Лекарства для Донбасса

604

Мы изначально решили, что не будем строить бизнес на каком-либо административном ресурсе. Потому что такой бизнес не будет конкурентоспособным, не будет сильным, будет зависимым.

Олег Попов, генеральный директор «СКМ», 28 октября 2011 года, из интервью журналу «Корреспондент»

Донбассу не повезло с президентом Украины. Для слишком многих украинцев именно он стал олицетворением типичного жителя этого края. А вот Украине с Донбассом повезло. Об индустриальной и футбольной мощи знают все. О бескомпромиссности гнева простых дончан напомнили «чернобыльцы». Об откровенном цинизме и безнаказанности донецких властей — смерть одного из них. Но десятки подобных историй остаются вне общественного внимания. А зря. С приходом к власти регионалов они могут стать (и становятся) реалиями для всей страны. Эта статья — попытка рассказать одну из таких историй.

Уходящий год десяткам, если не сотням тысяч украинцев запомнится неспособностью государства обеспечить их потребности в самых необходимых лекарствах и вакцинах. Минздрав был парализован управленческой чехардой и подковерной борьбой с фармацевтическими кланами. С другой стороны, эти кланы наконец-то стали известны общественности (в т.ч. благодаря публикациям ZN.UA), как и подробности сражений за госзакупки самого министерства.

Между тем большая часть лекарств для больниц закупается на местном или региональном уровне — самими больницами или управлениями здравоохранения. ZN.UA попыталось выяснить ключевых поставщиков по областям, оценить, насколько они связаны с местными властями, и являются ли сами закупки честным соревнованием лучших предложений.

Вопросы далеко не праздные. Отсутствие конкуренции, монополия или тесная связка с власть имущими, как правило, ведет к поставке лекарств по завышенным ценам или к поставке тех лекарств, которые на самом деле не нужны пациентам. К тому же недавно в информационное пространство была вброшена идея о том, что Минздрав намерен передать подавляющее большинство закупок на места. Чтобы, мол, избавиться от диктата крупных поставщиков, обеспечить реальную конкуренцию и т.п. Идея оказалась весьма сомнительной.

Отправной точкой стали результаты медицинских закупок за 2009-й, 2010-й и девять месяцев 2011 года, опубликованные государственным закупочным веб-порталом. Опорными данными были выбраны результаты 2010 года, поскольку именно в этом году начали публиковать результаты всех процедур закупок (в т.ч. и у одного участника).

В таблице представлены области, в которых тот или иной поставщик освоил около половины и более годовой стоимости медицинских закупок региона.

Нетрудно заметить, что лидерами являлись поставщики лекарств для людей, страдающих от почечной недостаточности («Бак­мед», «Диалсервис», «Гамбра­мед»...) или сахарного диабета (тот же «Индар»), а также разнообразного оборудования.

Сразу же бросается в глаза положение ООО «А’СТА» в Донец­кой области. Эта компания поставляла в больницы лекарства, медицинские препараты, вакцины, в общем, все, кроме оборудования. В области она фактически заняла монопольное положение и выиграла тендеры на сумму более 150 млн. грн. Ни в одной другой области не было выявлено подобной компании с такой долей местного рынка. Ближайший кандидат — «БаДМ», с 45% в Днепро­петровской области («Диал­сервис» и «Мед­гарант» не в счет, поскольку занимаются поставками в сегментах оборудования и материалов для гемодиализа).

Может быть, это случайное стечение обстоятельств? В 2009 году «А’СТА» получила лишь около 12% всех медицинских закупок области. Тогда лидером было областное коммунальное предприятие «Фармация» (59%). Однако уже в январе 2011 года «А’СТА» одним махом получает контракты на сумму почти 180 млн. грн. на торгах главного управления здравоохранения Донецкой облгосадминистрации. Всего за девять месяцев этого года она выиграла областные медицинские торги на сумму около 210 млн. грн. и заняла 69% этого рынка. Тот же «БаДМ» — лишь около трети в Днепропетровской.

Похоже, не случайно. Что за люди стоят за ООО «А’СТА»?

Горячо...

Согласно данным Единого госреестра юрлиц, это общество было зарегистрировано в Донецке в ноябре 2008 года. Сначала оно было связано с АО «Областная аптечная управляющая компания» (ОАУК): два из четырех учредителей компании — Юрий Коба и Николай Фурсов — были главой правления и членом набсовета ОАУК, соответственно.

