Михаил Саакашвили. Реформатор, который не смог
Наконец Михаил Саакашвили решился подать в отставку с должности Одесской облгосадминистрации. Этого шага от него ждали не только оппоненты, но и соратники. Теперь же никаких помех и ограничений для его борьбы с коррупцией не будет и не придется придерживаться демонстративной лояльности к президенту, и дела области, которыми нужно заниматься, отвлекать экс-губернатора не будут. В окружении Саакашвили говорят, что эта отставка лишь в очередной раз доказала, что он не входит в то сообщество, которое коррупционными ветвями связано с Киевом. Он не относится к различным кланам Киваловых, Трухановых и прочих, как бы их не поддерживали в администрации президента. При этом Саакашвили никогда не стремился оказаться на верхних строчках рейтинга Forbes как тот же президент, поэтому он оправдал ожидания украинского сообщества и сделал шаг к другому формату политической борьбы, а именно перешел в оппозицию. Те ресурсы и способы влияния, которые были у него, давно исчерпались – осталась необходимость оправдать ожидания одесситов и украинцев в целом.
Обсуждал ли Саакашвили свою отставку с Петром Порошенко? Возможно, он сделал это раньше, но что вне всяких сомнений – так это сам фактор Саакашвили, который будоражил президента. Особенно это касалось его популярности, как считают в окружении экс-губернатора Одессы. Несомненно, усилия Саакашвили внесли немалый вклад в то, чтобы сместить деструктивное правительство Яценюка. И Порошенко смог оценить это. Не исключено что в дальнейшем Саакашвили возглавил партию «Хвыля», а может и создаст новое политическое движение. Впрочем, пока в его окружении говорят о том, что борьба за отставку президента не будет являться нынешней целью, хотя там и будут прикладывать усилия к тому, чтобы состоялись досрочные выборы. Конечно, там уверены в том, что экс-губернатор все сделал правильно и является честным борцом с коррупцией, однако это мнение разделяют далеко не все.
Когда бывший грузинский президент пришел на должность главы теперь уже главной курортной области Украины у большинства одесситов с ним были связаны большие ожидания. Аналогичные надежды были и у жителей других областей, которые считали, что Саакашвили сможет устроить небольшую революцию. Он одним махом устранит коррупцию, очистит таможню, построит трассу и в Одессу устремятся богатые туристы со всего мира, а украинские чиновники, наконец, увидят, как можно всего можно сделать, если приступить к реформам на полном серьезе. Впрочем, все эти надежды стали быстро таять, когда граждане и коррупционеры осознали, что вся деятельность Михаила Саакашвили заключается только в его речах. Эйфория, охватившая украинцев, и их надежды быстро сменились искренним удивлением. Почему же в Грузии Саакашвили быстро навел железный порядок, сделал новую полицию, которая боится брать взятки, и поставил на европейские рельсы, и почему то же самое никак не проходит в Украине? Почему сам Саакашвили превратился в обычную торговку с Привоза, которая только ругается, пока все показатели одесской области катастрофически падают? Разве мог создатель «грузинского чуда» оказаться простым болтуном? Может, действительно коррупционная система в Украине столь сильна, что даже волшебство с ней не справится?
Впрочем, в своем удивлении украинское общество было не одиноко, вместе с ним удивлялся и сам Михаил Саакашвили. Как же так, ведь он остался таким, каким и был в Грузии, но здесь его почему-то стали называть болтуном какие-то коррупционеры которые никогда не были президентами. Конечно, стоит им рассказать, как строить страну, а потом еще и еще, но каждый раз Саакашвили убеждался, что реформаторские методы, испытанные в Грузии, действуют только тогда, когда подконтрольные тебе силовики могут отвести оппонента в подвалы и выбить любые признания. Без МВД и прокуратуры все эти потуги остаются лишь болтовней. И после этого громкие слова и обещания начинают работать не на тебя, а против. Можно ли нажать на систему, которая опирается гораздо сильнее, чем ты? И только так можно спасти свое реформаторское имя, и таким шагом смогла стать отставка – последний шанс остаться реформатором, у которого не получилось.
Побыв губернатором, Саакашвили в своей риторике, наконец, осознал, что одними словами ничего не изменить и что источник коррупции в государстве всего лишь один. Конечно же, он находится совсем не в окружении президента, который выдал ему гражданство и сделал губернатором. Источником всех бед в стране борец с коррупцией Михаил Саакашвили объявил тогдашнего премьер-министра Яценюка, которого совершенно случайно уже тогда собирались поменять на Гройсмана. Тогда Саакашвили сработал на руку Порошенко, сыграв роль президентского пастуха и критика, объявлявшего, кого же выгонят метлой. Но все уже тогда поняли, что этот борец с коррупцией слишком избирателен в своих стремлениях и вешать всех собак на одного Яценюка достаточно глупо. И вот Арсений Петрович давно уже не у власти, а коррупция никуда не делась.
Конечно, ничто не помешает Саакашвили собирать новую политическую силу с амбициозными политиками, заявляющими о борьбе с коррупцией, а возможно даже поучаствовать в выборах. Но есть одно «но» – таких борцов на украинском электоральном поле уже было великое множество, тогда как настоящих реформаторов так и не появилось.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org