Коррупция: таможня «дает добро»?

952

Украинские таможенники, как, впрочем, и российские, сделали своей «иконой» легендарный образ царского таможенника Павла Верещагина, увековеченный актером Павлом Луспекаевым в культовом советском фильме «Белое солнце пустыни». Они открывают Верещагину памятники при каждом удобном случае, портреты Верещагина в обязательном порядке висят в кабинетах таможенных руководителей, на Верещагина разве что не молятся и не присягают. При этом легендарное верещагинское « …ты же меня знаешь, Абдула, я мзду не беру. Мне за державу обидно…» соблюдается украинскими таможенниками отнюдь не всегда.

Итак, руководством Гостаможслужбы – по имеющейся информации из собственных источников – принято решение о воссоздании в структуре ведомства оперативных подразделений внутренней безопасности (ВБ). До последнего времени функции ВБ выполняла довольно аморфная структура – Cлужба по борьбе с коррупцией Гостаможни. Руководителем воссозданной структуры ВБ, скорее всего, станет Александр Кучук, служивший до недавних пор в Управлении Госохраны, а еще ранее работавший в международном департаменте таможенной службы. Сможет ли ВБ вновь стать тем достаточно эффективным механизмом контроля, выявления и наказания коррупционеров в таможне, которым она была еще при своем последнем руководителе Константине Брыле до своего практически полного развала после его отставки? Как бы там ни было, но необходимость возрождения подразделений ВБ продиктована колоссальным количеством коррупционных скандалов, которыми «отличилась» Гостаможслужба как нельзя «кстати» – в канун 21-й годовщины своего образования – 25 июня.

Как известно, 6 июня на взятке в 2700 долларов с поличным был задержан временно исполняющий обязанности заместителя начальника Черкасской таможни. 27 июня на более крупной взятке – почти 18000 долларов попался начальник отдела таможенного поста «Тиса» Чопской таможни. Но самым громким, пожалуй, стало уголовное дело, возбужденное Генпрокуратурой по ч.4 т.368 «Получение взятки» по материалам СБУ в отношении первого заместителя начальника Киевской областной таможни Сергея Наумова. По делу пособником также проходит начальник сектора таможенного поста «Восточный терминал» Киевской областной таможни Руслан Стецюк. Антикоррупционная спецоперация с участием спецназа СБУ «Альфа» была проведена вечером в пятницу 15 июня, пока вся страна с замиранием сердца следила за матчем сборной Украины против сборной Франции в рамках Евро-2012.

Всеобщая футбольная истерия пришлась как нельзя кстати тем, кто хотел, чтобы разоблачение столько крупного таможенного чиновника осталось максимально незамеченным. Это при том, что в ходе спецоперации в офисе первого заместителя начальника Киевской областной таможни Сергея Наумова были обнаружены денежные средства на колоссальную сумму – 300 тысяч евро, а также теневая бухгалтерия с указанием средств, сумм, источников их поступления и дальнейшей передачи. И пока вся страна отходила от поражения французам и готовилась к решающей битве с англичанами, в понедельник, 18 июня, Печерский суд Киева освободил задержанных Наумова и Стецюка из-под стражи на подписку о невыезде.

Интересно, чего стоило подобное снисхождение Фемиды? До этого коррупционного разоблачения Киевская областная таможня «прославилась» лишь однажды – в конце осени прошлого года, когда стало известно о назначении 23-летней дочери умершего премьера Крыма Василия Джарты Ольги заместителем начальника таможни. Но то был не скандал, а легкий скандальчик по сравнению с последней масштабной спецоперацией СБУ, закончившейся таким крупным уловом. Как бы там ни было, но в течение четырех дней информация об этом тщательно скрывалась. Более того, уже после обнародования публичной информации Гостаможслужба выступила с официальным опровержением факта ареста Наумова и обнаружения столь значительных денежных средств. При этом мои источники подтверждают: 300 тысяч евро в кабинете таможенного руководителя действительно имели место быть. Идет ли речь о систематических взятках за беспрепятственное и быстрое таможенное оформление экспорта грецких орехов через таможенный пост «Восточный терминал», как допускают некоторые? Теневой этот бизнес за последний год был поставлен на поток: как рассказывают предприниматели, с каждой 20-тонной фуры с орехами при «затамаживании» в режиме экспорта в обязательном порядке требовали до 11 тысяч долларов взятки. В противном случае – не принимали декларации и задерживали грузы для проверки на целый месяц. На самом деле, уголовное дело против Сергея Наумова – мощный удар не только по его непосредственному руководителю – начальнику Киевской областной таможни Владимиру Григорьеву, но и по всей верхушке таможенного начальства. Что, впрочем, не помешало Григорьеву получить из рук Игоря Калетника очередное звание – государственный советник таможенной службы 2-го ранга – такой Указ подписал Президент Янукович ко Дню таможенной службы 25 июня. Не отменять же, в самом деле, праздничное повышение в генеральском звании начальника Киевской областной таможни Григорьева из-за такой ерунды, как поимка на взятке его первого заместителя Наумова?

