Когда лекарство страшнее болезни
«Шоковая терапия», о которой вспоминают представители власти, как только речь заходит о новых реформах, на этот раз ждет фармацевтический рынок. С одной стороны,законодатели обещают отменить льготное налогообложение для импортеров, ввести уголовную ответственность за изготовление и реализацию некачественных препаратов, а также запретить рекламу лекарственных средств на телевидении. С другой - чиновники всерьез задумались о государственном регулировании цен на лекарства и пообещали разработать соответствующий механизм в самое ближайшее время. Такими радикальными мерами представители разных ветвей власти хотят добиться одного – сделать лекарства качественными, доступными и безопасными. Но сдавать свои позиции фармацевты пока не собираются. И в ответ на любые инициативы сходу запускают в средства массовой информации «страшилки» о том, как все будет печально, если изменится законодательная база, регулирующая правила игры на этом рынке.
Пилюля от президента
Еще осенью 2009 года, когда цены на медицинские препараты стали расти с «космической» скоростью, парламент попытался исправить ситуацию. За законопроект о моратории на повышение цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения проголосовали 242 народных депутата. Но это не помогло. Сложно сказать, чем руководствовался тогдашний Президент Украины Виктор Ющенко, но он наложил вето на документ, обеспечив «зеленый свет» для развития империи, которая зарабатывала миллиарды не только на здоровье, но и на жизнях украинцев.
Как рассказал МАИР народный депутат Украины Валерий Коновалюк, в стране заработали не просто подпольные цеха, но и целые заводы по изготовлению лекарственного фальсификата, который продавался совершенно открыто в аптеках. И хотя многочисленные проверяющие и контролирующие службы изымали подделки целыми партиями, они появлялись снова и снова. «В аптеках порой уровень цен не соответствует не только минимальным, но и средним доходам граждан Украины. Для нас это уже вопрос национальной безопасности, потому что мы твердо осознаем: Украина за последние годы стала лидером по детской смертности, по сердечнососудистым заболеваниям, по СПИДу и туберкулезу, - говорит политик. - И состояние здоровья населения как раз подтверждает вопрос контроля за качеством лекарственных препаратов, который у нас находится на самом низком уровне. Находится лишь потому, что мера ответственности была предусмотрена исключительно административная. Заплати полторы тысячи гривен штрафа - и делай любые таблетки, в каком хочешь количестве и каких угодно условиях. Поэтому нам нужно сегодня набраться смелости и все-таки начать решительную борьбу с теми, кто десятилетиями ввозил сюда некачественные субстанции, из которых производили абсолютно некачественный препарат, в котором составляющая лечебного вещества в 5-7 раз меньше, чем положено по стандарту».
Хорошо еще, если такая таблетка не принесет никакого вреда пациенту. Но все может быть намного хуже. Ведь приобретая даже дорогой импортный препарат, мы зачастую не подозреваем, что у него давно закончился срок годности. Ведь переклеить этикетку на просроченном товаре не составляет большого труда. А вот приобрести за копейки то, что фармацевтическая корпорация планирует утилизировать, очень выгодно. Например, в прошлом году в городе Васильков Киевской области была изъята самая крупная в истории Украины партия фальсифицированных лекарств. Примерная стоимость обнаруженной сотрудниками правоохранительных органов партии фальсифицированных лекарств, которые производились в подпольном цехе в Василькове, составляет 7 миллионов гривен. «Фармацевты» подделывали такие лекарственные средства, как «Омез», «Мезим форте», «Фестал», «Эффект», «Стрепсилс», «Флюколд», «Дифлюкан», «Кетанов», «Линекс», «Бактисубтил», «Зестра» и «Лоринден».
Кроме того, мошенники расфасовывали и упаковывали завезенные в больших упаковках из-за границы лекарства, срок реализации которых истек несколько лет назад. Подпольные «фармацевты» также изменяли маркировку ампулы с лекарствами: старую снимали, вымачивая ее в воде, а затем наносили новую, «продлевая» таким образом срок годности медпрепаратов. По информации правоохранительных органов, незаконное производство продолжалось в течение нескольких лет.
«Есть случаи, когда при таможенном оформлении партии лекарств инспекторы видят, что до окончания срока годности остается буквально месяц, но юридически они не вправе задерживать такие товары», - объясняет глава Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник.
