Кто виноват в эпидемии ботулизма
Весной прошлого года увлеченная «декоммунизацией» Верховная Рада приняла решение о переименовании города Комсомольска, что на Полтавщине, в Горишни Плавни. Удовлетворенные народные депутаты, радостно почесывая под вышиванками свои пузени, решили, что никаких проблем в этом городе больше нет – и быстро забыли о нем, занявшись другими «важными реформами». И о Горишных Плавнях больше никто не вспоминал целый год, пока на днях там не случилось страшное ЧП: в городской больнице умер мужчина, ставший еще одной жертвой ботулизма в Украине. Судя по страшной тенденции, жертвой далеко не последней, поскольку украинским врачам нечем спасать людей: в стране просто нет необходимой вакцины.
Лицо врага
Ботулизм известен человечеству еще античных времен, а подробно изучается вот уже два столетия. И, тем не менее, остается одним из самых не предсказуемых и коварных инфекционных заболеваний. Подчеркнем: смертельно опасных заболеваний, поскольку ботулотоксин, отравление которым и вызывает ботулизм, является самым токсичным веществом на земле. Он в 9 тысяч раз сильнее кураре, в 30 тысяч раз сильнее яда каракурта и в 30 миллионов раз ядовитее цианидов!
Поэтому если в консервации, копчености или солении образуется совсем крошечная, просто незаметная глазу колония палочек-клостридий, то выработанного ими ботулотоксина будет достаточно, чтобы убить нескольких человек. При этом зараженная консерва необязательно будет вздутой (если колония только начала развиватсья), а колбаса не выглядит заплесневелой или протухшей – в чем и заключается коварство ботулизма. Более того, колонии клостридий нередко образуются «точечно», а их токсин не всегда разносится по содержимому банки, поэтому не все из кушавших зараженный продукт может заболеть. Особенно это опасно во время «семейных отравлений», так как не позволяет сразу установить источник отравления и правильный диагноз. А между тем при ботулизме дорога каждая минута!
Главный источник клостридий – это земля, поэтому ими может быть заражено всё, что на ней выросло и что с ней соприкасалось: грибы (в первую очередь), овощи и фрукты, мясо и кровь домашней разделки, рыба (особенно речная и озерная). Но хотя ботулизм относится к разряду «грязных» инфекций, куда большую роль в его распространении играет не антисанитария, а нарушение технологий. Первое нарушение – плохо вымытые продукты. Кстати, вымыть кровь невозможно в принципе, поэтому домашнюю кровяную колбасу лучше вообще даже не пробовать: стоит помнить, что именно в её «честь» болезнь получила свое название (botulus — колбаса).
Второе нарушение – домашняя консервация таких ботулоопасных продуктов, как грибы и мясо (тушенка) с обыкновенным кипячением (100 градусов), которое отнюдь не убивает споры клостридий. Как быть? Стоит раскошелиться на домашние (миниатбрные) автоклавы, позволяющие стерилизовать консервы под давлением при 120 градусах. Кстати, автоклавы нужно покупать фабричного производства, поскольку кустарные могут просто взорваться у вас на кухне. Ну, или если нет денег на автоклав, то грибы и мясо домашней консервации перед употреблением следует обязательно проварить в течение 20-30 минут: хотя кипячение не убивает споры бактерий, оно разлагает выделенный ими ботулотоксин.
Но если консервы можно прокипятить, то колбасы и вяленую рыбу нет. Именно ими сегодня, в основном, и травятся украинцы. Причем, сейчас в Украине наблюдается резкий рост случаев ботулизма: 127 только за последний год. Это чрезмерно высокий показатель, к примеру, во всём СССР во время вспышки 1974-82 г.г. было около 200 заболевших. Настоящая эпидемия! Хотя, конечно, ботулизм не передается от человека к человеку, и природные причины таких вспышек до сих пор не изучены. Однако хороши известные причины рукотворные: бездарные «реформы» Минздрава, развалившие украинскую медицину.
«Санстанцию геть!»
В самый разгар вспышки ботулизма в стране, Камбин решил окончательно упразднить Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины. Ведомство, известное украинцам в основном как «санстанции» (так называли его городские отделения), благодаря которому мы в свой время забыли о холере, чуме и многих других страшных инфекция, прекратило своё существование. Причем, если в 2015 году Санэпидемслужбу хотели просто сократить и подчинить Госслужбе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите потребителей, то теперь её вообще ликвидировали.
