Кризис украинского автопрома на примере КРАЗА

1 039

KRAZ-voennyiy«Хвиля» неоднократно поднимала вопрос о состоянии украинской промышленности, включая автопром. На днях у нас разгорелась интересная полемика с пресс-службой предприятия КРАЗ. Ее промежуточные итоги легли в основу этого материала.

Интересно иногда читать комментарии к своим старым текстам. Вот и сейчас, увидел ответ на текст «Как ожидание картинки мешает развивать Украину». Думаете от политика? А вот и нет. Отписалась уважаемая Дина Стеганцева — руководитель пресс-службы КРАЗа.

Дабы не утруждать читателя дам ответ тут без купюр (ну только абзацы разделю для удобства). Вот он:

«ну вот, очередной вброс в сознание украинцев того, что все украинское — просто «красивые жесты», но по сути своей – показуха и дерьмо. Что дескать Украина и украинцы ни на что не способны, а вот братья-белорусы просто супергерои, на которых нужно равняться, в ущерб своему, украинскому. это даже не намек . Целенаправленно, системно автор пытается навязать нам, украинцам, мнение о собственной ущербности, неспособности что-либо делать самостоятельно. Диву даешься, как можно, живя в Украине, пользуясь ее благами так перекручивать факты, искажать действительность, лоббируя интересы своей малой родины.

Все бы ничего, можно было бы и пропустить мимо ушей очередную шпильку вбок украинского, не затронь он мой завод КрАЗ. Удивляет, с какой настойчивостью, в который раз, автор статьи старается убедить читателей, что КрАЗ ни на что не способен, «…есть проблемы — не справляется завод с массовым выпуском», а вот МАЗ — как раз тот, который поднимет обороноспособность Украины, ее экономику. И все с одной лишь целью: подхватить вторым голосом в общем хоре лжепатриотов (из числа руководства страны и чиновников) оправдательную песнь о том, что собирать МАЗы в Украине – ну просто вопрос жизни или смерти для украинцев, что без этого нам никак. «А тем временем беларуский МАЗ открывает производство военных грузовиков в Украине. МЗКТ создал броневичок для НГ. Мне как беларусу, естественно, приятно. Это рынок сбыта для техники из моей страны, — пишет Игорь Тышкевич. Вы правы – Украина превращается в рынок сбыта, на который так старательно стараются толкнуть все, что у самих не пользуется спросом, набивая карманы деньгами за лобби, «полезную аналитику» и дар убеждения.

Да справляется КрАЗ – и с зарубежными, и внутренними заказами. Может гораздо больше сделать для армии, коммунального и других секторов экономики нашей страны, закажите – и тогда посмотрим: кто прав. Для этого на КрАЗе есть все: производственные мощности, рассчитанные на сборку до 5000 автомобилей в год, отработанная годами технология производства от метизов до сборки грузовиков на главном конвейере, обкатки и сдачи на склад готовой продукции. Есть и почти 4000 человек квалифицированного персонала.

Да и КрАЗ ( в противовес МАЗу, которые Игорь Тышкевич, очевидно со знанием дела, характеризует: «Машины не самые-самые. Но по ценам нормальные. И вроде как ездят») — один из мощнейших в своем классе автомобиль, и ездит не «вроде», а в любых дорожных условиях и бездорожью, и стоит не больше МАЗа, а по отдельным моделям — гораздо дешевле. КрАЗ готов и ждет заказов. Беда в жадности отдельных людей, которые в обход политики поддержки украинского производителя, проталкивают иностранное, в том числе, в варианте отверточной сборки с украинским названием Богдан.

