Коррупционные схемы страхования

3 933

Мол, и так страховой бизнес является убыточным, а теперь и вовсе придется закрываться. Напомним, что когда в августе 2010-го года цены на «автогражданку» поднимали вдвое (за страховку «Ланоса» сейчас нужно заплатить почти 800 грн.), аргументировали рост цен точно так же.

Если убрать коррупционные схемы, полисы могут подешеветь на треть. Журналисты узнали, кто, сколько, за что и с кого берет взятки при страховом возмещении

Непросто обстоят дела в страховой медицине. Для интереса я прозвонил с десяток компаний, чтобы застраховать семью, и везде получил отказ — СК работают только с корпоративными клиентами (то есть, чтобы получить полис, нужно являться сотрудником крупной фирмы). Либо страховой тариф настолько высок, что целесообразности в таком полисе нет никакой. Как и в случае с автострахованием, ситуацию объяснили тем, что риски при страховании физлиц слишком высоки — СК боится мошенников, которых в Украине очень много.
Вполне возможно, что так оно и есть. Но, как удалось выяснить «Сегодня» в ходе журналистского расследования, дело не только в недобросовестных клиентах. Главными мошенниками являются сами сотрудники страховых компаний, причем как действующие, так и бывшие (для «работы» у них налажены связи с действующими). Как рассказал «Сегодня» один из страховщиков на условиях анонимности, этот бизнес давно погряз в откатах, причем замешаны в этом почти все — от страховых агентов и мастеров СТО до топ-менеджмента крупных компаний.

Ущерб от деятельности мошенников не может не впечатлять. Так, если общий объем страховых выплат в год составляет около 4 млрд гривен, то в карманах мошенников оседает до 40% от этой суммы — порядка 1,5 миллиарда. Естественно, все свои расходы страховщики закладывают в цену услуг. То есть, если убрать коррупционный фактор, цены на полисы можно снизить как минимум на треть. Мы выяснили, на каких этапах происходят злоупотребления и как с этим бороться.

5 ПРИЧИН КОРРУПЦИИ В СТРАХОВЫХ

Cотрудники СК пользуются безнаказанностью, а владельцы не понимают уровня потерь

Слабый уровень менеджмента СК. Владельцы компаний не понимают, на каком этапе и сколько теряют денег, а наемные топ-менеджеры не заинтересованы в экономии
Устаревшее законодательство. Возбудить дело на сотрудника СК нереально — в Уголовном кодексе нет понятия «страховое мошенничество».
Низкий уровень автоматизации. IT-системы оценки ущерба страховых экспертов позволяют махинации.
Круговая порука. Повязаны и покрывают друг-друга все: от сотрудника СК до поставщика запчастей.
Несовершенные процессы. Оценкой ущерба, выплатами, взаимодействием с СТО и клиентами занимаются одни и те же люди.

Источник данных: эксперты «Сегодня»

МЕДИЦИНА: «БЕРУТ» И ВРАЧИ, И АССИСТАНС

«В среднем стоимость визита к врачу по страховому случаю составляет около 100 грн. Но из них медклиника зарабатывает только 80, а двадцатка уходит к тому менеджеру, который привел в больницу клиента», — рассказал «Сегодня» Петр И., который занимается медстрахованием более 10 лет. По его словам, обычно это специалист отдела страхового ассистанса, однако часто откатами не брезгуют и медкураторы, закрепленные за компаниями, где работают застрахованные лица.

Как только пациент попадает к врачу, тот также делает все, чтобы заработать дополнительные деньги. Поскольку, в отличие от стран ЕС и США, в Украине четких стандартов лечения не существует, пациента, пришедшего по страховке, стараются лечить подольше и подороже: много анализов (откат от лаборатории), много дорогих лекарств (откат от аптеки или производителя медикаментов). Правда, как рассказала нам терапевт одной из столичных поликлиник, если раньше аптекари платили деньгами, то сейчас, в основном, дарят ноутбуки, организовывают поездки на заграничные курорты. Цена лечения, естественно, вырастает примерно на 30—40%.

Однако нередко коррупционную схему стимулируют и сами пациенты: приходят к врачу и покупают больничные листы (тариф — от 50 грн. за день). Петр рассказал нам, что в его практике было даже несколько случаев, когда больница получала страховое возмещение якобы за лечение тяжело больного пациента (он был здоров) и делилась деньгами с клиентом страховой. Правда, в этом случае автором схемы был начальник отдела урегулирования самой страховой компании.

Интересно, что сама коррупция начинается еще на этапе страхования сотрудников компании — принято «отстегивать» человеку, принимающему решение про выбор страховой, от 10 до 20%. Но это в том случае, если он не захочет «заложить» еще и что-то сверху. В этом случае стоимость полиса вырастает еще процентов на 20.

Естественно, что с описанными выше злоупотреблениями говорить про развитие страховой медицины можно лишь в теории. А вот можно ли эту систему побороть?

Опрошенные нам эксперты объяснили, что в Украине есть несколько компаний, которым это удалось сделать за несколько шагов. Во-первых, нанимается сторонний колл-центр, во-вторых, постоянно работает служба безопасности, в-третьих, колл-центр и отдел урегулирования вообще никак не связаны друг с другом и медклиниками. А вот проблему честности самих медиков можно решить лишь на законодательном уровне.

