«Крышевание» контрабанды дипломатами
Срочный брифинг в МИД, заявления таможенников и обладминистрации, главные новости в ведущих СМИ, тысячи репостов и сотни комментариев под ключевыми сообщениями – таким незаурядным стал медийный резонанс новости из Закарпатья.
Очень кратко напомним, что же произошло. В субботу на украинско-венгерской границе таможенники остановили микроавтобус с дипломатическими номерами.
Говорят, что это не было спецоперацией – просто сработали служебные собаки, обученные искать сигареты. Видео и ход событий на границе подтверждают эту версию.
Водитель Сергей Лищишин отказался предоставить авто для досмотра, показал дипломатический паспорт и письмо из посольства в Словакии о том, что он везет дипломатический груз. Затем попытался сбежать обратно в Украину, но неудачно.
А когда пограничники дозвонились до МИД и там "на самом верху" дали разрешение на обыск, то выяснилось, что микроавтобус доверху набит блоками сигарет. Водитель оказался не дипломатом, а мужем первого секретаря посольства Украины в Словакии Оксаны Лищишин.
Что будет дальше? Почему именно посольство в Словакии? И стало ли это неожиданностью? Сначала – тезисно.
– История действительно неприятная, но то, что она произошла с посольством в Словакии и именно на закарпатской границе – вовсе не удивительно. Рано или поздно должно было "выстрелить";
– МИД и Порошенко должны благодарить прежде всего себя. О том, что наш посол больше вредит Украине, чем работает, знают все, имеющие отношение к теме. И не является секретом ответ на вопрос, почему его до сих пор не уволили;
– Водитель автомобиля уже на свободе и, несмотря на беспрецедентный резонанс, скорее всего, за решетку контрабандист не попадет. За это нужно благодарить Андрея Портнова и его идею о гуманизации Уголовного кодекса. Вполне возможно, что уголовное наказание не понесет никто;
– Впрочем, у власти еще есть шанс достойно выйти из этой ситуации. Остается надеяться, что мы этим шансом воспользуемся, иначе словаки сами объявят персонами нон грата нескольких наших дипломатов.
Привычка к контрабанде
Новость действительно незаурядная.
"За 20 лет моей работы я помню только один подтвержденный случай контрабанды (с участием дипломатов)", - заявил "Европейской правде" заместитель министра иностранных дел Вадим Пристайко.
Его коллеги, правда, вспоминают больше "проблемных случаев", но масштаб сейчас действительно другой. Ведь здесь речь идет не о накопленной зарплате, которую дипломат "забыл" задекларировать, и не о разовой перевозке чего-то дорогого или запрещенного.
Масштаб перевозки – 50 тысяч пачек – свидетельствует, что
для горе-дипломата это не первая и не вторая "ходка". Такие объемы можно сбыть, лишь имея налаженный контрабандный канал.
Да и сам факт того, что семья дипломата имеет в распоряжении микроавтобус с дипномерами, переоборудованный для перевозки грузов, не может не навести на мысль, что основной для них именно этот бизнес, а работа в посольстве – скорее вынужденная необходимость.
В конце концов, многим дипломатам до недавнего времени была не чужда "узаконенная контрабанда" автомобилей.
До 2015 года посольский сотрудник мог, возвращаясь в Украину, ввезти без пошлины автомобиль. Любой. Самые хитрые ввозили "нулевые" мерседесы или спортивные авто стоимостью до сотни тысяч евро, ставили на учет и через неделю – продавали. Все законно, хотя и очевидно, что автомобиль куплен "под заказ".
С недавних пор эту схему прикрыли – разрешение на безспошлинный ввоз не действует. Но привычка к нетрудовым доходам для кое-кого, похоже, стала родной.
Почему Закарпатье?
Когда речь идет о контрабанде сигарет в ЕС, многие украинцы вспомнят о Польше, где ежедневно тысячи местных заробитчан-"челноков" пересекают границу, чтобы продать несколько пачек.
Но крупные, "промышленные" масштабы контрабанды характерны не столько для польского, сколько для словацкого и венгерского участков нашей границы. То есть – границ Закарпатья. Здесь процветает самая масштабная и дерзкая контрабанда.
За прошлый год известно минимум о двух группах, использовавших для переправки контрабанды в Словакию... вертолеты!
Один из вертолетов, нелегально курсировавших через украинско-словацкую границу, разбился в ноябре 2015 года. Другой удалось задержать весной 2016 года.
