Командир «Беркута» ответил на все вопросы журналистов относительно Евромайдана

780

47-летний полковник милиции, командир киевского «Беркута» Сергей Кусюк сейчас для сторонников Евромайдана воплощение зла. Именно под его командованием столичный «Беркут» зачищал главную площадь страны в ночь на 30 ноября, что привело к массовому возмущению и активизации акций протеста.

Сейчас ему шлют сотни смс с проклятиями. Даже руководство страны признало ошибочным применение силы в ту ночь. Но у Кусюка своя точка зрения на эти события, которую он впервые для СМИ высказал в эксклюзивном интервью «Вестям».

—Давайте поговорим о событиях на Майдане в ночь на 30 ноября. Кто вам дал приказ очистить Майдан и почему вы действовали столь жестко?

— Приказа на применение или неприменение силы никто не дает. Поэтому и на зачистку Майдана его никто не давал. Митинг закончился около 23-00, сцену и экраны свернули. Около трех часов ночи на Майдан заехала техника сотрудников коммунальных служб, которые планировали установить новогоднюю елку. Митингующие, которые оставались на Майдане, начали им препятствовать. Нам из милицейского главка в Киеве поступила команда обеспечить охрану общественного порядка и беспрепятственную работу коммунальщикам. Это было где-то в четыре утра. Около двухсот наших людей спустились к Майдану по ул. Институтской — мы там находились в резерве. Остановились у ТЦ «Глобус».

На Майдане уже находились сотрудники милиции: с помощью громкоговорителей они обращались к протестующим, чтобы те не препятствовали работе по установлению елки. И часть людей ушли, спустившись вниз к Крещатику. На Майдане, справа от монумента, остались около трехсот человек, лица которых в основном были закрыты масками или шарфами. Они начали проявлять агрессию. При этом изначально мы даже не пытались их оттеснять, просто ждали. Потом они начали бросаться на «Беркут». В руках у парней – палки, металлические прутья, камни, цепи.

В нашу сторону полетели стеклянные банки с консервированной фасолью, четыре взрывпакета, файера. Они использовали слезоточивый газ. У них даже имелись два пожарных багра! В это время другие люди, находившиеся вокруг стелы, тоже начали бросать в нашу сторону разные предметы.

На камеру засняты как раз те моменты, которые описывает выше Сергей Кусюк. Видео пользователя sgvardiya из сервиса Youtube

— И по этой причине вы применили силу?

— Согласно статьям 13-14 закона Украины «О милиции» сотрудник милиции имеет право применять спецсредства в целях самозащиты. А резиновая дубинка является средством активной обороны. Поэтому команду для её применения нашим бойцам давать не нужно: каждый принимает решение индивидуально в том случае, если его жизни и здоровью угрожает опасность. Операция длилась не более 30-ти минут. За ночь тогда были травмированы 13 сотрудников «Беркута».

— Детей вы там видели?

— Лица большинства нападавших были скрыты. Во время этой операции были задержаны 35 человек — среди них детей нет. Есть студенты. Задержание не было выборочным – задерживали наиболее активных участников, оказывавших сопротивление и нападавших на сотрудников милиции.

— В подразделении «Беркута» в ту ночь были собраны люди из разных регионов? Или был только киевский «Беркут»?

— Было небольшое количество сотрудников из двух регионов Украины. Они заходили со стороны Крещатика. Все остальные – из Киева.

— Правда ли что операцию по зачистке Майдана курировал зам.секретаря СНБО Владимир Сивкович?

— Не могу ничего сказать по этому поводу, поскольку не знаю.

— Гнались ли «беркутовцы» за «майданщиками» до Михайловского собора? Если да, то зачем?

— Никто ни за кем не гонялся! Наиболее активных мы задержали на месте. Остальные перешли в подземный переход и на противоположную сторону Майдана. Потом минут через пять они вышли на проезжую часть, откуда мы их оттеснили. Дальше противоположной стороны Майдана никто из наших сотрудников не заходил! Никто нигде никого не отлавливал!

— В процессе стычки между митингующими и сотрудниками милиции народных депутатов не было. Но когда «Беркут» направлялся к Майдану, нардепы в это время его покидали, расходясь в разные стороны. Одни пошли вверх по Институтской, одни – в сторону Крещатика. На Институтской, в частности, они нас видели. Некоторые депутаты появились на Майдане только тогда, когда туда уже прибыли машины «Скорой помощи».

— А кого именно из депутатов можете назвать?

