Коррупция наносит ответный удар
«Финансовая полиция». Этим словосочетанием мамы пугают сегодня непослушных малышей уже чаще, чем, скажем, словом «Бабай». Это такие ужасные вооруженные до зубов дяди в масках, которые придут в дома граждан и офисы бизнесменов и выгребут оттуда все, что еще осталось после «покращення». Не верите? Посмотрите телеящик, почитайте газеты…
Автор идеи финполиции… нашеукраинец
Между тем, идея создания объединенного силового ведомства по борьбе со всеми экономическими преступлениями в стране, наделенного расширенными полномочиями, отнюдь не нова. Сегодня СМИ приписывают ее авторство «голубому» лагерю то ли из Кабмина, то ли самому главе президентской администрации Левочкину.
Короче, это явно кто-то из «бело-голубой» верхушки придумал, как создать такого «финансового мегамонстра», к которому перейдут функции налоговой милиции, управления по борьбе с экономической и организованной преступностью МВД, отдела контрразведывательной защиты экономики СБУ, борьбы с контрабандой таможни и Государственной финансовой инспекции. И с помощью которого нынешняя власть добьет бизнес, разорит политических оппонентов и залезет в карманы всех граждан Украины.
Ан нет. Автором законопроекта «Про Державну службу фінансових розслідувань» является один из самых близких к Виктору Ющенко экс-депутатов «Нашей Украины» Владимир Мойсык, которого он едва не сделал Генеральным прокурором. Если кто не верит, может убедиться, кликнув здесь http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?id=&pf3511=27232 , что именно Мойсык (совсем даже не «донецкий», уроженец села Стецева Ивано-Франковской области) внес ровно семь лет назад, в апреле 2006 года, проект со ставшей ныне пресловутой идеей «финансовой полиции».
И в этом законопроекте присутствуют все те пункты, которые сегодня нещадно критикуют в СМИ и оппозиция, и эксперты, и часть представителей провластных политических сил. Это и применение огнестрельного оружия в случае возникновения угрозы жизни или здоровью финполицейского. А также наручников, водометов и служебных собак как “средства влияния”. Это и доступ к банковской и коммерческой тайне. И право задерживать граждан на 2, а то и на 10 суток. И возможность без предупреждения проникать в жилища и на предприятия. И даже доступ в те жилища, где, по мнению финполицейского, может прятаться злоумышленник, или где он может совершать свое финансовое преступление.
Почему «наезжают» только теперь?
Как ни странно, ни тогдашняя «помаранчевая» власть, ни «бело-голубая» оппозиция в упор не заметили проект Мойсыка. Представляется, что причина проста: уже тогда, через полтора года правления, стало очевидно, что лозунг Ющенко «бандитам – тюрьмы» остался лозунгом (впрочем, как и все его предвыборные лозунги). И что он реализуется разве что в том смысле, что бандиты эти тюрьмы приватизируют по демпинговой цене.
Поэтому и законопроект депутата из близкого окружения Ющенко рассматривали как очередное сотрясание воздуха, которое не возымеет ни самомалейших реальных последствий для коррупционеров всех мастей. Ни «бело-голубой», ни «помаранчевой».
Иное дело 2013 год. «Бело-голубая» власть продемонстрировала, что способна «переть буром». И старую Конституцию «имени Кучмы» возвратить решением карманного Конституционного Суда. И лидеров оппозиции по тюрьмам пересажать. И даже «своих» на уровне замминистров и глав госкомитетов туда же за решетку определить. А на днях силами 190 депутатов без зазрения совести приняла кучу откровенно лоббистских законов уже даже не в «Украинском доме», а в кинозале на Банковой.
И уж если у Януковича и у правительства Азарова появилось намерение реанимировать законопроект Мойсыка, то со свойственной им бульдозерной «наполегливістю» они его непременно реализуют. И тогда для очень многих окопавшихся в правительственных и силовых структурах коррупционеров наступит «конец света», крах устоявшегося «коррупционного миропорядка».