А несколько лет назад был раскрыт "межгосударственный тоннель" для контрабанды сигарет и нелегалов, электрифицированный и оборудованный вагонетками.
Тем временем в Венгрию, похоже, контрабанду принято ввозить просто через официальные пункты пересечения границы. Венгерские таможенники оказались готовы к договоренностям с украинцами. В прошлом году спецслужбы этой страны провели несколько рейдов на границе – летом задержали 18 таможенников, сотрудничавших с украинскими контрабандистами, осенью – еще 20.
Несомненно, в "успех" словацкого и венгерского направлений сделала вклад и закарпатская специфика, где есть давние традиции нелегального пересечения границы, а местные "князьки" контролируют многих пограничников и таможенников (как с украинской, так и с ЕЭсовской стороны).
Здесь есть также польский участок, но он значительно менее привлекателен по естественным причинам – граница проходит по хребту, а с другой стороны – природный парк без транспортной инфраструктуры. Есть также румынский, и он тоже не так интересен – Румыния не входит в Шенген и поэтому сохраняет границу с остальным ЕС. Пусть таможни там нет, но пограничники внутри ЕС могут заметить крупные партии контрабанды, а это – дополнительный риск.
Напоследок – интересная деталь, на которую кое-кто обратил внимание: "дипломатический груз" якобы в Словакию заезжал в ЕС через венгерскую границу. Однако этот момент на самом деле не должен был гарантированно встревожить пограничников. Автобаном по равнинной Венгрии доехать до Братиславы проще и быстрее, чем по словацкой территории.
Но вернемся к теме "князьков" и вспомним о нашем посольстве в Словакии.
Метр границы в аренду
Словакия – сосед Украины, "сложное" государство с пророссийскими настроениями части общества; стратегический партнер, через которого к нам поступает большая часть реверса газа...
Казалось бы, внимание к ней должно быть наибольшим. Но это в теории.
А на практике имеем ярчайший пример "политического назначения" в дипслужбе, которое переросло в позор для страны.
Посольство Украины в Словакии с августа 2010 года возглавляет Олег Гаваши.
Его назначением Виктор Янукович отблагодарил влиятельного закарпатца и народного депутата Виктора Балогу за поддержку в области на выборах и за голосование в Верховной раде вместе с Партией регионов.
Гаваши – давний и верный соратник Балоги.
Был у него заместителем во время обоих назначений Балоги председателем ОГА, был помощником депутата Балоги, а когда последний в 2005 году перешел на работу в правительство, Гаваши принял "в наследство" губернаторскую должность.
Но несмотря на такую выдающуюся карьеру, от момента его назначения в Словакию было известно, что посол из него будет "не лучший".
Достаточно того факта, что Гаваши не владеет языками – ни словацким, ни английским. Хорошая база как для посла – без переводчика ни шагу, не так ли? Правда, он знает венгерский – "очень полезный" навык для работы в стране, которая издавна имеет напряженные отношения с Венгрией.
Хотя у тех, кто имел возможность работать в Братиславе в последние 6 лет, остались яркие впечатления.
От узкого круга тех, кто встречал Януковича в VIP-зале аэропорта Братиславы во время его визитов в 2011 и 2013 годах, приходилось слышать, как Гаваши целовал руки президенту.
Конечно, фотодоказательств у нас нет, но сопоставление фактов и личные встречи с дипломатами, работавшими на словацком направлении (но предпочитающими сохранять анонимность), дают нам основания считать, что это – реальность, а не фантазии.
По сути, Гаваши все это время был "послом-администратором", который занимался бизнес-вопросами (своими и закарпатского шефа) и руководил хозяйственной работой посольства, но почти не участвовал собственно в дипломатической работе.
О системных проблемах в посольстве неоднократно писали и мы.
Исследование работы дипмиссий на информационном поле доказало, что посольство в Словакии ее просто провалило – за 2014 год, в разгар российской агрессии, наш посол дал лишь одно интервью местным СМИ (подробнее – в публикации "Информационная война, европейский фронт"). Такое впечатление, что никаких проблем с общественным мнением нет!
В 2015 году Украина обидела словацкие власти, когда президент Порошенко, несмотря на его объявленное участие в форуме по безопасности GJOBSEC в Братиславе, проигнорировал приглашение, а посольство до последнего момента не сообщало организаторам и местному МИД о его отсутствии (об этом мы писали в статье "Украина и Словакия – история о том, как поссориться с соседом").
