Контрабанда в Украине. Почему это важно

968

Проблема «контрабанды» в Украине уже много лет широко обсуждается в экспертных кругах, а вопрос борьбы с ней часто нарушают высшие должностные лица государства, поэтому важно разобраться, в чем именно причина такого внимания экономистов, госслужащих (от рядовых таможенников к Президенту) и наших международных партнеров к этой проблеме.
Прежде всего определим понятие «контрабанды» в правовом аспекте украинского законодательства. Так, согласно Уголовному кодексу Украины оно не связано с общими торговыми потоками.

Предметами «контрабанды» является исключительно культурные ценности, ядовитые, сильнодействующие, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, оружие, ее части или боеприпасы, наркотические средства или фальсифицированные лекарственные средства. В то же время в Таможенном кодексе Украины отсутствует понятие «контрабанды» как таковое, но таможенники часто используют его, как синоним:

различных способов незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины
действий по минимизации таможенных платежей / таможенного нагрузки.
Соответственно, под контрабандой мы обычно определяем именно операции по незаконной минимизации налоговой нагрузки на импорт товаров. Основная проблема заключается в том, что, по нашим расчетам, теневой импорт в Украину традиционно колеблется в диапазоне 8-10% ВВП. На сегодня, это более $ 10 млрд в год, которые оставляют нашу экономику из-за существования контрабандных схем в имеющихся масштабах. Конечно, существование и поддержка явления контрабанды в таких масштабах невозможна без поддержки со стороны населения.

Контрабанду часто ассоциируют с возможностью приобрести иностранные товары на 30-50% дешевле, чем на полках легальных импортеров. И это может показаться достаточным оправданием недопоступлениям в бюджет. Так, среди широкой общественности бытует мнение, что если импортные налоги и таможенные сборы будут отменены, уровень жизни в Украине улучшится. Однако на самом деле ситуация полностью обратной. Реальным результатом нелегального ввоза импортной продукции является снижение конкурентоспособности украинских предприятий на внутреннем рынке и дальнейший отток рабочей силы за границу.
Объемы контрабандных поставок в Украину
Наш анализ объемов входящей «контрабанды» в Украине базируется на классической методологии, которая заключается в выявлении расхождений в статистических данных украинской таможни по ввозимого импорта в Украину и данных по экспортным поставкам в Украину от наших основных торговых партнеров. Выявленная разница и является потенциальным объемом злоупотреблений по минимизации таможенных платежей / контрабанды.

Конечно, наши расчеты содержат определенные погрешности. Прежде всего, следует отметить, что при анализе торговой статистики ряда стран в разрезе товарных групп рассчитанные значения потенциальной контрабанды оказались отрицательными. Превышение официальных объемов импорта, например, из Германии или Японии в Украину над данными, которые предоставляет немецкая таможня по экспорту в Украину, объясняются рядом факторов. Это операции с фиктивного импорта для вывода валюты во время действия валютных ограничений НБУ, разногласия, связанные с тем, что статистика импорта товаров в Украину ведется по странам происхождения товара, а экспорта стран-контрагентов — по странам поставки, а также операции по минимизации налоговой нагрузки и формирования фальсифицированных пакетов документов на товары из других стран и контролируемых субъектов хозяйствования по существенно более низким ценам. Во-вторых, это так называемые «черные» поставки, которые осуществляются без оформления отгрузки в стране-экспортере. Однако, такие погрешности, как есть взаемобалансуючимы, так и находящихся в допустимом диапазоне.

Соответственно, на основе выборки из 37 стран — основных торговых партнеров нашей страны, операции с которыми покрывают более 90% официального импорта Украины, рассчитываем, что объемы контрабандных поставок в Украину за период 2013-2017 годов в среднем составляли $ 10600000000 в год, или 8,7% ВВП. На основе этого, с помощью эконометрической регрессии «объемы импорта Украины — ВВП» и «контрабандные поставки — ВВП», рассчитываем прогнозные объемы контрабандных поставок в Украину в 2018-2021 годах.

