Контрольный выстрел в спину
Крымские чиновники подводят предварительные итоги курортного сезона. Грустно: после обилия радужных заявлений и бюджетных вливаний во всевозможные промо-мероприятия, выставки, форумы, загранпоездки и рекламу, сочинение и презентацию у себя и в Европах умных стратегий и концепций снова слышим сетование на погоду и даже на самих туристов, которые мало денег тратят. В результате прирост потока отдыхающих аж 0,5 процента. И это еще как посчитать.
В общем, как печально констатировал спикер Константинов: «Не радуют нас итоги курортного сезона. К сожалению, мы не получили ожидаемого результата».
Это он, конечно, о бюджете республики. Результат же личного бизнеса господ госчиновников, сопровождавших процесс рождения «жемчужины Украины», по всем внешним признакам — преотличный. Начиная с распила миллиардной субвенции на выгодные госзаказы для родных строительных компаний или откаты от чужих и увенчивая закачиванием сотен миллионов в укрепление берега в нужном месте — там, где сами живут и отдыхают.
То есть денег, на отсутствие которых обычно сетуют, было предостаточно, чтобы уже в этом году сделать Крым курортный чище, комфортнее и привлекательнее. И дешевле: если бы рамки курортного сезона расширились, бизнес не стал бы выжимать из отдыхающих до последней капли, чтобы отбить затраты и заработать за два месяца то, на что будет жить остальные десять.
Но когда чиновник думает не о Родине, а прежде всего о себе или Большом начальнике, какие можно ожидать результаты для бюджета?! Всего один пример, но стоит многих. Как рассказал на днях замминистра экономразвития и торговли Крыма И.Яговдик, в местные бюджеты за девять месяцев поступило 2,7 млн. гривен сбора за парковку. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Но, по подсчетам министерства, резерв поступлений в местные бюджеты от работы парковок составляет около 100 млн. гривен. Сравним — от курортной сферы в этом году в бюджет Крыма «капнуло» 226 миллионов. Теперь скажите: есть кто-нибудь, кто верит, что в курортном городке работает парковка, но сборы не платит? В бюджет — вполне, а вот чтобы никому не платили — быть того не может, как не может быть неизвестным и то, кто «крышует» эту точку и кто ее «доит».
И еще пару смешных мелких цифр, прежде чем перейти к крупным. По информации того же министерства, в летний период в Крыму функционировали более 10 тысяч временных объектов торговли и услуг. От продажи этих мест под них местные бюджеты заработали менее 10 млн. гривен.
При этом в курортных регионах действовала половина этих точек, то есть всего-то пять тысяч. На пять миллионов туристов, как утверждает уже другое министерство, и четыре из них, как раньше говорили, «дикари». Очереди, поди, в эти объекты торговли… В общем, славно поработали, пора и серьезными делами заняться.
Например, приватизацией Ялтинского морского торгового порта. За один доллар, как в Турции, предлагает председатель комиссии по санаторно-курортному комплексу и туризму ВР Крыма Рустам Темиргалиев. «Порт Кушадасы в 2005 году принимал 40 тысяч туристов. К ним обратилась американская компания Royal Caribbean с предложением взять этот порт и построить новый терминал для приема круизных судов. После того как турки продали американской компании за один доллар этот порт, в 2010 году количество туристов составило 400 тысяч», — рассказал Темиргалиев, посетовав что наше законодательство не позволяет пойти навстречу известной круизной компании, которая заинтересовалась Ялтинским портом.
Но, с другой стороны, законодательство не позволяет государству экспроприировать профсоюзную собственность, а к тому таки идет! И тот же Темиргалиев рассказывает о законодательной инициативе, «чтобы 16 здравниц „Укрпрофздравницы“ и около 20 ведомственных здравниц признать собственностью автономии и разработать механизм инвестиционного предложения этих объектов крупнейшим мировым сетевым отелям».
Иными словами, Василий Хара «неправильно ел бутерброд», то есть, неправильно собирался отдать в приватизацию профсоюзные здравницы. В связи с этим Василий Джарты и обращался в Генпрокуратуру, за чем последовали десятки уголовных дел и исков о признании договоров купли-продажи и аренды недействительными. Правильно распорядиться этим добром могут власти Крыма. Только Василий Джарты объяснял переподчинение полусотни здравниц необходимостью развития лечебной базы крымских курортов.А сегодня мы слышим другое: профсоюзные и ведомственные санатории надо продать крупным мировым сетевым отелям.
Причем предложение это — с одного полушария мозга крымской власти. Второе, похоже, живет автономно, и проводит в эти же дни международную туристическую выставку «Крым — круглый год», на которой руководители министерства курортов и туризма Крыма рассказывают о возможностях санаторно-курортного комплекса, развитии лечебного туризма. На форум пригласили представителей профсоюзов и медиков из 17 регионов Украины, России и Беларуси — чтобы убедить покупать путевки в здравницы. В общем, курортная медицина — наш приоритет. Замминистра курортов и туризма Александр Лиев даже обиделся на журналистов недавно: дескать, что вы Крым с Турцией и Египтом сравниваете? «Мы не отдых — мы лечение. Как можно сравнить излеченное бесплодие с отдыхом в Турции? Это как теплое и сиреневое», — сказал Лиев. И вынудил подозревать, что либо у крымской власти есть и третье полушарие мозга, которое отвечает за разрушение того, что входит в зону ответственности второго, либо же сигналы идут извне — от вышестоящего разума, обладающего магнетическими способностями.