Конец сговора «свиней» и «волков»?
Ведь на протяжении долгих лет чиновники и силовики вступили во взаимовыгодный сговор. Сговор свиней, защищающих свое корыто, с одной стороны, и волков, призванных на этих свиней охотиться – с другой. Все целы и сыты.
О борьбе с коррупцией идет постоянный трындеж, но созданной системе «свиных сдержек и волчьих противовесов» он никак не угрожает. У борьбы с коррупцией – семь нянек: Департамент борьбы с экономическими преступлениями МВД, Управление по борьбе с организованной преступностью того же министерства, налоговая милиция, подразделение контрразведывательного обеспечения экономики СБУ, управление “К” СБУ, Госфинмониторинг и Госфининспекция. Точно – семь. А в результате «дитя» не то что без глаза – без обоих сразу.
В упор это слепое «дитя» не видит вопиющих фактов и небывалого объема коррупции (кстати, первый зам главы АП Ирина Акимова оценивает объем теневой экономики, питательной среды коррупции, в 500 млрд. грн. И это не считая 100 млрд., которые воруют на непрозрачных госзакупках). Ведь у каждой структуры свое подчинение, их функции дублируются и перекрещиваются и вступают во взаимное противоречие. К их чиновникам и офицерам, умеющим «решать вопросы», протоптаны стежки-дорожки. Коррупционеры прекрасно усвоили, как создавать себе в этих условиях надежные «крыши» и под ними спокойно, «без шума и пыли», проводить масштабные коррупционные схемы.
А если будет создана единая структура, контролируемая лично Президентом, то возникнет форс-мажорное обстоятельство: тропинку-то топтать доведется к «самому». А это чревато.
Януковичу кровь из носу нужны реальные успехи в борьбе с коррупцией. Не потому что он хороший и радеет за «людей и державу». Нет, радеет он исключительно за себя и «Семью». Поэтому понимает, что выиграть в 2015 году с такой «гирей» на имидже, как тотальная коррупция, крайне проблематично. Это во-первых.
Во-вторых, ему критически необходимо что-то «положить в клювики» избирателям перед президентскими выборами. Хоть немного поднять соцстандарты. А кризис лютует, экономика лежит, поэтому едва ли не единственный способ аккумулировать средства на «сеанс социального милосердия» — заставить поделиться коррупционеров.
В-третьих, аппетиты «Семьи» тоже удовлетворять нужно. Тут и родственные соображения свою роль играют, а кроме того «семейные» стали костяком нынешней власти.
Поэтому причины очевидного участия многих чиновников и силовиков в масштабной информационной кампании по дискредитации идеи «финполиции» понятны. Смертельная угроза.
Чего испугался Янукович?
Непонятны как раз мотивы Януковича, который не просто пошел на попятную, освятив своим указом о Минсдохе и включении в его состав налоговой милиции формализацию сговора чиновников-казнокрадов и силовиков-крышевателей. Теперь резработчики миллиардных преступных схем и «шерлоки холмсы», которые должны их ловить и сажать в тюрьмы, будут сидеть в соседних кабинетах Минсдоха и мирно, за чашкой чая, согласовывать свои действия и считать барыши.
Почему Янукович спасовал перед силовиками и чиновниками, имеющими заоблачные гешефты с убытков державы? Может, испугался перспективы испортить отношения с этой могущественной кастой перед 2015 г., а может, элементарно не хватило силы воли. Об этом может рассказать лишь он сам – но это вряд ли.
В информационной кампании против «финполиции» активно поучаствовала и украинская оппозиция. В свете «бульдозерных» действий режима Януковича ее страх перед тем, что он получит дополнительную «дубинку», вполне понятен. Да и работа, вроде, у оппозиции такая – остро критиковать все начинания власти.
