Кто виноват в банкротстве «АероСвiта»?
Казалось бы, у бизнесмена, мецената, с недавних пор еще и филантропа Виктора Пинчука есть все. Нет только государственных наград, пишет интернет-издание Укррепортер. Вот уже и французское правительство удостоило его знака отличия Кавалера Ордена искусств и литературы за «системную и долгосрочную поддержку современных художников в Украине и за рубежом». Скорее зарубежных, учитывая, по каким баснословным ценам Виктор Михайлович регулярно покупает их неоднозначные творения (хотя, на вкус и цвет товарищей нет).
А вот украинские власти пока отстают, хотя вполне могли бы дать орден. Получил же он за что-то в 2004 году Государственную премию в области науки и техники. Некоторые наблюдатели склонны считать, что Пинчук вполне может получить награду за «многолетний и плодотворный вклад в развал отечественной авиационной отрасли». Имеется в виду банкротство авиакомпании «АероСвiт», где Пинчук является крупнейшим акционером. Для этого он впрямую ничего не делал, правда, но ничего конструктивного не позволял делать другим акционерам. Но обо всем по порядку.
Любовь земная
Акционером «АероСвiта» Виктор Михайлович стал в 2004 году, когда его компания «ГенАвиаИнвест» приобрела 25%-1 акцию авиакомпании. Та сделка была крайне сомнительна, вызывала множество юридических вопросов и закончилась долгими судебными разбирательствами. Но украинская Фемида славится принятием нестандартных решений (в пользу того, кто «заказывает музыку»), поэтому все признали законным. Лучше всех ответить на вопрос «Зачем Пинчуку вдруг понадобилась доля в авиакомпании?» может он сам. Вероятно, чтобы постепенно скупить как можно больше акций и затем продать их с приличным «наваром». Вспомним «Укрсоцбанк»: купил его в 2002 году, продал в 2008-м за рекордные $2,07 млрд.
С «АероСвiтом» такого не получилось. Правда, в 2008 году Пинчук сумел заполучить от одного из миноритарных акционеров авиакомпании 2,41% акций, а спустя года переоформить их на свою оффшорку «Hurst Overseas Ltd» с Британских Виргинских Островов. Зато «адресная приватизация» в 2009 году провалилась.
Поначалу все шло нормально. Фонд госимущества (ФГИ) объявил приватизацию принадлежащих государству 22,4% акций «АероСвiта». Консалтинговая фирма оценила госпакет по заранее оговоренной цене – 17 млн грн. Но потом для Виктора Михайловича начались неприятности. Эксперты, отраслевые специалисты и независимые оценщики в один голос заявили, что стоимость акций сознательно занижена минимум в 10-12 раз. Одна украинская авиакомпания официально предложила купить этот госпакет за 232 млн грн – ФГИ ей категорически отказал. Вдобавок в СМИ появилась информация, что ФГИ готовит «дополнительные условия приватизации», и был опубликован проект этих условий. Как ни странно, полностью им соответствовал лишь «ГенАвиаИнвест». Закончилась история скандалом и судебным запретом на проведение приватизации.
Не удалось Виктору Михайловичу решить и «земельный вопрос». Как только он стал крупным акционером «АероСвiта», государство тут же осчастливило авиакомпанию двумя земельными участками (29,7 га и 36,7 га) в поселке Форос. Первый сдали в аренду на 49 лет, второй продали. Не стало препятствием даже то, что на этих участках расположены парк «Форосский» (заложен в 1887 году, является памятником садово-паркового искусства общегосударственного значения) и 14-этажный санаторный комплекс «Форос» (в советское время принадлежал ЦК КПСС).
Кстати, подобным образом были получены 137 га уникального леса вблизи элитной Конча-Заспы (в апреле 2004 года участок передан в аренду, в июле продан по 505 грн за «сотку», лес вырублен, сегодня здесь резиденция Пинчука с полем для гольфа и японским садом) и большой земельный участок на мысе Фиолент в 15 км от Севастополя (мыс с прилегающей акваторией носит статус природно-заповедной территории государственного значения).
