Кто спровоцировал восток?

637

С уходом Януковича кризис в Украине не только не прекратился, но и перешел в новую фазу, поставив страну на грань гражданской войны. Уже несколько месяцев народ живет в повышенном напряжении и не успевает воспринимать происходящие изменения и принимать новые проблемы. После бойни на майдане отделился Крым, и теперь эта волна охватила юго-восток. Первый всплеск сепаратизма властям удалось кое-как сгладить. Однако дальнейшие события лишь подчеркивают, что во второй раз все будет иначе.

Очевидно, что танками и самолетами Киев не сможет заставить восток любить Украину и новую власть. Других же мер по успокоению населения не предпринимается, причем не только на востоке, но и в других областях. На сегодня возникновение бунтов сдерживает лишь нагнетание обстановки по поводу вмешательства и вторжения России, предпринимаются попытки сплотить общество перед внешним врагом и заставить игнорировать все остальные проблемы, отдавая все в руки олигархов. Для всей Украины новая власть делает лишь заявления о том, что цены будут продолжать расти. Что касается пенсий и зарплат, то если все будет хорошо, они останутся на месте, и не будут падать. Тем временем бюджетников готовят к сокращению льгот и надбавок. Кроме того, уже в мае страну ждет повышение коммунальных тарифов и цен на газ и отопление. Перспектива отнюдь не радужная. При всем этом курс доллара катастрофически растет и даже искусственные меры поддержания гривны справляются с ситуацией с большим трудом. А золотовалютные резервы между тем продолжают сокращаться.

Что касается юго-востока, то здесь велика вероятность гигантского всплеска безработицы. Желание Киева выйти из СНГ, натянутые отношения с Россией и продолжение евроинтеграции грозит практически всем предприятиям юго-востока потерей налаженных связей, поставок и утратой рынка сбыта. Фабрики и заводы придется либо полностью закрывать, либо сокращать производство. В Луганске и Донецке есть опасения по поводу закрытия шахт. Также Яценюк уже заявил о том, что будут сокращаться дотации для угольной отрасли. Чем правительство хочет компенсировать такие потери для юго-востока? Судя по всему ничем. Никаких внятных предложений от власти не прозвучало и вся надежда правительства сводится к тому, что Запад все-таки предоставит финансовую помощь, которой все равно ни на что не хватит. Не исключено что этой помощи вообще может не быть. Что касается требований, выдвигаемых сепаратистами, то власть отвечает прежними шаблонами – это и предложение децентрализации власти, передачи дополнительных полномочий регионам, выборы губернаторов, но ни при каких обстоятельствах не федерализация. Свои предложения Киев хочет закрепить даже в новой Конституции. Кое в чем это инициатива частично могла бы удовлетворить требования протестующих, но такие предложения уже слишком опоздали. Делать их нужно было гораздо раньше – как минимум до отправки армии на восток. Однозначно такой шаг не снимет напряженности. А сегодня люди уже не хотят от Киева расширения прав, а хотят полной независимости, особенно после угрозы силой. Впрочем, даже эти предложения власть реализовать не сможет, так как это только отдаленная перспектива конституционных изменений.

Не меньше проблем создала власть и в гуманитарной политике, дополнительно разозлив юго-восток статусом русского языка. После бегства Януковича Верховная Рада первым делом не стала бороться с коррупцией, а отменила закон о языках. Это лишь создало дополнительное недовольство для русскоязычных регионов. Несмотря на то, что Турчинов не подписал данную отмену, сам факт уже состоялся, и новая власть продемонстрировала свое отношение к населению юго-востока, а заодно и ко всем другим областям. Таким образом, было продемонстрировано, что для регионов Украины как хлеб насущный важна проблема, на каком же языке разговаривают люди, а не какие же цены и зарплаты в стране.

Справиться с волнениями теперь будет крайне непросто. То как легко и просто сепаратисты захватили власть на юго-востоке, подчеркнуло серьезность проблемы. Власть не в состоянии выстроить работу силовиков на местах даже несмотря на то, что в конце февраля были заменены все руководители силовых ведомств. После этого был произведен еще ряд ротаций и переназначений, но каждые новые управленцы не в состоянии заставить силовиков подчиняться Киеву. Вероятно, именно это и заставило власть отправить на восток сотрудников с западных и центральных областей. Например, СБУ регулярно докладывает, что задерживает диверсантов и сепаратистов, однако на деле это оказываются обычные местные жители, которым кроме их недовольства нечего предъявить. Пограничная служба утверждает, что полностью контролирует границу, но тогда непонятно откуда у сепаратистов столько автоматов и как в Украину попали тысячи российских спецназовцев, о которых заявляют в Киеве. Или же такого количества оружия у тех спецназовцев попросту не существует, а Турчинов попросту продолжает формировать образ внешнего врага, выставляя жителей юго-востока в роли врагов государства.

Более всего подготовленной к тому чтобы решать военные проблемы является армия, поэтому в Киеве решили задействовать войска для проведения антитеррористической операции. Правда есть один момент – несмотря на введение войск, сам Турчинов обратился в ООН с просьбой ввести миротворцев. Очевидно, что при конфликте с внешним врагом миротворцы ни к чему, это требуется лишь во время гражданской войны, а значит, Турчинову известно гораздо большее, чем говорит украинская пресса. Хотя то, что происходило на Майдане в феврале не похоже на то, что сегодня происходит в восточных областях, но центральная власть действует практически аналогично. Как и на Майдане власти попросту игнорируют протест в стадии его появления, а после усиления противостояния и столкновений начинает предлагать уступки. После активных силовых действий появляются первые жертвы и погибшие с обеих сторон, после чего режим попросту сносит. Нынешняя власть также не собиралась прислушаться к сепаратистам и начинать какие-либо переговоры, после чего на востоке началась стрельба, дезертирство в рядах военных и переход милиции на сторону народа. Во многом история повторяется, разница лишь в том, что Янукович не стал использовать армию для подавления майдана и вероятно потому остался жив.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org