В то же время с помощью международной статистической базы данных «World Integrated Trade Solution» (WITS) было рассчитано не только общие цифры контрабанды, но и определено товарную структуру контрабандных поставок по их основным категориям. Как видим, наиболее «ризикогеннимы» товарными группами являются: оборудование и электроника — 21,4%, химическая продукция (включая фармацевтической продукции) — 14,3%, транспорт — 10,6%, текстиль и одежда 9,8%, и аграрный сектор — в среднем по 5% на каждую подотрасль продукты животного происхождения продукты растениеводства и продукты питания.

Что касается географического распределения контрабандных объемов, то наибольшие нарушения в торговле наблюдаются с нашими «соседями» по сухопутному границы и крупнейшими торгово-экономическими партнерами во внешних отношениях: Польша (16,7%), Россия (15,7%), Германия (9,5%), Венгрия (7,1%) и Китай (3,9%).
Отдельно следует отметить, что оценка удельного веса Китая в контрабандных потоках являются несколько заниженной по сравнению с фактической, что прежде всего связано с «черными» поставками продукции, в соответствии с методологией расчетов невозможно отследить. Это связано в основном с тем, что уровень теневой экономики в Китае составляет в среднем 12,1%, что эквивалентно $ 1500000000000. Соответственно, значительная часть экспорта КНР отгружается в теневом режиме и не отражена в их торговой статистике.

На данный момент объемы входящей контрабанды в Украину эквивалентные сумме около $ 12 млрд в год. Валюта свободно покидает страну в результате освобождения импортных товаров от любых налогов и сборов на территории Украины. Так, импортер, получив возмещение НДС в среднем на уровне 20% при вывозе продукции из страны происхождения и оплатив около 5-7% как трансакционные издержки на нелегальную доставку продукции в Украине, автоматически приобретает непомерной конкурентного преимущества над отечественным производителем. Как следствие, предприятия начинают сокращать персонал и фонды заработных плат. Соответственно, реальным плательщиком за существование контрабандных схем в итоге выступают именно обычные граждане.

Также для более полной иллюстрации проблемы контрабанды стоит вспомнить, что доходы бюджета от внешней торговли формируются не только по таможенным сборам (27100000000 грн или 3% доходов государственного бюджета в 2018 году), но и импортного НДС, генерирует для Украины львиную долю поступлений в бюджет. В 2018 году с 374 млрд грн поступлений налога на добавленную стоимость 295 400 000 000 грн или 79% было сформировано именно за счет импортного НДС. Совместно с таможенными пошлинами и импортным акцизом это 40,2%, или почти половина доходов госбюджета.

Учитывая это, ликвидация «контрабандных схем» должна оставаться в приоритете для государства, поскольку это не только наполнит государственный бюджет и позволит провести все отложенные из-за отсутствия компенсаторов реформы: замену налога на прибыль налогом на выведен капитал, фиксацию верхней границы ЕСВ на уровне средней пенсии, или даже снизить основные ставки налогов. При этом следует помнить и о влиянии контрабанды на платежный баланс.

В итоге отмечу, что ликвидация «контрабанды» решает сразу несколько проблем Украины, таких как:

поддержка украинского производителя и сохранения рабочих мест;
наполнения государственного бюджета;
улучшение платежного баланса.
Поэтому на вопрос, как быстро в Украине должна быть ликвидирована «контрабанда», есть только один ответ — «УЖЕ»!

Почему важно бороться с контрабандой?
Парадоксально, но, в отличие от жителей США, Франции или Германии, для широких масс Украинская борьба с контрабандой — отрицательное явление. Но это вовсе не означает, что украинцы менее знакомы с экономикой. Причина в устойчивом отношении к государству, бюджета и прозрачности его распределения в нашем социокультурном коде.

Каждому понятный прямая взаимосвязь между контрабандой и недополучением госбюджета. Однако что такое госбюджет? Абстрактная категория, более того, со СМИ — большинство уверено в абсолютной непрозрачности его формирования и распределения. Однако контрабанда — это не только о бюджете, но и о благосостоянии в целом. В частности, насколько выше могли бы быть заработные платы в Украине и сколько бы дополнительных рабочих мест было создано в качестве альтернативы миграции.
Составляющие реальных потерь ВВП: отток валюты за границу и сокращения внутреннего спроса
Так, контрабанда — это способ удешевления себестоимости импортной продукции путем экономии на момент, НДС и других собраниях. Поэтому ликвидация контрабандных схем означает в краткосрочном периоде удорожание импортных товаров ориентировочно на 15-20% и уменьшения объемов реального импорта (официального с учетом контрабанды). При этом почти 30% цены импортного товара на самом деле будет оставаться внутри страны, так налоги на импортные товары — это не отток валюты из экономики, а внутреннее перераспределение.