КрАЗ – один из немногих украинских заводов в сложнейшее для страны время в кратчайшие сроки начал выпуск военной продукции – автомобилей разных моделей, которые стали на защиту не только рубежей, а и жизней наших бойцов. Новинок КрАЗом сделано за последние два года немало ( не стану перечислять новые модели, достаточно зайти на сайт компании, где обо всех есть информация) все они поставлены в серию. А выпускаются небольшими объемами не потому, что не справляемся, а потому что на склад не работаем: будут заказы – сделаем, сколько нужно. И испытания наши машины прошли боем, тысячами километров дорог, а отзывы бойцов – положительные и благодарные. Это касается и бронетехники, которая тоже не на коленке, а серийно выпускается, ее в мире продано около 10 тыс. единиц, и в Украине — более двух сотен. О предвзятости автора говорит и тот факт, что упрек только в сторону КрАЗа, при этом он скромно умалчивает о Дозорах, Барсах и прочих только что появившихся в Украине опытных образцах, которые без полного цикла испытаний и выполнения всей процедуры постановки на вооружение в срочном порядке закупают военные. К примеру, мы около двух лет проходили полный цикл испытаний для постановки на вооружение КрАЗ-6322, и столько же — КрАЗ-5233. А вот посмотрим, как скоро примут на вооружение МаЗы, собранные под маркой Богдан. Уверена, что это будет даже не год.

Из всего написанного автор прав в одном: «Война на востоке, как бы это цинично не звучало, превосходная рекламная площадка. На которой сейчас ездят беларуские, американские и Бог знает чьи машины.» «… с точки зрения Украины, деньги которые во время кризиса могли бы работать в стране уходят. То есть деньги, которые могли бы идти в экономику Украины уходят за рубеж.» Вот о чем кричать нужно.

И еще. В очередной раз хочу пригласить Игоря Тышкевича на «КрАЗ», чтобы он имел реальное представление, о чем он пишет и что хает. Конечно, рассчитывать, что патриотические нотки автора в поддержку закупок белорусских Мазов и МЗКТ для силовых структур Украины исчезнут, не питаю. Но может журналист, претендующий на объективность, эту самую объективность и проявит в дальнейшем.»

Каждый понимает по своему слово «хаять»

А вот на этом я, как говорят в Одессе, таки имею что сказать. Во-первых я не считаю, что допустительно «хаять» просто человека/компанию/структуру. НО жёстко писать о смоей точки глупых решениях, считаю необходимо. Для чего? Да если даже, например, человек на меня решит обидеться и таки сделает дело хорошо — я достиг своего. Что же касается эмоций и отношения к моей скромной личности — поверьте мне всё равно. По отношению к политикам, бизнес структурам и т. д. подход аналогичен.

А посему начну понемногу отвечать. Во первых – найдите в тексте слова или выражения « все украинское — просто «красивые жесты», но по сути своей – показуха и дерьмо». Там 3 примера. Конкретные. При этом говорится о конкретных на мой взгляд неэффективных решениях. Если вы считаете, что они эффективны — «факты в студию»!

Просто факты и публикации — доступная история обид КРАЗ и обид на КРАЗ

Но поскольку зашёл разговор о КРАЗ — поговорим о нём. Первое упоминание завода я допустил в тексте «Наёмный работник», «рабочий класс» и будущее Украины». Где говорил не о плохом КРАЗе а о проблеме рабочих кадров. Ведь завод — это не только количество работающих, но их возраст, квалификация. Тогда я писал, что в Украине необходимо срочно восстанавливать профессионально-техническое образование. Иначе последние квалифицированные рабочие отойдут в мир иной и тогда «всё». То есть лоббировал по большому счёту и интересы упомянутого КРАЗ. Почему? Ответ на официальной странице предприятия.

Средний возраст ваших работников, уважаемая Дина — 45 лет. Это очень и очень много. Фактически имеем завод стариков. Считаете что это неправда, ну тогда стоит себе задать вопрос: кто врёт я или официальный сайт предприятия (которым вы по роду своих обязанностей должны заниматься). Вот ссылка на статью «АвтоКрАЗ» — социально-ответственная компания. Да, кстати, насчёт работы с информацией. В этой статье от января 2016 года количество работников было указано «более 3500». У вас в ответе — почти 4000. Цифры близкие, но чуть-чуть отличаются. Как говорится, смотря с какой стороны посмотреть.