Причина этого в специфическом восприятии задач здравоохранения постмайданными руководителями украинского Минздрава: грузином Александром Квиташвили и американской Ульяной Супрун. Инициированные ими «реформы» ставят свой целью «оптимизировать» украинскую медицину с финансовой точки зрения, и постепенно перевести её на коммерческие рельсы. По существу, это лишь манипуляция денежными потоками, стремление сконцентрировать бюджетные ассигнования в самых больших клиниках, в которых затем будет выгодно вести свой медицинский бизнес таким «врачам», как Супрун и её единомышленники. На больных им начхать – отсюда сокращение всего, что не может приносить докторам-бизнесменам прибыли: районных поликлиник, коек в провинциальных больницах, медицинских служб.
«86% смертей в Украине вызваны неинфекционными заболеваниями, профилактикой которых как раз нужно заниматься на государственном уровне. Это и будет одной из задач Национального центра общественного здоровья», - заявила по поводу ликвидации Санэпидемслужбы, заместитель министра здравоохранения Оксана Сивак, соратница Супрун по Евромайдану. Вдумаемся: замминистра (!) практически утверждает, что раз от инфекционных болезней умирает лишь 14%, то «санстанции» украинцам не нужны! А когда же они вновь станут нужны, когда в Украине сотни тысяч будут умирать от холеры, чумы и сибирской язвы?!
О липовом «профессионализме» этих майданных выскочек с подозрительными американскими дипломами «докторов философии» красноречиво говорит тот факт, что лишь полностью не соображающий в медицине чиновник мог додуматься заменить Санэпидемслужбу структурами службы по защите потребителей и контроля пищевых продуктов. Потому что контроль качества продуктов – это лишь из многих функций Санэпидемслужбы. Созданной не просто синие печати на базарном мясе ставить, а предупреждать, сдерживать и ликвидировать вспышки опасных инфекционных заболеваний. Может ли это делать служба по защите потребителей? Конечно же, нет! Вот брать взятки за сертификаты качества она может, да!
Добавим: и если расплодившиеся на кучах неубранного мусора львовские крысы, не дай Господь, подхватят чуму и понесут её к львовянам, то спасть их будет уже некому. «Санстанции», знающей, умеющей и могущей бороться с зараженными грызунами, во Львове уже нет! А комитет защиты прав потребителей сможет разве что отбиваться от крыс офисными швабрами. И останется львовянам, как в Средние Века, лишь жечь костры и устраивать шествия флагеллантов.
Вообще интересно, что сделали бы с Ульяной Супрун её соотечественники-американцы, если бы она выступила с инициативой ликвидации Центра по контролю заболеваний США? Пожалуй, обвинили бы в государственной измене и отправили в Гуантанамо! А вот в Украине она разрушает систему здравоохранения не просто безнаказанно, но и получая за это благородности от президента и почетные титулы «реформатора». Впрочем, в народе министра всё чаще называют иначе: «доктор Смерть».
Почему в Украине нет вакцин?
С Ульяны Супрун спроса, конечно, не будут никакого: если что, она подаст в отставку и уедет обратно в Америку. Так же как ушел в отставку и «слинял с концами» её «попередник» Квиташвили, по вине которого в Украине просто невозможно найти жизненно необходимых сывороток: от ботулизма, столбняка, укусов змей и пауков. Дефицитом становятся и другие сыворотки.
Впрочем, всё началось еще в 90-х, с прихватизации украинской фармацевтической промышленности. Госпредприятия стали частными компаниями (некоторые заводы, такие как столичный им. Ломоносова, разобрали между собою несколько фирм), которым стало невыгодно производить малые партии сыворотки. Одно дело – получить заказ на несколько миллионов доз сыворотки от гриппа или для школьных прививок. И другое - произвести несколько тысяч доз противоботулинической сыворотки для дежурных «аптечек» городских больниц. Поэтому её начали закупать в России, в частности у компании «Микроген» (Уфа), входящей в состав госкорпорации «Ростех». Это очень крупный производитель сывороток от самых опасных инфекций, имеющий хорошую репутацию и контролируемый государством: в частности, «Микроген» поставляет сыворотки для российских МЧС, Госрезерва и армии.