— Фамилий не знаю, но знаю в лицо, они – из оппозиционных партий. Вот сразу после операции, например, подошел Николай Катеринчук, возмущаясь, что мы избили студентов. На что мы у него спросили: а кто же был с правой стороны монумента? Он нам сам сказал, что там были ультрасы, и вы, мол, говорю дословно, «сами знаете, кто их туда поставил». На наш вопрос, кто же их туда поставил, он не ответил. Так что, депутаты, наверное, были в курсе, что именно готовилось на Майдане…

— Получается, по логике Катеринчука, «Беркут» знал, кто поставил на Майдан ультрас?

— По его высказыванию получается, что мы должны были знать, кто их туда поставил!

— Сейчас говорят, что разгон Майдана был бессмысленным и сыграл на руку оппозиции, так как разогрел протестные настроения. Как вы думаете, могли ли вас использовать определенные силы, чтобы «подставить» президента?

— Учитывая те заявления, которые звучат от оппозиции, что они уже вроде как собирались распустить митинг, но их возмутило то, что Майдан разогнали – возможно. Учитывая наличие на Майдане групп радикально настроенных подготовленных молодых людей с подручными средствами, я не думаю, что это была мирная демонстрация. Было заранее спланировано, что туда придет милиция. Но вот кем – не знаю.

— Давайте поговорим о событиях 1 декабря на Банковой. Почему, как только стало известно, что колонны направляются на штурм АП, ребятам, охранявшим Администрацию, не выдали щиты и другие средства защиты?

— Изначально там находились сотрудники подразделения внутренних войск. А металлические щиты им не выдали потому, что никто не ожидал, что толпа будет такой агрессивной, так как в Киеве до этих событий подобных случаев не было.

—Когда и откуда на Банковую перебросили ваше подразделение?

— Примерно через полчаса после того, как началась стычка митингующих с сотрудниками внутренних войск. Мы находились в резерве на территории Мариинского парка.

— Почему «Беркут» сразу не взял в кольцо провокаторов?

— Первоначально стояла задача удержать нападение, чтобы они не захватили здание АП. А насчет «кольца»… Там было очень много людей, ул. Институтская была почти заполнена. И со стороны «Беркута» это выглядело бы провокативно. Поэтому мы держали сугубо оборону Банковой. Насколько можно было, мы удерживали. А когда события начали развиваться так, как они развивались – бесконтрольно, милиция начала применять силу. Почему оппозиция, заявившая, что там, среди митингующих, оказались провокаторы, не попросила милицию их задержать – это мне непонятно. Почему тогда они не предприняли никаких действий? Потом, выступая на Майдане, лидеры говорили, что там, мол, были провокаторы от власти, после чего начали активно защищать тех, кто был там задержан…

- Возможное развитие сценария, если бы трактор проехал сквозь цепь солдат?

- Если бы они проехали сквозь цепи солдат на пригнанном из Майдана тракторе, к АП прорвались бы не только боевики, но и вся толпа. Они свободно захватили бы и АП, и другие здания, которые там находятся. Их «передовые отряды» пробовали на прочность сотрудников милиции — выстоят или не выстоят. Когда не удалось захватить АП, оппозиционные лидеры начали активно открещиваться от боевиков, мол, мы не причем. А если бы они смогли прорваться и захватить админздание президента, вот тогда лидеры сказали бы, что это их люди…

- Среди пострадавших от действий Беркута на месте событий много журналистов. Зачем их били, если было видно, что они снимают и фотографируют? Какие инструкции у Беркута относительно работы с журналистами во время подавления массовых беспорядков?

- Никаких отдельных инструкций в отношении журналистов у нас нет. Журналиста, как и любого гражданина, никто не имеет права просто взять и избить. Если среди потерпевших значатся около 40-ка журналистов, я могу представить, сколько их там в толпе было всего! Кстати, журналисты наблюдали, снимали и ни один из них не заступился за тех солдатиков, которых били цепями, в которых бросали булыжники, в которых, в конце концов, направили трактор. Думаю, у журналистов тоже должен быть какой-то гражданский долг! На их глазах почти убивают солдат, и просто снимать репортаж — я этого не понимаю.

- Есть информация, что «беркутовцы» из западных областей Украины отказываются подчиняться приказам. Соответствует ли это действительности?

- Это дезинформация. Все сотрудники, командированные к нам из западных регионов Украины, выполняют свои обязанности на надлежащем уровне. Поскольку преступных и противоправных приказов им не поступает.

По материалам: r-u.org.ua