Второе, насчёт фактов. Качества и объёмов. Вначале качество. Когда я говорил о проблемах КРАЗ с выполнением контрактов, в том числе и военных я не с потолка это брал.

Март 2015 года. Советник президента Юрий Бирюков обвиняет КРАЗ в срыве поставок по заказам МО даже при наличии 70% предоплаты. «Новые договоры? Так, может, старые выполним? И тут на сцену величественно выплывают Спартаны. Которые недопоставлены. У которых вопросы по качеству ходовой. А тут еще на всех машинах засветились «Check Engine». И тянется эта эпопея уже два месяца», – заявил он. Вот ссылка на материал.

Вот материал сайта «Информационное сопротивление» с перечнем нареканий по КРАЗ Спартан. И вот цитата «В результате всего в течение месяца у одной из бронемашин отвалилось колесо, а к концу января 2015-го, сообщали СМИ, вышли из строя 12 и 14 (!) переданных силам АТО бронемашин КрАЗ «Спартан»».

Да, я читал открытое письмо-ответ от 16 июня 2015 года. И перл «Бронеавтомобиль Spartan построен на шасси автомобиля Ford F-550 и успешно зарекомендовал себя в качестве надежной машины во многих операциях армии США и других стран НАТО в странах Ближнего Востока и Африки.». Проблема в том, что Ford F-550 — гражданский (!!!) пикап. И кроме как канадской разработки «Спартана» других промышленных модификаций на 2014 год (тем более в армиях США и стран НАТО) я не увидел. Может не так смотрел — подкиньте ссылки. . Особенно умиляет ссылка в ответ на претензии по слабой ходовой. «см. выше». Это на фразу Ford F-550? То есть имя другого концерна должно гарантировать качество? Не могут быть форды плохими. Да, пикапы гражданские возможно. Но если на него навесить кучу металла и вместо дорог пустить по пересечённой местности? Одним словом, интересный ответ.

Из позитива данного ответа «Завод взял на себя все восстановительные работы по этим машинам, хотя их повреждение вооружением и не является гарантийным случаем.» Если это так, и если это бесплатно (проводятся ведь параллели с гарантийным сервисом), то выражаю уважение заводу. Если же это «контракт на восстановление», то извините, дополнительный гешефт как СТО — повод зауважать маркетологов, которые «выбили» дополнительные деньги. Как было на самом деле не знаю. Хочу верить, что это было восстановление без доплат.

Идём дальше. 29 июня 2015 года. Упомянутый выше Ю. Бирюков делает новое заявление. «Из 226 запланированных по графикам на 30 июня КрАЗов — поставлено 113. Такое ощущение, что они специально поставляют только 50%. Ровненько, тютелька в тютельку». И вновь обращает внимание на качество «Из 59 новых машин, поставленных в мае, 17 вышло из строя в течение первых семи дней после поставки. «Левые» генераторы, вылетает коробка, вылетает передний мост, тормозная система, система охлаждения двигателя». Вот ссылка на большой материал на «Корреспонденте».

Мощь КРАЗ как она есть

Это так, вводные части. Теперь о мощи КРАЗ. Снова официальный сайт. На конвейере за прошлый год изготовлен 1401 автомобиль. Есть рост производства. Это не может не радовать. Но пока, на мой взгляд, говорить о мощи КРАЗ преждевременно — 1401 машина даже на 3500 рабочих… Это значит, что только на среднюю зарплату, например в 400 долларов («грязными», до выплаты налогов, коих более 40%) завод вынужден будет делать наценку в 11,99 тысяч долларов на каждом автомобиле! Только заработная плата. Без других расходов. Согласитесь, не особо выгодная схема для потребителя. И это снижает возможности КРАЗ в конкурентной борьбе. Это проблема.