Иллюстрацией последнего была ликвидация как предприятия знаменитой, лучшей в стране и сверхприбыльной здравницы — Центрального военного клинического санатория имени Пирогова, который по приказу министра обороны Михаила Ежеля был поглощен госфирмочкой, торговавшей путевками и не имевшей на тот момент лицензии на занятие медицинской деятельностью. Зато теперь весь финансово-ресурсный поток — в руках нужных людей. И все в Крыму трусливо промолчали, показывая пальцем наверх.
Следующей картинкой станет окончательное уничтожение бывшего флагмана советской климатологии— НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии имени Сеченова, здравницы и института почти со столетней историей. Шутка ли, клинику в свое время открывал еще Николай Второй. Имен тех, кто за последнее десятилетие поучаствовал в уничтожении знаменитого института и здравницы, — не перечесть. Было с чем работать — 50 корпусов и зданий на более чем 10 гектарах земли в трех местах Ялты, но в основном — на Поликуровском холме. Изучением целительного влияния южнобережного климата на лечение пульмонологических и кардиологических заболеваний здесь начали заниматься еще в 1899 году. И всю последующую историю НИИ имени Сеченова был уникальным центром, где разрабатывались методы климатотерапии бронхиальной астмы, заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, почек и легких, и тут же в лечебных отделениях их опробировали, а затем повсеместно внедряли. До конца года от НИИ может остаться только вывеска, и ту планируют перевезти в Симферополь, чтобы торжественно повесить на некий созданный министерством курортов консалтинговый центр!
Кратко история убийства может уложиться в абзац. В начале 2000-х, попав в подчинение Минздрава Крыма, руководство института стало массово (партиями) сдавать корпуса в аренду. Интересно, что одна крупная партия отошла ООО «Институт здоровья», учредитель которого был полной тезкой водителя директора института, вторая — киевскому ООО «МАС» . ВР Крыма еще в 2004 году приняла решение о приватизации всех объектов, сданных в аренду на полвека, но на сегодня приватизация корпусов прошла только по первой партии. Среди реальных собственников пяти корпусов называют и одного из бывших директоров НИИ, и бывших премьера Крыма, и министра здравоохранения Крыма и Украины, и главного специалиста Минздрава Украины. Вторая партия, та, что была сдана в аренду фирме «МАС», до сих пор не приватизирована, сам договор, несмотря на смену арендных ставок, не изменялся, и долги растут. Все эти годы фирма судится с Фондом имущества Крыма, требуя приватизации по выкупу, а фонд сегодня настаивает на конкурсе. Хотя, по нашей информации, в прошлом году «МАС» был объявлен банкротом, затем кредиторы согласились на реструктуризацию, так что вряд ли арендатор сможет участвовать в конкурсе, который уже в третий, кажется, раз, готовит ФИК.
Да, те, кто сегодня распоряжается судьбой НИИ, правы: он был убит гораздо раньше Но, во-первых, те, кто так говорит, и сами участвовали в процессе, начиная с момента сдачи в аренду и заканчивая приказом министра здравоохранения Крыма И.Шпака о ликвидации последнего, что оставалось в лечебной части института, — отделений пульмонологии и кардиологии на полсотни коек и увольнении медперсонала.
Во-вторых, у нынешнего руководства Крыма было два пути: либо добить дышавшее на ладан НИИ, не стесняясь при этом рассказывать нам байки о возрождении здравниц Крыма, либо его спасти, вдохнув новую жизнь. Привести в порядок оставшиеся в пользовании института здания, а договоры аренды на остальные — в соответствие с законодательством. И прозрачно завершить процесс приватизации сданных в аренду на полвека ООО «МАС» корпусов и сооружений, попутно наведя порядок в землепользовании — в аренде только корпуса, земля остается у НИИ, хотя заборами арендаторы обнесли себя широко. Создав нормальные современные условия для работы ученых и лечения больных, правительство Крыма уж точно не прогадало бы. Средств для реанимации и модернизации НИИ, еще раз подчеркнем, у Крыма было в этом году предостаточно, а при острой необходимости в чем-нибудь себе господа министры могли бы отказать, хоть бы и в грядущей поездке в Китай большой веселой компанией, что будет стоить бюджету в целом около миллиона.
В крымском правительстве выбрали первое — добить, сделав шаги к окончательной ликвидации института, который лишился в августе лицензии на медпрактику, а теперь утратит и последнего — людей и здания в Ялте. Минздрав намерен передать институт в ведение министерства курортов, у которого свои планы на будущее бывшего флагмана курортологии. «Нам, министерству курортов, есть необходимость в том, чтобы институт находился в Симферополе, — говорит замминистра Александр Лиев, объясняя, что на базе НИИ будет создан «методико-консалтинговый центр».
Вывод из последнего: два гектара незанятой арендаторами (а в целом — 10 гектаров) земли НИИ имени Сеченова в Ялте и остатки былой имущественной роскоши скоро будут свободны...
По материалам zn.ua