Как отследить, что происходит с такими препаратами, когда они попадают на внутренний рынок? По идее, этими вопросами должны заниматься специальные службы. И они в нашем государстве есть. Вот только прав в данном случае господин Коновалюк: тех, кто реализует такие препараты, штрафами не запугаешь. А принять во втором чтении законопроект, которым предусмотрена уголовная ответственность, парламентариям на последней сессии так и не удалось.
Народный депутат Сергей Шевчук, комментируя этапы прохождения этого законопроекта, даже заявил, что фармацевтическая мафия оказывает давление на депутатов, и посоветовал им проявить твердость в вопросах, где речь идет о здоровье наших граждан. Когда же речь зашла об отмене льготного налогообложения для импортеров лекарств, «борец с фармацевтической мафией» продемонстрировал более лояльную позицию. На последнем заседании парламентского комитета по вопросам здравоохранения он возмущенно заметил, что не понимает, как лекарства могут подешеветь, если импортерам придется заплатить все необходимые сборы и налоги.
Да и сами фармацевты в самых мрачных красках описывают, что просто вынуждены будут повышать цены, лишившись тех привилегий, которые сегодня получают от государства. Мол, они не могут работать себе в убыток.
Подобные заявления - не более, чем лукавство, считает народный депутат Олег Царев. Потому что сегодня при ввозе лекарств в Украину импортеры специально завышают таможенную стоимость препаратов. А если им придется заплатить НДС, тогда такие схемы потеряют смысл.
Незамысловатая арифметика
По мнению главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеевой, введение НДС на импортируемые лекарства, помимо наполнения Государственного бюджета, должно сдержать рост цен на эту продукцию, которая окажется в менее выгодном положении по сравнению с более дешевыми отечественными препаратами.
«В формировании цен на лекарственные препараты играет роль много факторов: страна происхождения, его оригинальность, уровень государственного контроля качества, таможенные процедуры, налоговая политика, государственная поддержка, уровень материального благосостояния населения и другие, - говорит Татьяна Бахтеева. - Несмотря на то, что у нас 120 производителей лекарств, Украина полностью, можно сказать, остается импортозависимым государством. Три четверти объема всего фармрынка, как в прошлом, так и в этом году, или 76%, занимают импортные препараты. Анализ ценовой ситуации на фармацевтическом рынке, проведенный нашим комитетом, свидетельствует о том, что цены и на импортные, и на отечественные препараты за последние годы возросли более чем в три-пять раз. При этом необоснованному повышению цен на лекарства способствует то, что в Украине отсутствует НДС на этот вид товара. Эта налоговая льгота касается абсолютно всех препаратов, которые внесены в Государственный реестр - как рецептурных, так и безрецептурных. Среди 31 проанализированной нами страны Европы только шесть имеют нулевую ставку НДС на рецептурные препараты - Швеция, Хорватия, Ирландия, Мальта, Великобритания и Кипр. И только три страны имеют нулевую ставку НДС на безрецептурные препараты - это Ирландия, Мальта и Кипр. Все остальные страны, в том числе наши ближайшие соседи, облагают лекарственные препараты налогом на добавленную стоимость по ставке от 3% до 20 % для рецептурных препаратов и от 5% до 25% - для безрецептурных. В Государственном реестре лекарственных препаратов Украины насчитывается около 14 тысяч наименований, треть из которых являются безрецептурными. Половина препаратов не имеет доказанной терапевтической эффективности. Только часть препаратов включены в формуляры и используются в протоколах лечения. Но льготной нулевой ставкой пользуются все».
Но даже при такой либеральной налоговой и таможенной политике, импортеры не могут удержаться от соблазна и работать «по белому». По словам Игоря Калетника, даже из соседней Белоруссии 50% лекарственных препаратов поступают по непрямым контрактам через оффшорные компании и третьи страны-посредники - чтобы путем завышения таможенной стоимости потом получить сверхприбыль. Благодаря таким манипуляциям препараты, которые продаются в Украине, стоят в десять-пятнадцать раз дороже, чем их аналоги, реализуемые на территории Республики Беларусь.
