«Киевводоканал» как процветает коррупция
ПАО АК «Киевводоканал» - предприятие-монополист, обеспечивающее многомиллионной столице поставку воды и отвод канализационных стоков. Его хозяйство охватывает 4 тыс. водопроводных труб, почти сто насосных станций, несколько сотен артезианских скважин, объекты энергообеспечения и прочее.
Учитывая масштабы деятельности, коммунальное предприятие становилось объектом коррупционных посягательств чиновников при всех предыдущих градоначальниках. Леонид Черновецкий, будучи мэром Киева, предпринял попытку заполучить часть акций столичного монополиста путем продажи 25-%-го пакета своему зятю Вячеславу Супруненко в 2010 г. Попытка оказалась неудачной – киевская власть Януковича в 2011 оспорила отчуждение корпоративных права в суде всех инстанций.
Но справедливость восторжествовала ровно для того, чтобы превратить столичное предприятие водоснабжения в «хозяйственный двор» поместья Виктора Януковича в Межигорье. В лапы «Семьи» предприятие попало благодаря Павлу Литовченко, миноритарному акционеру и директору фирмы «Танталит», владеющей «Межигорьем». Пользуясь влиянием на главу КМДА, в 2011 году он ввел в состав набсовета «Киевводоканала» близких себе людей: Евгения Форменка, Ярослава Берра и Андрея Гудзя.
Те, в свою очередь, сформировали подконтрольный руководящий состав правления во главе с гендиректором Валерием Ченчевым и его замом по техническим вопросам Андреем Билыком. Некоторые результаты работы этого состава правления на протяжении 3-х последних лет нашлись в Межигорье. К примеру, активисты Майдана обнаружили среди оставленных там документов, что компании-исполнители строительно-ремонтных работ по «Киевводоканалу» перекидывали деньги «Танталиту». В частности, речь идет о фирмах ООО «СПР-групп» и связанных с ней компаниях. После «вскрытия» Межигорья выяснилось, что ООО «СРП-групп», получив 234 млн. грн. на возведение Бориспольских очистных сооружений, никакой стройки не проводило. «Дочка» компании - ООО «Инвиромент Украина», получив от «Киевводоканала» в 2013 2,7 млн. грн. на проект реконструкции Деснянской водопроводной станции, до сих пор его не разработала.
Фактически в ПАО «Киевводоканал» была выстроена коррупционная пирамида, «заточенная» на вымывание средств на развитие. Предприятию доставался лишь минимум, способный поддерживать его работоспособном состоянии. В центре этой «теневой экономики» предприятия – человек, который держит руку на пульсе всех ремонтных и строительных работ. С 2011 года им стал Андрей Билык, член правления и заместитель гендиректора по техническим вопросам. В его кабинете находилось и рабочее место прямого представителя Межигорья – соучредителя ООО «СРП групп» Сергея Белоуса, официально – советника главы правления. Второй соучредитель – Руслан Харев, партнер скандального донецкого бизнесмена и свидетеля по делу Ю.Тимошенко Игоря Марьинкова. Система межигорской коррупции в «Киевводоканале» работала следующим образом. Андрей Билык разрабатывал схемы «распила» финансов предприятия, составляя технические условия для подконтрольных Сергею Белоусу фирм. Последний через «СРП групп» и прочие «прокладки» переводил деньги на счета номинального владельца Межигорья Павла Литовченко. Андрей Билык, впрочем, думал не только об интересах Януковича. Среди «фирм-присосок» «Киеводоканала» есть «Синта Сервис», принадлежащая куму Андрея Билыка – Игорю Баклану.
Экономически заработок коррупционеров на «Киевводоканале» получался за счет завышения стоимости ремонтных работ и количества аварийных выездов, увеличения «на бумаге» объемов очистки канализационных труб, покупки химии для подготовки воды по завышенным в разы ценам через свои фирмы прокладки. Работы - как выполненные сотрудниками водоканала, так и «виртуальные» - приписывались на счет победителей тендеров.