Однако срок сертификации сывороток от «Микроген» в Украине истекал в 2014 году. Первый постмайданный министр здравоохранения Украины Олег Мусий (еще один активист из «медицинской сотни») о её продлении даже не вспомнил. Следующий министр, Александр Квиташвили, подчеркнуто, даже торжественно отказался от дальнейшего «сотрудничества с агрессором» - и вот так с конца 2014 года сыворотки российского производства перестали быть сертифицированными в Украине. Их уже не закупали централизовано (одна доза обходилась бюджету 250-350 гривен), поэтому у больных есть надежда только на своих родственников. Которым приходится либо раздобыть их где-то в Киеве «из-под полы» по спекулятивной цене (по 2500-6000 гривен), или мчать за ней среди ночи на автомобилях в Белгород и Курск, и валяться в ногах у тамошних медиков, умоляя продать пару драгоценных пузырьков. Но даже в этом случае украинские врачи не имеют права колоть пациентам не сертифицированный препарат.
Отказавшись от российских сывороток, украинский Минздрав не поторопился закупить их в других странах, словно не замечая отсутствие жизненно важных препаратов в больницах. Квиташвили сначала пообещал купить сыворотку в Польше, однако это так и не было сделано. Проблемы умиравших украинцев были неинтересны «реформаторам», увлеченно перестраивающих медицину в прибыльный бизнес.
А тем временем число заболевших и умерших от ботулизма стремительно росло. Квиташвили «съехал» с этой темы, покинув свой пост - а сменившая его Ульяна Супрун и её команда подружек-волонтерш о проблеме отсутствия сывороток как будто узнали только сейчас. И отреагировали на неё так же, как и Квиташвили: мол, Запад нам поможет! Но этим обещаниям уже никто не верит. Более того, украинцы уже не надеются получить от отечественной медицины спасения от тех болезней, которые еще десять лет назад казались давно забытыми.
Осенью прошлого года в только что переименованном в Днепр Днепропетровске несколько дней в жестоких судорогах мучилась пятилетняя Надя Савушкина. Всё началось с небольшого пореза ноги: хотя родители отвели дочь в медпункт, там ей лишь смазали ранку перекисью. Укола противостолбнячной сыворотки, как это было обязательно заведено со времен «сталинской тирании», врачи делать не стали – потому что колоть было просто нечего. А через три недели Надя попала в больницу со страшными мышечными спазмами.
Оказалось, что вакцину от столбняка закупали в России, также производили в Крыму, однако с 2014 года все связи с аннексированным полуостровом правительство решительно обрезало – не делая исключения для жизненно важных вакцин, способных спасти маленьких девочек. Затем нашли еще одного поставщика, но оказалось, что его сыворотка зарегистрирована не в Киеве, а в Донецкой станции переливания крови (еще со времен Кучмы). Минздрав развел руками – низя закупать лекарства, которые зарегистрированы у сепаратистов! А перерегистрировать их в Киеве или во Львове «реформаторам» что, религия не позволяет?! Оказывается, что не позволяет бардак в Минздраве, где перепрофилируют и перестраивают все службы, включая те, которые занимаются регистрацией лекарственных препаратов.
Так что, уважаемые читатели, вам сильно повезло, если вы были вакцинированы от столбняка во времена режима Януковича! Всем остальным, особенно маленьким детям, теперь нужно бояться не только ржавых гвоздей, но и простых заноз!
Теперь нам всем нужно быть очень осторожными, потому что украинцам угрожают не только ботулизм и столбняк, но и масса других инфекций, «оживших» с началом медицинской реформы в стране – например, бешенство. Раньше мы все боялись, что если нас укусит собака, то придется идти в санчасть и делать болезненные уколы. Теперь нужно бояться того, что этих уколов делать не станут, потому что сыворотка от бешенства в Украине тоже закончилась: до 2014 года её также закупали в России, а потом перестали из патриотических соображений. Почему не купили на Западе? А вы спросите у Квиташвили (если найдете его) или у Супрун! Впрочем, как говорят журналисты, нынешний министр старательно избегает ответов на подобные острые вопросы и просто поворачивается к прессе спиной. Равно как и ко всем украинцам.
По материалам: from-ua.com