По имеющейся у автора информации, следы четко налаженного коррупционного конвейера по взиманию дани с экспортеров грецких орехов ведут на самый правительственный верх. И то, что СБУ хлопнула Наумова на такой крупной взятке, и то, что это всячески умалчивалось и опровергалось его наивысшим руководством, свидетельствует об одном: один из членов КМУ, наделенный соответствующими возможностями, в том числе, влиянием на антикорупционный департамент «К» в структуре СБУ – решил проучить не в меру зарвавшихся таможенных руководителей. Они теперь, насколько хватит сил и финансов, будут пытаться замять скандал с Наумовым уже привычным способом: «порешать» все по-тихому. Вообще за последний год в информационных лентах просто рябит в глазах от сообщений о задержании работников и руководителей таможен по всей стране.

В феврале этого года сообщалось о задержании пяти должностных лиц Луганской таможни. За содействие перемещению товаров через украинско-российскую границу вне таможенного контроля они пытались получить незаконное вознаграждение в особо крупных размерах. Прокуратура области возбудила ряд уголовных дел по ст. 368 Уголовного кодекса Украины. А в ноябре прошлого 2011 года СБУ совместно с подразделением внутренней безопасности Гостаможслужбы разоблачили коррупционную деятельность служащих таможенного поста «Луцк» Ягодинской таможни (Волынская область). Те брали взятки за ускорение таможенного оформления грузов. Среди задержанных тогда были начальник таможенного поста «Луцк», его заместитель, начальник сектора и несколько инспекторов Государственной таможенной службы Украины. Еще ранее в августе прошлого года СБУ совместно со Службой по вопросам противодействия коррупции Гостаможслужбы разоблачили факт взяточничества в Одессе.

А ровно год тому назад, в июне 2011 г. СБУ открыла оперативно-розыскные дела на большинство руководителей Киевской региональной таможни (КРТ) – одной из крупнейших таможен страны, деятельность которой находится под личным контролем председателя Гостаможслужбы. По данным источников «ЗН. Украина», поводом для этого стало уголовное дело против начальника отдела таможенного оформления КРТ Владимира Зорина, арестованного 28 апреля 2011 года. После того скандала, кстати, руководитель КРТ, которая обеспечивает до 35% всех импортных финансовых поступлений в государственный бюджет, был сменен: вместо Геннадия Романенко, из Чопской таможни пришел Дмитрий Полищук.

Но у того дела тоже идут не совсем гладко: и хотя о громких коррупционных разоблачениях на КРТ пока не слышно, в этом году – чтобы закрыть план поступлений на конец июня месяца – КРТ, по свидетельству собственных источников автора, будто бы пришлось взять у компании «ТНК-Украина» 500 миллионов гривен платежей вперед.

Но, несмотря на все эти факты, никаких глобальных качественных изменений в украинской таможне не происходит.

Более того, как сообщили источники в СБУ та Гостаможслужбе, задержанного 15 июня в результате антикоррупционной спецоперации на взятке в 300 тысяч евро первого заместителя начальника Киевской областной таможни Сергея Наумова по-тихому перевели на службу в Южную таможню, в Одессу? Вместе с ним был переведен еще один заместитель начальника Валерий Немеш, пользовавшийся репутацией «теневого кассира» на Киевской областной таможне. Что значит «по-тихому»? Значит, не просто без огласки, но тщательно скрывая сам факт рокировки. Конкретно (насколько позволяет судить информация источников) – кадровыми приказами по Киевской облтаможне, на должности ниже прежних. Такая вот борьба с коррупцией в ведомстве. Куда там Павлу Верещагину.

lb.ua