Ну и самый большой «Клондайк» для «схемачей» - манипулирование размером нагрузки для застройщика при выдаче техусловий на подачу воды и отвод канализационных стоков. Весь этот рай из экономических злоупотреблений может запросто сравняться с официальной стоимостью услуг «Киевводоканала» в 600 млн. грн. в год.
Отсюда получается, что киевляне переплачивают за стоимость услуг водоканала, как минимум, вдвое. А постоянные стенания чиновников перед населением и зарубежными кредиторами о заниженном тарифе - блеф. Если убрать «коррупционный» ингредиент из калькуляции тарифа, его нужно будет не повышать, а скорее наоборот - снижать.
Среди прочих эпизодов деятельности менеджеров эпохи Януковича: за копейки были проданы санатории «Джерело» в Пуще-Водице и «Хвыля» в Зазимье, где раньше отдыхали работники предприятия. И это – лишь небольшая часть целого айсберга злоупотреблений в «Киевводоканале». Сотни других эпизодов ожидают своего внимания со стороны правоохранительных органов и не только в Украине.
После февральской революции ПАТ АТ «Киевводоканал» по-прежнему включен в финансовые схемы бывших хозяев Межигорья. Устоявший коррупционный менеджмент в спешном порядке провел «ребрендинг» - сменил Валерия Ченчевого на его зама Андрея Билыка.
Последний, как указано выше – ключевой человек для правящего менеджмента и гарант сохранения «семейных» фирм, живущих за счет финпотоков «Киевводоканала». У руля также остались другие назначенцы Межигорского завхоза Павла Литовченко - Вита Струкова и Анна Цыганок.
Все выглядит так, что межигорский менеджмент продолжит беспрепятственно выкачивать ресурсы предприятия и при мэре Виталии Кличко. Уже очевидно, что новый столичный глава делает ставку на старые команды. Новое «ударовское» большинство Киевсовета сплошь состоит из игроков эпохи Черновецкого и Попова. Назначение главным советником мэра скандального киевского застройщика Игоря Никова, партнера одиозных Фирташа, Левочкина и даже Бакая – «холодный душ» для тех, кто верит в «киевское чудо» от всемирно известного боксера.
«Свадьба» людей Януковича и команды Кличко на почве «Киевводоканала» - это не фантастика, а практически - реальность. Более того, у менеджмента «Киевводоканала» неожиданно появился влиятельный лоббист. Это – 77-летний Александр Омельченко, который, прошел в Киевсовет при финансовой поддержке Рината Ахметова.
Основной целью участия Рината Ахметова в киевских раскладах является защита своего «Киевэнерго» от попыток реприватизации. Но и о своем донецком партнере, испытывающему большие накладные расходы в связи с санкциями и финансированием террористов, он, судя по всему, не забывает – не смотря на заверения о верности революции. Преуменьшать влияние Александра Омельченко не следует, ведь он, по сути, - «политический отец» нового мэра Киева. Тем более, что советы патрона уже дали определенный результат. В ходе избирательной кампании будущий мэр столицы провел встречу с коллективом коммунального предприятия, где рассыпался в комплиментах его хозяйственно деятельности. Встреча прошла при содействии Александра Омельченко.
Если наши выводы окажутся правильными, то от рейтинга Виталия Кличко не останется ничего еще до парламентских выборов. А на дальнейшей политической карьере боксера будет поставлен жирный крест. Хотя в самом большом проигрыше, останутся как киевляне, так и предприятие, которое как-бы им и принадлежит.
Уже сейчас изношенность сетей, если верить оценкам «Киевводоканала», составляет 80-90%. А если принять во внимание, что эти цифры звучат последние 10-15 лет, то реальная ситуация может выглядеть еще хуже. Нужно будет признать, что предприятие давно работает в перманентном аварийном режиме.
Но самое неприятное в этой ситуации - то, что киевляне продолжают платить «налог» людям, с которыми три месяца героически боролись на баррикадах, ради того чтобы получить его обратно - в виде пуль и гранат, выпущенных по соотечественникам на Донбассе.
По материалам: from-ua.com