АВТО: ДОХОДЫ ДАЮТ ЛЕВЫЕ ЗАПЧАСТИ И МЕТОДЫ РЕМОНТА

«Чем быстрее сотрудник отдела урегулирования поймет, как заработать на твоем автомобиле, и договорится с СТО про откат, тем быстрее рассмотрят твое дело и произведут выплату, — рассказал нам сотрудник одной из крупных СК Алексей Н., — и наоборот, если страховщик видит, что «заработать» себе в карман не выходит, то дело будут тянуть и рассматривать очень долго».

То есть клиенту дешевле всего сразу соглашаться на условия страховщика: предложенную СТО, размер возмещения ущерба и другие параметры. Интересно, что если еще несколько лет назад показателем честности страховщиков являлось сотрудничество с фирменными СТО, то в данный момент откат сотруднику отдела урегулирования предложат везде.

Кормит специалистов по урегулированию программное обеспечение для оценки ущерба, которое используется в большинстве страховых. Как нам рассказал по секрету один из начальников отдела СК, программа, во-первых, считает ущерб по ценам на оригинальные запчасти, во-вторых, в ней есть возможность изменить технологический процесс и добавить лишние операции.

На СТО же ценовой зазор получают путем ремонта авто по реальному техпроцессу, а запчасти обычно ставят от альтернативных поставщиков (разница — в 2—3 раза). Нередко для ремонта используются и поддельные запчасти китайских и турецких производителей — их покупают и вовсе за копейки. Разницу СТО отдают сотрудникам страховых в виде отката.

«К нам приходили наивные сотрудники одной из иностранных IT-компаний и предложили новую систему оценки ущерба, которая работает в ЕС. Естественно, мы дружно заявили, что она глючит», — рассказал Алексей.

И не удивительно. Ведь, как нам удалось узнать, в ряде СК даже создана коррупционная вертикаль: начальнику отдела урегулирования «сверху» спускают план откатов, и он сам требует от подчиненных договариваться со станциями про процент от каждого приведенного клиента. В этом случае цена ремонта возрастает в 2—3 раза от реальной.

РАСЧЕТ: ЦЕНУ СТРАХОВКИ МОЖНО СНИЗИТЬ НА 15—30%

Как мы уже отмечали выше, в данный момент некоторые страховые эксперты поднимают вопрос повышения стоимости полисов по некоторым видам страхования. В частности, журналисты «Сегодня» видели проект, подготовленный для Госфинуслуг, в котором идет речь о том, что нужно поднять коэффициенты для полисов обязательного страхования гражданской ответственности.

Если его протолкнут, то за «Ланос» каждый год придется платить не почти 800 грн., как сейчас, а почти тысячу. Но лично у меня есть сомнения даже в адекватности нынешней цены, особенно в свете того, что речь идет не о добровольном, а об обязательном страховании (за отсутствие полиса в КоУАП предусмотрен штраф).

Дело в том, что когда я лично прозвонил десяток компаний под видом главного инженера автобазы, то в 4-х из них мне предложили скидку в 30% (при условии покупки 20 полисов). В убыток, понятное дело, никто работать не будет. То есть у страховых при нынешних ценах остаются еще и средства на выплаты возмещений и на операционные расходы (зарплаты сотрудникам СК, рекламу и так далее). При этом страховые компании показывают прибыль. И это — при раздутых штатах и нынешней коррупции при возмещении ущерба.

Если оптимизировать бизнес-процессы в страховых компаниях и убрать коррупцию, то цену полиса автогражданки спокойно можно снизить если и не до уровня прошлого года (тогда цена взлетела вдвое), то как минимум на треть.

Аналогично и с медицинским страхованием: в личном общении страховщики признают, что при правильно организованной работе цены на эту услугу можно уменьшить на 15—20% и при этом у страховых сохранится нынешний уровень дохода. Понятное дело, что любые попытки что-либо изменить встретятся с мощным сопротивлением сотрудников самих страховых, которые живут на откатах. Мы, на основании опроса экспертов, сформулировали 5 основных путей для снижения цен на полисы до указанного нами уровня.

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. Необходимо обязать страховые компании перейти на IT-системы нового поколения, исключающие возможность манипуляций с оценкой ущерба.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СК. В это сложно поверить, но в ряде компаний оценкой ущерба, выбором СТО (или медклиники), а также решением о возмещении занимаются одни и те же люди. Естественно, что такая система изначально стимулирует коррупцию.

ПЕРЕХОД НА АУТСОРСИНГ. В Европе численность сотрудников страховых компаний редко превышает 50 человек. Вместо раздутого штата страховщики заказывают нужные себе услуги у аутсорсинговых компаний: сторонний колл-центр, разработка методологии работы, IT-услуги — всем этим занимаются приглашенные подрядчики.

КОНТРОЛЬ. Проверять деятельность СК и ее сотрудников необходимо с привлечением независимых аудиторов, договориться с которыми невозможно.

ЗАРПЛАТЫ. Естественно, все вышеприведенные действия можно реализовать только в том случае, если сотрудники будут получать конкурентоспособные зарплаты.

По материалам законъ.com