Далее, 40% автомобилей ушло на экспорт. Тут без всякой иронии — молодцы. Вопрос в том, где остальные 60%. Внутренний рынок занят, увы другими производителями. Почему-то в статистике продажи грузовых авто за 2015 год в ТОП-5 КРАЗа нет. Вопрос: чем занимается управление продаж КРАЗ? Структура, которая как раз обязана работать на внутреннем рынке (если верить официальному сайту КРАЗ). И тут сравним с МАЗ: 294 беларуских авто продано за 2015 год. Краз… аж целых 76 единиц. Господа, ваше управление продаж чем занимается?

С другой стороны есть и положительная динамика. Военный заказ предприятие выполнило раньше срока — в ноябре 2015. Тут действительно молодцы. Есть рост объёмов — ещё раз молодцы.

Теперь вернёмся к статье. Основная претензия к КРАЗу, высказанная в тексте — увлечение созданием новых моделей вместо доводки/модернизации старых для поточного выпуска. Возможно это обидело и задело. Но таки есть разница между массовым выпуском и «опытными экземплярами». В первом случае относительная низкая себестоимость за счёт работы конвейера и отлаженной цепочки поставщиков. Во втором … можно собрать уникальный образец из уникальных образцов комплектующих. И что дальше? Образец будет «золотым». В количестве и 1 и 2 и даже 30-40 экземпляров. Пока не заработает конвейер. А теперь посмотрим даже на военную технику на сайте предприятия. 20 (двадцать!) моделей и опытных образцов. Дальше арифметика. 60% от 1401 автомобиля — внутренний рынок. Это 840 машин. Отнимаем 76 зарегистрированных гражданских. Получаем 764 авто. Допустим, что все они пошли военным. Делим число 764 на 20 моделей = в среднем 38 машин на модификацию. Если это массовая конвейерная сборка, то я возможно чего-то не понимаю в этой жизни.

По пикировке МАЗ-КРАЗ.

1. Насчёт «малой и родины». Может быть вы привыкли так писать. Но у меня есть Родина. Без всякой приставки «малая». И именно так как написано. В то же время мне близка Украина. Я искренне желаю ей успеха. И в меру сил и возможностей пытаюсь что-то делать для этого. При этом я разделяю понятия «политической власти» и «страны». Считаю недопустимым, выражаясь вашей терминологией «хаять» страну или её людей/структуры/организации. Но считаю обязательным говорить о проблемах в действиях, решениях, даже реакции на внешние раздражители и людей и структур. Принцип прост: уважай человека/страну — не опускайся до «огульных» обвинений. Но критикуй решения, действия и умозаключения.

2. По МАЗу. Ваша цитата «Игорь Тышкевич, очевидно со знанием дела, характеризует: «Машины не самые-самые. Но по ценам нормальные. И вроде как ездят». Улыбнуло. Да, автомобили, поставляемые в Украину не являются «лидерами линейки». Что естественно. Украине нужна дешёвая и работающая техника. То есть поставляется то, что нужно покупателю. С характеристиками (в том числе и ценовыми) которые его удовлетворяют. Повторю, то модели, собираемые на Богдане действительно не самые-самые. Они уступают продукции МАЗ-MAN, они уступают и образцам, собираемым для армии азербайджана на заводе в Баку. Но они отвечают задачам и стоят столько, сколько за них готова заплатить Украина. По количеству нареканий, учитывая объёмы продаж… будут разгромные материалы как вышеуказанные по продукции КРАЗа — обязательно продублирую у себя в ленте. И естественно, вспомню в текстах.

Теперь по сути и без малейших намёков на сарказм.

Меня порадовала информация о выполнении оборонного заказа. Поскольку я живу в Украине я напрямую связываю свой успех в этой жизни с успехом страны. И КРАЗ — одно из предприятий, способных производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Зарабатывать и себе и Украине. Не только деньги: известность, уважение, желание работать вместе.

