенном 12 лет назад».
«По такой категории дел обязательно проведение психиатрической экспертизы», - говорит Хиченко. Возможно, именно поэтому Чапрана перевели в психиатрическую больницу. Следователь Гришканич утверждает, что перевод в психбольницу был правильным процедурным действием.
Отчим Чапрана, Геннадий Сиротюк, рассказал, что Ростислав звонил ему 26 мая по мобильному телефону одного из пациентов больницы, чтобы сообщить о том, что его переводят в СИЗО. Но адвокат об этом ничего не знает. Она уверяет, что Чапрана переведут туда только сегодня. «Сейчас с ним общаться нельзя. Только после экспертизы», - добавляет Хиченко, рассчитывающая на встречу с подзащитным 30 мая.

По словам отчима, Чапран рассказывал, что в его палате было четверо пациентов, у троих из которых родители работали за границей. Сиротюк уверен, что все они оказались там с целью заставить их семьи выплатить за них выкуп.

Тем временем Хэзер Макгилл из Amnesty International, инициировавшая акцию в поддержку Чапрана, поместила информацию о нем на сайте организации. Это означает, что теперь каждую стадию расследования организация будет мониторить.

kyivpost.ua