Само же акционерное общество было создано еще в 1999 году Донецким облсоветом и горсоветом. Через несколько лет оно стало одним из крупнейших аптечных холдингов страны и активно участвовало в медицинских тендерах области. В его орбиту входило и КП «Фармация», основанное Донецкой облгосадминистрацией.

По данным Агентства развития инфраструктуры фондового рынка Украины, в 2008 году обл­совету принадлежало 45% акций, ахметовскому СКМ — 18%, а двум компаниям из США и Кипра — около 32%. Согласно тогдашним публикациям в деловой прессе, ОАУК контролировалось Сергеем Напрасниковым. Ныне он глава фракции Партии регионов в Донецком облсовете.

С наступлением финансового кризиса ОАУК объявляется банкротом. СКМ выходит из состава акционеров и в феврале 2010 года покупает более половины акций в компании «Фармация Дон­басса». И в течение года СКМ являет миру ООО «Украинский аптечный холдинг» (УАХ) как часть СКМ. Как заявляется на официальном сайте УАХ, ключевые направления его деятельности — развитие мелкооптовой торговли медикаментами и сети аптек, в т.ч. под марками «Добрі ліки» и «Здравица» (последняя когда-то украшала аптеки ОАУК). Ни слова об участии в тендерах для больниц.

Ну и для полноты картины: директор компании «Фармация Донбасса» Андрей Шишацкий весной 2010 года становится главой Донецкого облсовета, а в июле 2011-го — главой Донецкой облгос­администрации. Нынешний глава Минздрава Александр Ани­щенко тоже должен хорошо знать подробности восхождения ООО «А’СТА»: с 2006-го по декабрь 2010-го он был главой управления здравоохранения Донецкой облгосадминистрации...

Показательные изменения происходят и в ООО «А’СТА». В 2010 году новым учредителем становится некий Сергей Степанов, руководителем компании — Денис Ельчищев. Он же с лета 2010-го значится коммерческим директором УАХ, согласно официальному сайту аптечного холдинга.

Неудивительно, что ООО «А’СТА» и «Украинский аптечный холдинг» имеют одинаковые контактный телефон и адрес (Донецк, ул. Складская, 3-В).

ZN.UA обратилось к генеральному директору УАХ Юрию Золотареву и Д.Ельчищеву за комментариями. И оперативно (сказывается пиаровская муштра СКМ) получило ответы. Пустые по содержанию. Является ли ООО «А’СТА» частью холдинга СКМ? Ю.Золотарев посоветовал это выяснять в самих СКМ и «А’СТА».

Осуществляет ли руководство УАХ оперативное управление «А’СТА»? Ответ в лучших традициях ухода от ответа: «УАХ осуществляет оперативное управление сетями аптек...» При этом сам же Ю.Золотарев признал, что ему «известно, что Д.Ельчищев занимает руководящую должность в «А’СТА». То бишь позиция коммерческого директора — это еще не руководство УАХ? Или — чего ходить вокруг да около — самостоятельного оперативного управления «А’СТА» просто не существует?

Д.Ельчищев так же «технично» ушел от ответов на вопросы о деятельности «А’СТА». Поскольку мы к нему обращались как к коммерческому директору УАХ, то и получили: «УАХ и его сотрудники не имеют возможности комментировать деятельность «А’СТА»...

Очень горячо...

На этом можно было бы поставить точку. Пусть и скучную. Вряд ли кто-то сильно поразится, что «самый богатый человек Украины» является не только главным работодателем и массовиком-затейником Донбасса, но еще и основным поставщиком лекарств для его больниц.

Но мы пошли дальше. Да, «А’СТА» может быть монополистом в этой сфере, но ведь почти все выигранные компанией торги были открытыми. Как минимум там должно быть два участника. Значит, компания могла предлагать лучшие цены, чем конкуренты.

