Кто охотится на офицеров СБУ?
Несколько дней назад в Киеве прошло прощание с двумя высокопоставленными офицерами СБУ, погибшими с интервалом всего в несколько часов. Полковник главного управления разведки Минобороны Максим Шаповал и полковник службы безопасности Украины Юрий Возный погибли в результате подрывов их автомобилей в разных местах страны. На траурной церемонии присутствовал даже президент Украины Петр Порошенко.
Очевидно, что эта серия взрывов не является обычным совпадением. Так 27 июня практически в центре Киева был взорван автомобиль «Мерседес», однако, несмотря на скупые сводки МВД, довольно быстро выяснилось, что погибшим был высокопоставленный офицер, начальник резерва главного управления разведки и руководитель спецназа разведки. Так как взрыв произошел во время движения, части автомобиля разлетелись на расстояние до 100 метров, попав в другие автомобили и прохожих – в результате было травмировано два человека. По данным МВД мощность взрывного устройства составила примерно килограмм в тротиловом эквиваленте, что фактически исключает шанс выживания. Экспертиза также подтвердила, что в результате взрыва части тела погибшего были обнаружены на расстоянии до 50 метров от него. Практически сразу было возбуждено уголовное дело по статье «Теракт» и передано в военную прокуратуру.
В открытых источниках практически нет информации о том, чем занимался Шаповал. В прессе проскальзывают версии со ссылкой на источники, но они являются весьма противоречивыми. Например, согласно одной из версий Шаповал занимался сбором доказательств по причастности России к вооруженной агрессии. Согласно заявлениям Порошенко на траурной церемонии Шаповал руководил группой спецназа, которая в том числе в 2014 году участвовал в боях за донецкий аэропорт, а также производил различные сложные операции на линии фронта. Согласно другим источникам, Шаповал занимался только штабной работой и вел учет личного состава, а также решал кадровые вопросы для подразделений разведки и ни к каким спецоперациям не причастен. Еще одна информация указывает на то, что погибший был руководителем охраны бывшего депутата госдумы РФ Дениса Вороненкова. Примечательно, что в некоторых СМИ утверждается, что сотрудники разведки занимались безопасностью Вороненкова незаконно и по конкретному указанию с Банковой, так как охраной свидетелей занимаются другие ведомства. Вместе с убийством Шаповала фактически была оборвана ниточка к расследованию убийства Вороненкова. Впрочем, в официальных заявлениях и комментариях чиновники всячески отрицают какую-либо связь гибели Вороненкова и убийства Шаповала. Любые версии о коммерческой подоплеке в военной прокуратуре отвергли сразу. Некоторые политики как, например, нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко заявил, что в Украине уже работает целая сеть российских террористов и диверсантов, которым приказано ликвидировать руководство спецслужб. Заявляется также о возможной мести за ликвидацию Моторолы в Донецке.
Впрочем, версию конфликта с Россией поддерживают не все. Так, например, львовская газета «Высокий замок» указывает на то, что работа Шаповала мешала неким серьезным людям в Киеве, при этом официальное следствие никаких версий кроме российского сценария рассматривать не будет, дабы прикрыть интересы этих лиц.
Эксперты утверждают, что Шаповал был не обычным рядовым сотрудником разведки и всегда соблюдал меры безопасности, предусмотренные должностью. Так, например, его автомобиль был зарегистрирован на другого человека, а номера принадлежали и вовсе мотоциклу. Потому обнаружить, выследить и заложить взрывчатку для рядового человека было бы крайне сложной задачей. Также номера на машине Шаповала периодически менялись, а потому военные эксперты склоняются к версии, что среди действующих сотрудников СБУ и Минобороны работает агентура ДНР. Некоторые политики уже успели обвинить во всем электронное декларирование. Так, например, экс-министр обороны Евгений Марчук отметил, что выследить Шаповала можно было по электронной декларации, в которой он указал адреса и другую информацию.
С разницей в несколько часов на Донбассе в районе Константиновки практически аналогично был взорван автомобиль с сотрудниками СБУ. В результате один человек погиб и трое получили ранения. В ведомстве не спешат комментировать этот взрыв. Лишь президент Порошенко на траурной церемонии отметил, что полковник Юрий Возный решил массу важных задач, более ничего о нем неизвестно. Расследование этого взрыва также поручили главной военной прокуратуре, но практически никакой информации в СМИ нет, в отличии от версий по гибели Шаповала. Напомним, что аналогичный подрыв автомобиля с сотрудником СБУ, когда погиб полковник Александр Хараберюш произошел 31 марта в Мариуполе. На церемонии прощания его также назвали лучшим разведчиком, хотя журналисты успели раскопать, что он крышевал контрабанду угля и металла. Тогда глава СБУ Василий Грицак пообещал найти и наказать виновных, но с тех пор дело не продвинулось. Лишь единственный момент был выяснен не так давно, и он касается некоей женщины-диверсанта, которая предположительно и установила магнитную мину на машине в Мариуполе. Не так давно Антон Геращенко заявил, что похожая на нее женщина установила бомбу под машину журналиста Шеремета, убитого в июле прошлого года. Но, как и в том случае, дело практически не сдвинулось с места, так что версия львовской газеты об интересах серьезных людей вполне может быть иметь место во всех этих случаях.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org