В 2008 году Виктор Михайлович решил, что землю в Форосе надо официально переоформить на себя, и начал с проданных «АероСвiту» 36,7 га. Подконтрольный ему на тот момент менеджмент авиакомпании взял кредит в банке Пинчука «Кредит-Днепр»: $10 млн сроком на два месяца. Залогом становился этот земельный участок, который реально оценивался минимум в $80-82 млн. И сразу же возникли серьезные сомнения.
Во-первых, «АероСвiт» не испытывал срочной потребности в деньгах. Во-вторых, в банковской практике не принято, чтобы сумма залога в восемь раз превышала сумму кредита. В-третьих, договор составили так, что в случае невозврата кредита банку нужно было обращаться не в суд, а к судебному исполнителю, который сам, без судебного решения, и оформил бы передачу залога в собственность «Кредит-Днепра». Наконец, в-четвертых, акционеров «АероСвiта» даже не известили о запланированной сделке. Когда же они узнали, то так и не получили внятного ответа на свой вопрос «На какие цели пойдут эти заемные средства?».
Поэтому вполне резонно предположили, что кредит просто-напросто не вернут, после чего земля уйдет банку.
Мешать не будем, но и не поможем
От дел земных (точнее, земельных) перейдем к делам небесным. Начиная с 2008 года, дела у «АероСвiта» шли все хуже и хуже. Грянул кризис, сказавшийся, понятное дело, и на пассажирских авиаперевозках. Даже в благополучные годы наше государство не обращало никакого внимания на эту отрасль, поэтому не стоило даже надеяться на хоть какую-то поддержку с его стороны. Оставался вариант «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», но возникли большие проблемы. Почти три года (с осени 2009-го) «АероСвiту» не удавалось провести общее собрание акционеров. Ни представители Пинчука (суммарно 27,41% акций), ни представители ФГИ (22,4%) на него не приходили, тем самым отсутствовал необходимый кворум в 60% голосов. И происходило это 55 раз!
Теперь о причинах отказа. Виктор Михайлович требовал сначала завершить «корпоративный конфликт» – судебное разбирательство по поводу полученных им 2,41% акций, о чем сказано выше. В ФГИ говорили: разберитесь между собой, определитесь с будущим авиакомпании, и тогда мы придем. Но ведь акционеров собирали не чай/кофе попить, не политические события в мире обсудить – речь как раз шла о будущем «АероСвiта» в условиях глобального кризиса и об утверждении крайне необходимых решений.
Например, провести эффективную реструктуризацию деятельности, принять программу по оптимизации и сокращению расходов, наладить полноценное финансирование авиакомпании. 25 раз в повестке дня собраний стоял вопрос «Об утверждении существенных сделок и действий». Что там «существенные сделки и действия», если не удавалось годовые отчеты утвердить и требуемые законодательством изменения в Устав внести, а гендиректор «АероСвiта» все это время ходил в приставкой «и.о.», которую многие на Западе не понимают.
Конструктивно настроенные акционеры были намерены развивать авиакомпанию, помогали ей с финансированием, предпринимали меры по выходу из кризиса. Но требовались стратегические кардинальные решения. Одобрить их могло только собрание акционеров, проведение которого бойкотировалось. В 2012 году ФГИ наконец-то изменил свою позицию, что позволило снять «блокаду», однако, было уже поздно.
А Виктор Михайлович продолжил гнуть свою линию: его представители в управлении «АероСвiтом» не участвуют, ничем не помогают, но и другие акционеры из-за этого ничего сделать не могут. Вот и на состоявшемся 3 апреля 2013 года очередном общем собрании его представителей не было. Не потому ли, что у Пинчука не осталось личных планов, связанных с авиакомпанией? И может, бизнесмен и меценат таки заслужил орден с соответствующей формулировкой?
По материалам: aif.ua