И, наконец, если говорить не только о после, но и о его миссии, то даже мы в ЕвроПравде были поражены тем, как сработали подчиненные Гаваши во время расследования о помощи украинским экспортерам со стороны посольств Украины.
Словакия стала единственной страной, где в ответ на наше письмо от имени экспортера нам посоветовали обратиться к коммерческому посреднику и предоставили контакты конкретной компании (статья "Дипломаты и "дипломаты": в МИД готовятся к большому шторму"). Что это, как не проявление коррупции, которая стала нормой?
Именно поэтому мы считаем, что посла нельзя отделить от контрабандного скандала. Все дипломаты, имеющие отношение к работе посольства, утверждают, что атмосфера в дипмиссии действительно нездоровая. Рыба гниет с головы. Не говоря уже о том, что он мог быть лично причастен к задержанной сигаретной контрабанде, и это признают в МИД.
Но возникает вопрос – почему в 2014 году, или хотя бы в 2015-м, этот посол не был отозван? Чем он так дорог для Порошенко?
Тем более, в ситуации, когда сами дипломаты в разговорах не под запись признают, что наш посол в Братиславе порой вредит стране больше, чем внешние угрозы.
Собственно, это вопрос риторический, и ответ на него не является секретом.
Порошенко, так же, как и Януковичу, нужны голоса в парламенте. Четыре голоса "группы Балоги" лишними не будут, и поэтому его интересы лучше не затрагивать. Пусть даже от этого пострадают интересы государства.
Так чем же завершится скандал?
Можем с уверенностью ответить на два самых распространенных вопроса: окажется ли кто-то за решеткой и сохранят ли горе-дипломаты свои должности.
В обоих случаях ответ – "наверное, нет".
Посадить кого-то за контрабанду сигарет точно не получится, потому что такого наказания в Украине просто не предусмотрено.
С 2013 года эту статью убрали из Уголовного кодекса, заменив ее адмистративным наказанием – штрафом.
Порой звучит предположение, что декриминализация также состоялась по просьбе закарпатских элит, чтобы обезопасить их "бизнес". Правда, идеолог этих изменений, бывший заместитель главы АП Андрей Портнов тогда доказывал, что это не политическое решение, а "приведение законодательства к европейским нормам".
Одна беда – со стороны Европы таких требований никогда не звучало, а автору этих строк неоднократно приходилось слышать возмущение словацких дипломатов по поводу декриминализации. Ведь у них контрабанда, конечно, является уголовным преступлением.
Теоретически остается возможность возбудить уголовное дело против первого секретаря посольства Украины в Словакии, Оксаны Лищишин, которая подписала "фейковое" письмо о дипломатическом грузе в машине, которой управлял ее муж.
Но шансы на это минимальны. Похоже, этого письма сейчас нет у правоохранителей.
Таможенники признают, что контрабандист забрал у них все документы, включая это письмо. И у нас нет сомнений, что обратно он этот вещдок уже не отдал. Наверное, именно поэтому в МИД заявляют, что у них еще нет в распоряжении свидетельств о причастности своего сотрудника к преступлению и сейчас они могут говорить лишь о причастности "родственника дипломата".
Обновлено: впоследствии это предположение было опровергнуто - Закарпатский губернатор Геннадий Москаль обнародовал копию письма посольства Украины в Словакии.
Мы все же надеемся, что в нашем посольстве в Словакии очень скоро произойдут серьезные изменения.
Во-первых, министр Павел Климкин в понедельник вечером (после встречи, в которой участвовал глава МИД Словакии) пообещал "скорые выводы" в деле с контрабандой и высказывался значительно радикальнее своих подчиненных.
Во-вторых, на защиту Гаваши в такой однозначной ситуации не встал даже его ключевой соратник. Виктор Балога в понедельник вечером написал, что считает нужным уволить все посольство, включая руководителя.
И в-третьих – и это, пожалуй, главное – если Украина не отзовет дипломатов-контрабандистов, то это за нас сделает Словакия. А столкнуться с ситуацией, когда Братислава объявит персонами нон грата наших дипломатов (а возможно, даже и посла), не хочет никто.
Поэтому государство еще может выйти из скандала достойно.
Публичный отзыв посла, который долгое время позорил страну; безусловное увольнение с дипслужбы Оксаны Лищишин; ревизия дел в посольстве, которая, возможно, будет способна выявить теневые дела руководителя дипмиссии; наконец, криминализация контрабанды и наведение порядка на границе – это то, чего ждут от власти и европейские партнеры, и собственное общество.
По материалам: eurointegration.com.ua