Отрицать, что КРАЗ был в глубокой яме на рубеже 2013/2014 года, думаю не будете. Рост объёмов производства радует. Но пока что он обусловлен не столько конкурентными преимуществами, сколько оборонным заказом: статистика реализации гражданского транспорта за 2015 год тому пример.

Вы написали, «В очередной раз хочу пригласить Игоря Тышкевича на «КрАЗ», чтобы он имел реальное представление, о чем он пишет и что хает.». Возможно я не смотрю личные сообщения или забыл как пользоваться электронной почтой и телефоном. А посему не увидел приглашение. По слову «хает» — писал выше. Но не об этом суть.

Я публично выражаю согласие приехать на КРАЗ. И с огромным удовольствием опишу то, как предприятие выходит из кризиса. Более того, я уже переговорил с Юрием Романенко (Хвиля). Он так же согласен приехать за компанию, дабы убедиться в блестящих перспективах нашего автопрома.

Дабы было легче (в случае организации поездки) опишу сферу интересов. Меня абсолютно не интересуют «новые разработки». Я не принадлежу к категории «великовозрастных мальчиков», которые увидев новую бронированную игрушку забудут всё на свете. Более того, я не гражданин Украины. И всего лишь нахожусь в процедуре получения статуса беженца. Соответственно дабы не создавать проблемы ни мне ни вам, думаю оправданным будет не показывать мне то, что может быть отнесено к секретной информации. Это можно показать (если есть необходимость) Юрию. Я же готов подписать расписку о неразглашении коммерческой и иной информации. И задавая вопросы буду каждый раз уточнять могу ли я использовать ответ в публикациях.

А теперь о том, что меня интересует и что, на мой взгляд, является ключевым для развития КРАЗ.

Как предприятие решает вопрос обновления коллектива и повышения качества людских ресурсов. Ведь средний возраст 45 лет — очень много. И это проблема, которая не позволяет ставить задачи развития даже на 5-10 лет вперёд.

Снова кадры. Но на этот раз как завод решает вопросы оплаты труда и выпуска продукции более менее большими партиями. Ведь даже 3500 (не говоря о ваших 4 тысячах) человек на 1401 автомобиль — много. Тут вилка: или не платить рабочим (и тогда потерять квалифицированные кадры) или увеличивать цену продукции (тогда терять в реализации)

Развитие логистики поставок. 70% своих комплектующих — это прекрасно. Но более 3-х сотен поставщиков — это уже большие риски. Ведь в условиях малосерийной сборки сбой поставок от одного из партнёров останавливает всю цепочку. Меня интресует что делает КРАЗ для оптимизации производственного процесса и, например, перехода от заказов «по винтику и немного» к заказам собранных узлов большими партиями. Что оживляет и сам КРАЗ и смежников.

Реформа службы маркетинга. 76 машин в год на собственном рынке — это провал. Тут не то что премии отделам, массовые увольнения впору проводить. Ну или думать как улучшить работу с теми кадрами которые есть. Внутренний рынок страны может «переварить» даже в условиях кризиса как минимум 200-250 автомобилей КРАЗ. А это ни много ни мало 17% прироста реализации гражданской техники.

Борьба за рынки. В военную сферу лезть не буду. Тут и мне и вам будет проще, если я и дальше буду использовать только открытые источники. Но война рано или поздно заканчивается. И пока что есть госзаказ. Что будет делать КРАЗ когда его не станет. Ведь реформы в Украине рано или поздно таки затронут и сферу участия государства в закупках. Оно постепенно уйдёт с рынка. Придёт конкуренция. С теми, кто выпускает от 20 до 40 тыс. автомобилей на головных заводах и ещё столько же на различных филиалах. К этому нужно готовится. Не только маркетологам, но и инженерам.

Снова о 70% украинских комплектующих. Это в ценах или в количестве. И какой процент импортных комплектующих является «критичным». Если на пальцах, то без упора под голову на сиденье прожить можно. А вот без двигателя или коробки передач авто как-то ехать не хочет.

Вот 6 основных тем. Решение за вами.

По материалам: hvylya.net