Рассматривая механизм влияния контрабанды на ВВП, следует выделили два ключевых фактора. Во-первых, наличие контрабандных схем формирует избыточный отток валюты за границу. Во-вторых, уменьшает объемы внутреннего рынка.

Представим, государство полностью ликвидировала контрабандные схемы импорта. Тогда расходы населения на импортные товары в 2017-2018 годах были бы меньше в среднем на 1500000000 долларов. Так, по 2018 и затраты на контрабандные товары составляли примерно 11900000000 долларов, тогда как в случае «обеления» были бы +10400000000. Кроме этого, повторюсь, расходы населения на уже «белый» импорт включают налоги, которые остаются внутри страны и является лишь внутренним перетоком, а потому при расчете объема валюты, оставляет страну, не нужно учитывать фискальную нагрузку в цене товаров.
Разница же между текущими объемами контрабанды и новыми расходами населения на импорт в случае «обеления» контрабанды (за вычетом поступлений в бюджет) и является ключевым негативным эффектом контрабанды — избыточным оттоком валюты. 2018 он составлял 4700000000 долларов, что на 0,5 млрд больше, чем в прошлом году (прогноз выполнен при прочих равных).

Избыточное отток валюты проявляется в уменьшении внутреннего спроса, что приводит к косвенным потерям экономики. Какие 2018 на самом деле составляли не 4700000000 долларов чистого оттока, а 7 млрд долларов уменьшение внутреннего спроса (учитывая мультипликатор расходов (среднее значение за 2000-2018 годы — 1,5)).

Недополученные доходы бюджета (по всей возможной критики перераспределения ВВП через бюджет) играют такую ​​же важную роль в потерях ВВП. Ведь составляют 30,37% от потенциальных расходов на легализован импорт. В частности, они имеют прямое (использован мультипликатор — 1,0) влияние на ВВП.

В сумме прямые и косвенные потери для экономики от контрабандных схем импорта 2018 составляли 10200000000 долларов, из которых 7,0 млрд (68,6%) — из-за избыточного отток валюты, а 3200000000 (31,3% ) — через потери бюджета.

Контрабанда как «экспорт» рабочих мест

Согласно общепринятой теории макроэкономики, ВВП, с одной стороны, составляет совокупные расходы в экономике, тогда как с другой — это совокупность доходов, которые получают все экономические агенты (наемные работники, государственный сектор и бизнес). С этого же следует, что именно динамика ВВП — ключевой драйвер рабочих мест, и поэтому уместным для дальнейшего расчета будет использование такой переменной, как ВВП / 1 работающего.

При этом официальное значение ВВП некорректно для расчета добавленной стоимости, которую генерирует один занят в Украине, ведь не учитывает теневую составляющую, которая берет полноценное участие в создании рабочих мест внутри страны.

Соответственно, если разделить рассчитанную сумму потерь ВВП из-за существования контрабандных схем на полученные значения ВВП / 1 работающего, то получим количество рабочих мест, которые фактически были «экспортированы» к странам-поставщикам контрабандной продукции в Украину. Так, в течение последних 6 лет Украина ежегодно теряла почти 870 тыс. Рабочих мест. 201 же года этот показатель составлял 956 тыс., А 2018 — 940 тыс. Прогноз, как и во всех примерах выше, неутешительный, уже сегодня мы теряем более 1000000 рабочих мест в стране из-за контрабанды.


вывод
Потеря рабочих мест, отток валюты за границу — это лишь некоторые текущие макроэкономические последствия контрабанды, которые создают эффект «альтернативных убытков». Когда ущерб измеряется недополученная выгода. На самом деле спектр последствий шире. Так, параллельно сформированы явлением контрабанды проблемы заключаются в искажении внутреннего рынка, от чего страдает прежде всего легальный бизнес. Потому что у «белых» производителей и импортеров сельскохозяйственной продукции (включая продуктами питания), оборудования и электроники, автомобилей, химической промышленности возникает вполне резонный вопрос — «а за что платятся налоги государству, если она не обеспечивает равных правил игры?».

По материалам: cripo.com.ua