Но и к «Батькивщине» и УДАРу вопрос: вы что, не собираетесь приходить к власти в 2015 году? Тогда так и скажите. А если собираетесь, то как будете после 2015 года разгребать коррупционные завалы, оставленные «регионалами»? Ведь придется разговаривать с донецкой ОПГ на единственно понятном и доступном ей языке – языке силы.
Финполиция – как средство «разговора» с Донецкой ОПГ
Лучшего средства для такого «разговора», нежели независимая от налоговиков, самостоятельная финансовая полиция, и Европа не изобрела. Финполиция – это не добро и не зло, это эффективный инструмент. И, как всякий инструмент, она зависима от того, в чьих руках находится и с какими намерениями ее используют.
Близкий для нас пример – Литва, как и мы, страна постсоветского пространства. Директор Службы расследований финансовых преступлений при МВД Литовской Республики Кястутис Юцявичюс, который находился в Киеве с рабочим визитом, поделился опытом с украинскими коллегами http://ukranews.com/ru/news/ukraine/2013/04/05/93547 . По его словам, на сегодняшний день в Литве самое высокое доверие среди государственных контролирующих органов у населения имеет Налоговая служба. Одним из значительных факторов, который способствовал формированию такого доверия, является отсутствие в ее составе подразделений с карательными функциями. При этом между литовскими Налоговой службой и Службой расследований финансовых преступлений налажен эффективный механизм двустороннего обмена информацией и совместного анализа рисков.И Служба расследований финансовых преступлений – орган независимый, на который надавить практически невозможно. В результате в Литве один из самых низких уровней коррупции по Европе в целом. Аналогичный позитивный опыт деятельности подобных служб – в Нидерландах, Эстонии.. Придется перечислить чуть ли не все страны цивилизованной Европы.
Украина – чемпион! По коррупции…
О завалах коррупции. Возьмем для примера футбольный чемпионат Евро-2012, успешным проведением которого нас призывают гордиться. Вот только какой была цена этого успеха? По самым скромным оценкам, было «распилено» и разворовано более 40% бюджетных средств, выделенных на это мероприятие. Не считая просто пущенных на ветер.
Миллиарды стоили злосчастные «Хюндаи», не приспособленные к нашим погодным условиям. Аэропорт «Борисполь» неэффективно и с нарушением законодательства использовал 3,7 млрд. грн. на свое развитие. При этом инвестиции оказались экономически необоснованными: после проведения Евро 2012 аэропорт загружен только на 32%.
Хватаются за головы во Львове: стадион «Арена Львов» после Евро-2012 абсолютно никому не нужен, погряз в долгах перед коммунальными службами Львова. С 1 января государство прекратило финансирование стадиона. А ведь из государственного бюджета на строительство стадиона потрачено 2,3 млрд. грн.! Ведь предупреждали сами львовяне: не нужна нам это «роскошь». Лучше реконструируйте стадион «Украина», где тренируются «Карпаты». Дешевле – и польза городу и любимому клубу. Но не об этом думали «прорабы чемпионата», им было важно «забить» в бюджет побольше денег, чтобы было что «пилить».
А теперь единственным способом вернуть хоть какие-то деньги эксперты считают… разборку стадиона на строительные материалы.
Давно назрела необходимость проведения полного аудита бюджетных средств, потраченных на Евро-2012. Со всеми организационными и уголовными выводами. Очевидно, что для этого должна быть создана парламентская следственная комиссия. Но при всем уважении к журналистам и парламентариям, вывести на чистую воду коррупционеров, стоящих за аферами такого масштаба, и обеспечить их наказание могут только спецслужбы с соответствующими возможностями и полномочиями.
Это ведь только один пример. А есть еще упомянутые госзакупки, конвертационные центры, «ливелы»…
Как эти структуры ни называй – финансовая полиция, бюро финансовых расследований или служба расследования финансовых преступлений, как в Литве, но без них не обойтись, если мы хотим наконец оттащить зарвавшихся коррупционных «свиней» от их привычного корыта.
По материалам: http://ord-ua.com/