Благодаря государственному веб-порталу мы установили все 39 медицинских тендеров в Донецкой области, в которых победила «А’СТА». По 34 торгам мы обнаружили протоколы раскрытия предложений или отчеты о проведенных торгах (именно в этих документах содержится информация об участниках торгов и их предложениях). И поразились. В 32 торгах единственным конкурентом «А’СТА» выступало упомянутое КП «Фармация». Оно всегда проигрывало, поскольку предлагало цены чуть-чуть выше, чем «А’СТА» (еще в двух случаях к «Фармации» добавлялось ООО «Дон-Сиб Поставка», но с тем же результатом).

Что это, как не сговор между участниками торгов по обоюдовыгодному распилу бюджетных денег на лекарства?

Примечательно, что если в 2009 году «Фармация» была лидером госзакупок лекарств в области, то в 2010 году она получила всего 0,2% стоимости всех медицинских закупок, а за девять месяцев этого года — около 1% (расчеты на основе дан­ных веб-портала по госзакупкам).

То есть предприятие, учрежденное областной гос­администрацией, волей главы этой администрации (и бывшего менеджера струк­тур СКМ) было превращено в мальчика для битья для струк­тур, связанных с СКМ?!

ZN.UA обратилось за разъяс­нениями этой ситуации к директору «Фармации» Ивану Аки­мо­ву. Ответа не получили. Денис Ельчищев также проигнорировал наш запрос.

Однако если наши предположения верны, то за девять месяцев этого года большинство бюджетных денег на закупку лекарств в Донецкой области были израсходованы без реальной конкуренции. Ушли в одни монопольные руки.

Если это так, то тщательно рек­ламируемая корпоративная социальная ответственность СКМ оказывается талантливым очковтирательством. Кто ж назовет компанию, лишь благодаря закулисным сговорам поставляющую лекарства гражданам, «ответственной» перед этими самыми гражданами?

Впрочем, сговоры являются, похоже, неотъемлемой составляющей гостендеров на поставку лекарств. Ими не брезгуют даже самые крупные поставщики лекарств в аптечные сети, для которых поставки государству — не самое денежное направление бизнеса. Так, месяц назад Сумское отделение Антимонопольного комитета уличило в сговоре двух крупнейших дистрибьюторов — «БаДМ» и «Альба Украина» — во время тендера областной психбольницы №2. (Кстати, если официально подтвердится, что главврачи донецких больниц не размещали на закупочном веб-портале документы по пяти тендерам, которые ZN.UA не обнаружило, то это может обернуться для них штрафом до полутора тысяч гривен согласно статье 164-14 Кодекса об админправонарушениях.)

Кто обязан дать по рукам?

Ответ кажется очевидным — Антимонопольный комитет Украи­ны. Согласно закону о госзакупках, к его компетенции относится «выявление фактов нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в сфере закупок». Среди таких нарушений — злоупотребление монопольным положением (монополист — это еще не преступник) и антиконкурентные согласованные действия (иными словами, сговоры).

Согласно закону о защите экономической конкуренции, «монопольным считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35%, если он не докажет, что в отношении него существует серьезная конкуренция».

По мнению Андрея Котика, директора Киевского юридического бюро, при должном юридическом обосновании антимонопольщики имеют право вмешиваться в ситуацию даже на таких достаточно мелких сегментах фармацевтического рынка, как медицинские госзакупки в областях.

Тогда работы у комитета — непочатый край. Как в госзакупках лекарств, так и в других сферах госзакупок. Так, в нескольких областях в 2010 году были компании, занимавшие 35% местного рынка медицинских закупок. Некоторые из них имели ярко выраженную местную прописку.

Еще в 2009 году ZN.UA выявило ряд фармгруппировок, появление которых явно связано с определенным регионом и/или негласной поддержкой местных и центральных властей. Среди них были ООО «Докфарм» (Крым), ООО «БаДМ» (Днепропетровск), ООО «ТРИ-Центральный аптечный склад» (Львов) (см. «ЗН» №45 от 21 ноября 2009 года).

Тот же «Докфарм» в 2010 году занял около трети крымского рынка поставок лекарств для больниц. При этом мы не анализировали отдельно рынок госпоставок именно лекарственных средств, «очищенный» от госзакупок медоборудования, инсулинов, материалов для гемодиализа и т.п. Слишком трудоемкая работа.

Но Антимонопольному комитету она вполне под силу. Тем более что все исходные данные доступны на официальном веб-портале по госзакупкам.

