Кто спасет «Народный фронт»?

637

То, что «Народный фронт» бесперспективен всем давно понятно. Это прекрасно осознают в первую очередь лидеры партии, причем над решением проблемы они начали думать еще несколько лет назад. Фактически «фронтовики» попали в парламент исключительно после майдана и видимо на таких же эмоциях решили взять ответственность за правительство. Однако это сыграло плохую роль с партийным рейтингом, обернувшись его катастрофическим падением. Крах экономики, падение доходов, постоянные коррупционные скандалы и растущие тарифы тому лишь способствовали. Спешная отставка Яценюка в 2016 году ситуацию не исправила. Избиратели по-прежнему негативно относятся как к нему лично, так и к партии в целом. Однако «фронтовики» придумали этому простое объяснение – якобы рейтинг обрушила негативная информационная кампания против них.

Естественно при падении рейтинга какого-то политика в партии его можно поменять, отведя на второй план или дав статус почетного члена. С «Народным фронтом» так не пройдет, так как вся партия завязана на нескольких ее лидерах, которые ни за что не отойдут в сторону, и у них нет другого пути, кроме как пытаться удержаться в политике персонально. Для этого им приходится постоянно искать нестандартные решения. Сначала политики хотели просто переждать некоторое время, пока все забудут, а потом пытаться продвигать какие-то популярные лозунги, но не вышло. С 2015 года партийный рейтинг по-прежнему колеблется на уровне 1%. Однако несмотря на это в 2017 году Яценюк заявил, что партия все равно примет участие в президентских и в парламентских выборах в надежде что ситуация изменится, но она не изменилась.

В феврале 2019 года партийный съезд должен был напомнить о том, что политическая сила все еще существует и даже когда-то заняла первое место на выборах. Прежде всего, это было напоминание для однопартийцев. На мероприятие приехал даже премьер Гройсмана, после чего все принялись заявлять о новом политическом объединении и говорить что Гройсман, мол, вытащит «Народный фронт» из ямы. Готовясь к президентским выборам, партия и вовсе приняла странное решение, проведя довольно громкий съезд, но не выставив своего кандидата и не заявив и поддержке какого-нибудь другого. Для чего нужно было проводить съезд – непонятно.

Политологи объясняют ситуацию тем, что партия неоднородна, и там есть несколько групп влияния, порой с конфликтом интересов и разными взглядами на политическое будущее. Яценюк до конца надеялся на Гройсмана, однако отдельную игру ведут Турчинов, Аваков и Парубий. К слову Турчинов и Парубий, скорее всего, попытаются попасть в Раду по списку Порошенко. Сам Парубий недавно выступал на форуме, где Порошенко выдвинули в президенты. «Фронтовикам» не нравится подобное поведение, но сделать они ничего не могут. Определенный интерес во фракции сохраняет и Николай Мартыненко, который уже не депутат, но все еще контролирует некоторую группу нардепов. Поговаривают, что сейчас он пытается договариваться с другими политическими силами, прежде всего с «Батькивщиной». Там он пытается заполучить несколько мест – прежде всего для Павла Пинзеника, который является его правой рукой. Яценюк же пытался договориться с Гройсманом, но переговоры ни к чему не привели. Более того – говорят, они даже разругались. Проблема здесь тоже достаточно очевидна, так как мест под премьерской крышей уже нет, да и социологи уверены, что такая новая партия Гройсмана и Яценюка не имеет шансов попасть в парламент. Даже в случае невероятного везения они не смогут получить более 20 мандатов, тогда как в «Народном фронте» сейчас 80 депутатов. Гройсман мог бы протащить Яценюка в первой пятерке, но весь остальной список распределял бы сам. По его мнению, доверие Яценюку и «Народному фронту» на нуле, тогда как сам он имеет рейтинг доверия 18,5%. По сути, Яценюк для него лишь балласт.

После заявления Гройсмана о самостоятельном походе на парламентские выборы, Яценюк вынужден был срочно посовещаться с ближайшим окружением, на котором было решено, что партийного списка «Народного фронта» на досрочных выборах не будет. То есть всем придется идти по мажоритарке. Даже нардепы узнали об этом на следующий день. Сам же Яценюк тогда так и не объяснил собственных планов относительно участия в выборах. В то же время те фронтовики, ку которых есть возможность вести избирательную кампанию, прекрасно поняли, что нужно делать и давно работают на местах. Яценюк лишь пообещал помогать им с агитацией, хотя от такой помощи те наверняка открестились.

Фактически «фронтовикам» разрешили спасать себя кто как может. Яценюк отметил, что не видит проблемы в том, что они пойдут на выборы по спискам других партий, чтобы уже а парламенте затем объединиться. По некоторым данным, европейская «солидарность» Порошенко поведет за собой не только Парубия, но и еще нескотких фронтовиков. Яценюк рассчитывает, что в новом парламенте фронтовики смогут собрать свое межфракционное объединение и набрать чуть ли не 40 депутатов. Впрочем, его соратники очень скептически относятся к таким планам. В 2014 году, когда партия получила первое место, удалось пройти лишь 18 мажоритарщиков. Сегодня ситуация гораздо сложнее. Другие партии включать «фронтовиков» в свои списки не спешат, а у мажоритарщиков тоже достаточно высокий антирейтинг. Да и конкуренция на этих выборах будет более жесткой. Так по оценкам социологов, любой кандидат от партии Зеленского «Слуга народа» получит 15-30%

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org