Коррупция в Украине. «Любі друзі»

882

Президент Украины Петр Порошенко владеет прекрасным участком земли в Царском селе. Через дорогу расположено владение Игоря Кононенко — друга президента, а так же первого заместителя главы фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП). Эти двое познакомились во время службе в советской армии. После провозглашения независимости Украины они вместе росли как в бизнесе, так и в политике. На прошлой неделе министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус обвинил Игоря Кононенко в противодействии реформам. А. Абромавичус сказал, что отказывается покрывать чиновников, которые, как и при предыдущем правительстве, пытаются взять под контроль госбюджет.

55

Ожидалось, что революция на Майдане снизит уровень коррупции и «кумовства». А. Абромавичус, инвестиционный банкир из Литвы, был одним из нескольких иностранцев, которых пригласили в Украину, чтобы изменить старые устои. Он столкнулся с закрепленными (коррупционными, — прим. пер.) правами и в окружении Президента, и в окружении Премьер-министра Арсения Яценюка. Абромавичус — второй министр экономического развития и торговли Украины со времен революции, который уволился по похожим причинам и пятый министр, который ушел в отставку в нынешнем правительстве. Западные послы были разочарованы его увольнением. Кристин Лагард, глава МВФ, угрожала прекращением финансовой помощи Украине «без приложения максимальных усилий для активизации реформ и борьбе с коррупцией». Вслед за комментариями К. Лагард Порошенко пообещал сделать больше.

Юрий Луценко, глава фракции «Блока Петра Порошенко» признал, что в стране «полномасштабный политический кризис». Реорганизация Кабинета Министров неизбежна. Распад правящей коалиции и досрочные выборы в парламент становятся все более и более вероятными. Западные союзники Украины утверждают, что выборы дестабилизируют страну и откроют двери радикалам и популистам. Но народ может их потребовать. Сейчас на кону шанс Украины оставить в прошлом пост-советские правила правления.

Проблемы у Абромавичуса начались после того, как в прошлом году Министерству экономического развития и торговли передали контроль над «Нафтогазом» и государственными газовыми фирмами и право назначать руководителей 60 ключевых госпредприятий. Украинские стали примером продажных отношений между бизнесом и правительством: заинтересованные группы в парламенте назначали «лояльных» менеджеров, которые перечисляли наличные олигархам и политическим партиям. Абромавичус говорил, что на него давили, чтобы он согласовал эти назначения. Его личная охрана была внезапно снята. Но последней каплей стало то, что Кононенко требовал, чтобы заместителем Абромавичуса назначили его близкого друга. (Кононенко отказался это комментировать).

Таких, как Кононенко, очень много в украинском парламенте; их называют «серыми кардиналами» или «любі друзі». Как говорит Абромавичус, грань между друзьями и бизнес-партнерами, родственниками и политическими союзниками размыта, а реформы пошли на спад. «Это не техническая проблема, это политическая проблема», сказал один из зарубежных советников.

Неудовлетворенность направлением движения государства растет, а доверие к органам власти падает. Согласно опросов Киевского международного института социологии, ни одна ветвь власти не имеет положительных рейтингов доверия. Инвесторы взволнованы, говорит Томаш Фиала, глава «Драгон Капитал» — самого большого Украинского инвестиционного банка.

16 февраля А. Яценюк представит парламенту свою годовой отчет и вотум доверия может не последовать. Политики постарались чтобы подготовиться. Президент Порошенко созвал на встречу послов Большой семерки в надежде на возвращение их доверия. А. Яценюк собрал Кабинет Министров, чтобы подтолкнуть их к попытке объединиться. Молодые и настроенные на реформы депутаты проводят межпартийные стратегические сессии. Ранее глава Центрального банка созвала директоров 40 банков на встречу. Западные дипломаты настаивали на спокойствии, считая, что нестабильность может пустить под откос и реформы, и Минский мирный процесс. Чувствуя слабость Киева, Кремль может расшатывать лодку: на прошлой неделе наблюдалось нарушение договоренностей о прекращении огня, а также внеплановые военные учения российской армии вдоль границы с Украиной.

Ключевым вопросом остается судьба Арсения Яценюка – его осуждают, но он контролирует большую фракцию в парламенте. И тем не менее, на людях Президент Порошенко и Премьер-министр Яценюк партнеры, но инсайдеры говорят, что Порошенко хочет, чтобы Премьер ушел. Около 70% украинцев хотят, чтобы Яценюк ушел с поста, но согласия во вопросу, кто должен занять его место, нет. Министра финансов Украины Наталия Яресько, уроженку Америки, предлагают некоторые реформаторы, в том числе Абромавичус, но она до сих пор не выразила своей заинтересованности. Две персоны — Юлия Тимошенко, экс-Премьер-министр и Михеил Саакашвили, экс-Президент Грузии, сейчас — глава Одесской обладминистрации, — имеют вид на кресло Арсения Яценюка.

У украинских реформ есть циклическое свойство. Президент Порошенко после Помаранчевой революции в 2004 году был среди «Любих друзів» третьего президента Украины Виктора Ющенко. В этот раз многие надеялись, что реальные реформы начнутся после местных выборов прошлой осенью. Но правда окалась другой: Яценюк пытается сохранить свое место, несмотря на уровень поддержки. Президент Порошенко, столкнувшись с негативной реакцией на его поддержку генерального прокурора (Виктора Шокина — прим. Пер.), наблюдает сейчас как уровень доверия к нему стабильно падает. Для некоторых активистов его провал в требовании отставки Кононенко было последней последней каплей. «R.I.P. Порошенко» сказала Дарья Каленюк, директор «Центра противодействия коррупции». «Он копает политическую могилу себе и всей стране».

Текст опубликован в журнале The Economist 13 февраля
vlada.io