Однако общение с руководством АМКУ оставило противоречивое впечатление. В неформальной беседе один из заместителей его главы выразил удивление самой постановкой вопроса: «Мы рассматриваем жалобы участников торгов и выявляем сговоры. При чем здесь расследование монопольного положения на рынках госзакупок?».

Между тем еще в 2009 году АМКУ уличил донецкое КП «Фармация» в злоупотреблении монопольным положением в области. На тендерах оно реализовывало больницам одни и те же лекарства по разным ценам без оправданных причин.

Впрочем, в официальном интервью Рафаэль Кузьмин, первый замглавы АМКУ, заявил, что рынки госзакупок действительно могут быть предметом внимания комитета.

Как и КП «Фармация» три года назад, «А’СТА» фактически занимает монопольное положение в Донецкой области. Однако в ответ на запрос ZN.UA глава Донец­кого отделения АМКУ Салават Валитов сообщил, что в 2011 году отделение не исследовало деятельность «А’СТА» на предмет соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции на рынке розничной и оптовой реализации лекарственных средств. Интересно, что он возглавлял Донецкое отделение и в 2009 году.

В начале октября этого года АМКУ призвал 20 основных производителей и оптовых дистрибьюторов воздержаться от экономически необоснованного повышения цен. Среди адресатов не оказалось компании «А’СТА». Конечно, она не является общенациональным дистрибьютором. С другой стороны, объемы освоенных нею бюджетных средств вполне сопоставимы с еще одной донецкой фармкомпанией «Фра-М», которая таким национальным дистрибьютором является (но в самой Донецкой области она получает крохи от медицинских тендеров).

О чем это говорит? Будучи монополистом, «А’СТА», тем не менее, злоупотреблений не допускает? Или нужно вспомнить, что Рафаэль Кузьмин, как и его двоюродный брат Ренат, первый заместитель генпрокурора, тоже «донецкий»? А его кандидатуру в АМКУ будто бы лоббировал сам Ринат Ахметов?

Неоднозначная ситуация сложилась и в раскрытии АМКУ тендерных сговоров. В ответ на запрос ZN.UA комитет не смог предоставить сводную информацию об уличенных в сговорах за девять месяцев. С точки зрения закона о доступе к публичной информации, комитетчики, похоже, правы. Авторами и распорядителями таких данных являются региональные отделения, а не центральный офис.

Однако это также может означать, что системная работа с тендерными сговорами в центральном офисе не ведется.

Пришлось самостоятельно составлять список на основе публикаций на сайте АМКУ. Участников сговоров оказалось почти триста. Некоторых хватали за руку по два раза. Около трети из них — это СПД и ФЛП. Охотимся за мелкими сошками? Или гранды рынков слишком опытные, чтоб попадаться (случай с аптечными дистрибьюторами — это скорее исключение)?

Кстати, в некоторых странах участие в тендерных сговорах ведет к поражению в правах на участие в гостендерах на несколько лет. Вполне разумная идея. В Украине, правда, она была извращена Тендерной палатой (см. «ЗН» №5 от 15 февраля 2008 года). Но сейчас палаты нет. А предложений АМКУ возобновить практику «черных списков» поставщиков за бюджетные деньги не слышно.

Неясной остается и методика выявления комитетом сговоров. Как сообщил Р.Кузьмин, обнародовать ее нежелательно, чтобы их участники не знали, как скрывать следы. Известно лишь о том, что один из признаков, используемых комитетчиками, — это списанные под копирку тендерные предложения.

Анализируют ли они «больших и малых тендерных черепашек» (наподобие «А’СТА» и КП «Фармация»)? Непонятно.

Неудивительно, что ни «А’СТА», ни КП «Фармация» среди участников сговоров не оказались, согласно информации, предоставленной ZN.UA Донецким отделением. За девять месяцев в области оно вообще не выявило сговоры «во время проведения тендерных процедур закупок лекарственных средств за бюджетные средства».

...Вот такая вышла история. Череда вопросов без четких ответов. Впрочем, если вы, уважаемый читатель, решили, что владельцы холдинга «СКМ» построили слабый и зависимый от украинского государства бизнес, то вы глубоко ошибаетесь. Он не может быть таким, если «административный ресурс» и «бизнес» — это близнецы-братья. В этом их ключевая сила…
По материалам zn.ua