«По большому счету, идея о льготном налогообложении изначально правильная, но она несколько искажена монополизированным рынком импортеров, которые сегодня представляют собой очень четко организованное небольшое количество, связанных между собой субъектов внешнеэкономической деятельности. Они в своей деятельности используют определенные схемы, которые впоследствии влияют на цену лекарственных препаратов при их реализации на внутреннем рынке страны, - говорит Игорь Калетник. - Такие схемы позволяют субъектам внешнеэкономической деятельности получать сверхприбыли, но такая «рентабельность» фирм ложится огромной тяжестью на плечи простых украинцев, которые не имеют возможности приобрести эти лекарства. Мы проследили только несколько компаний, и разница между ценой, которая реальна и той, по которой они осуществили таможенное оформление, только в этом году составляет 1,5 млрд. грн.».
Как рассказали МАИР в Киевской региональной таможне, существует несколько наиболее популярных теневых схем, которые применяются при ввозе лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Суть первой схемы состоит в том, что по адресу украинского предприятия-получателя согласно контрактов с посредниками-нерезидентами ввозятся лекарственные препараты от производителей продукции. При пересечении границы таможне подаются товаросопроводительные документы (инвойс, СMR), по которым была оформлена экспортная поставка товаров в стране отправления (месте нахождения производителя), и которые имеют точные данные относительно стоимости товара и условий его поставки. Предварительные сообщения, которые подаются украинскими предприятиями-импортерами в Киевскую региональную таможню, где проходит оформление, содержат иные сведения относительно стоимости товара - цена увеличивается в несколько раз по сравнению с ценой, указанной в инвойсе экспортера-производителя.
Решение о пропуске на таможенную территорию Украины лекарственных препаратов принимается приграничными таможнями на основании оформленных ПП с завышенными ценами на товар без учета инвойсов производителя, которые следовали вместе с товаром.
После доставки товаров на внутреннюю таможню получатели декларируют товары фактурной и таможенной стоимостью, определенной декларантом на основании завышенного инвойса, выписанного посредником-нерезидентом.
Суть еще одной схемы состоит в простом завышении стоимости товаров путем подделки счетов-фактур (инвойсов) или подачи неполного пакета документов со скидками на товар.
Только за первые шесть месяцев текущего года Киевской региональной таможней возбуждено 12 уголовных дел по статье 201 Уголовного кодекса Украины, где предметами контрабанды являются лекарственные препараты и изделия медицинского назначения на сумму 35896626 гривен.
«Производство и реализация лекарств сегодня еще более выгодна, чем торговля наркотиками, поэтому смешно прибедняться тем, кто занимается импортом таких товаров и постоянно грозит народу, что цены снова вырастут, - рассказывает нардеп Олег Царев. – Проблема, на мой взгляд, не только в налогообложении, введении уголовной ответственности за подделки и запрете рекламы. Мы не развиваем собственный рынок. Если в Советском Союзе мы сами себя практически полностью обеспечивали отечественными лекарствами, то сегодня мы платим, по сути, за патент и прибыль транснациональных корпораций. И до тех пор, пока мы будем держать свой рынок открытым и у нас не будет существовать государственной программы по развитию собственного производства медикаментов, у нас значительную часть пенсии и зарплаты люди будут тратить на лекарства, цены которых совершенно не адекватны и несопоставимы с их реальной стоимостью. Поэтому путь льготного налогообложения - это путь в никуда. Правильный государственный подход - это НДС и государственная программа в области производства собственных лекарств, в которой был бы четко прописан механизм поддержки отечественного производителя».
Последнее заявление представителей власти, которые пообещали в ближайшем будущем госконтроль за ценами, не прибавило фармацевтам радости.
«Я - за регулирование цен на лекарства. Я считаю, что это правильно. Население должно рассчитывать свои расходы», - заявил глава Государственной службы по лекарственным средствам Алексей Соловьев.
В то же время, Министерство здравоохранения совместно с Государственной службой лекарственных средств, а также с группой в Кабинете министров занимается изучением этой проблемы.
А.Соловьев также подчеркнул, что во всех странах Европы, кроме Германии, Дании и Норвегии, цены на лекарственные средства регулируются государством. Он также заметил, что, согласно общепринятой практике, от стадии обсуждения до разработки проектов соответствующих документов проходит достаточно небольшой период времени.