Киевская шаурма

841

Волна отравлений шаурмой, прокатившаяся по столице и ее окрестностям на прошлой неделе, хотя и не была первой, но актуализировала тему качества уличной еды. По информации Госпродпотребслужбы, отравились шаурмой 93 человека, покупавшие ее в четырех разных точках — в Дарнице, на Почтовой площади, возле метро Харьковская и возле метро Лесная. Все эти киоски закупали мясо у одного поставщика. Какого именно – Госпродпотребслужба почему-то не называет, но деятельность его уже приостановлена.
Журналисты агентства Укринформ искали сертификаты на мясо в киосках шаурмы.
Шаурма, похоже, уверенно борется за право называться в Украине тоже национальным блюдом. Количество киосков, которые ее продают, неуклонно растет, и теперь даже в столице у каждой станции метро от одной до 7-10 «точек». Известно, что предложение порождается спросом, то есть однозначно шаурму люди у нас любят. Но знают ли они, что им продают? И действительно ли миф о том, что шаурма, которую продают на улицах Киева, опасна для здоровья?

Тогда же с разных уровней киевской власти прозвучало утверждение, что вся шаурма в столице незаконна: то есть в уличных условиях обеспечить правильную технологию ее приготовления в принципе невозможно. Но тогда вопрос: почему же они до сих пор работают?

Перед выходными, в 12.30, корреспондент Укринформа включил режим “Оля Фреймут” и отправился осматривать ларьки с шаурмой — поспрашивать людей, что они думают об отравлении на Дарнице и других местах, и проверить, есть ли у продавцов все необходимые разрешения на продажу шаурмы. Конечно, в первую очередь хотелось взглянуть на знаменитую точку на Дарнице, где и произошло массовое отравление. Однако, в интернете информации, в каком именно ларьке это случилось — не было.

Дарница: точка, где потравили людей — уже закрыта. Но и другие — не лучше

На станции метро Дарница (выход — на Броварской проспект, если ехать из центра) есть две точки, которые, по словам продавцов, называются “жирными”, имея много клиентов. Они расположены по обе стороны входа в метро. Первый ларек — посреди дня почему-то оказался закрыт.

«…поели здесь шаурмы и оказались в больнице»

“А почему ларек закрыт? Продавец куда-то вышел, не работают они сегодня?” — спрашиваем у соседей — кофейного магазина.

“Радуйтесь, что закрыт. Вам повезло больше, чем вчерашним клиентам, которые поели здесь шаурмы и оказались в больнице” — отвечает Артем, молодой продавец. Джек-пот, — подумал я, — вот это место, где травят людей. Артем, тем временем, поделился местными слухами: больше этот киоск не будет работать. Сам он, говорит, никогда шаурму здесь не ел, потому что не доверяет ее качеству. Что ж, поищем другой киоск с шаурмой.

Представлялось, что шаурму возле станций метро продают чуть не на каждом шагу, однако на Дарнице, по крайней мере на выходе на Броварской проспект — их там всего три. Два, мы уже видели, а третий — вглубь рынка, возле остановок маршруток на Троещину.

Подходим. Обычная фанерная “будка”, стоит с нарушением правил — на местах для парковки автомобилей, хотя не является транспортным средством. Возле него как раз был припаркован автомобиль патрульной полиции. “Запахло жареным?”, подумалось… Но надежды на то, что полиция выполняет свою работу и выписывает владельцам этого МАФа штраф за незаконное занятие территории, были напрасны — парнишка-полицейский купил в соседнем ларьке сигарет и машина с маяками уехала.

За то время, примерно 10 минут, пока мы наблюдали, к киоску подошла только одна парочка, да и то, купили лишь минеральную воду. На призывы продавца азиатской внешности отведать шаурму не повелись, объясняя, что очень жарко (и действительно, телефон говорит, +30).


«…документы хозяин завтра вечером принесет»

— Вкусная у вас шаурма? — спрашиваю.

— Вкусная и хорошая, попробуй, — отвечает продавец, назвавшийся Назаром, и пояснил, что он из Бангладеш.

— Слышали, здесь 60 человек отравились, это случайно не у вас?

— Я тоже об этом слышал, у меня знакомые отравились. Но это там возле метро было.

— А у вас все в порядке с документами? Сертификат на мясо есть?

— Украинские документы есть, но я их показываю только в миграционной службе. Правильно же?

— В смысле?..

— Ну документы имеет право проверять только миграционная служба.

— Я спрашиваю про сертификат на мясо.

— А, мясо свежее, мы его у фирмы заказываем.

— А есть какие-то документы на него?

— Нет, нет. Можете завтра прийти посмотреть, хозяин все принесет.

— А другие документы есть? Медицинская книжка, выписка санстанции?

— Да, все это есть.

— Дайте посмотреть.

— Все у хозяина, он может завтра вечером принести. Все документы правильные. Но смотреть их имеет право только миграционная служба.

— Я про киоск говорю, мне ваши документы не нужны.

— И это имеет право смотреть только миграционная служба.

— Все понятно… А вы давно здесь работаете?

— Я здесь не работаю, там человек на молитву ушел, он мусульманин, пошел в мечеть молиться, то попросил меня за точкой посмотреть. Так что я просто смотрю.

…Хм. Мечеть в Киеве знаю одну действующую. На Татарке. Далековато…. А информация от Госпродпотребслужбы о том, что едва ли не все киоски с шаурмой в столице работают нелегально — похоже, правда. На Дарнице документов нам не показали, а работник, похоже, делает вид, что не силен в законах, и работает он, как и сама точка, нелегально. Можно ли доверять ему свое здоровье такому типу? Ответ очевиден, поэтому идем дальше.

Святошин: шаурма, как говорят продавцы, лучше, чем гамбургеры в Макдональдсе. Но не верится

«…Ты видел, что в Макдональдсе в гамбургеры кладут? А у нас клиент все видит»

Следующая наша цель — станция метро Святошин. Знаем, что там у самого выхода из метро на железнодорожные платформы и автовокзал — скопление киосков с шаурмой. Но их опять всего три: два — у выхода из подземки и один — напротив. Клиентов у них тоже маловато — за 10 минут подошел только один человек. Остальное время продавцы размахивают газетой — отгоняют мух от мяса. А мух там действительно много.

Продавец, представившийся Абилом, на мой вопрос о документах стереотипно ответил, что все документы у владельца, а он здесь никто и ничего не решает. О сертификате на мясо он никогда не слышал, а медкнижка, разрешение на торговлю и разрешение от санэпидемстанции — снова у владельца киоска.

Тем временем, Александр из Коростеня заказал себе большую шаурму и согласился ответить на несколько вопросов. Шаурму он ест может, раз в неделю, может и несколько. Объясняет, что ехать на электричке в Коростень (Житомирская область) целых 4 часа, надо что-то перехватить перед дорогой.

“А ты пойди эти все вопросы в Макдональдсе задавай! Там все испорченное, а у нас все свежее! Ты видел, что они в те гамбургеры кладут? А у нас клиент все видит”, — перебивает продавец нашу беседу с Сашей, стряхивая при этом в шаурму остатки мяса и капусты, оставшиеся на столе.

Об отравлении Саша слышал. “Около 80 человек в больнице оказались… Все почему? Не из-за помидоров же или капусты, а из-за мяса. Сальмонеллез — это же обычные глисты” — объясняет Саша, надкусывая еще горячую шаурму, — “а они отчего? От несвежего мяса”.

— И не боишься есть после этого шаурму? — спрашиваю я.

— Да нет, — говорит Саша, и отмахнулся.

“А знаешь, кто во всем виноват? Киевская мэрия! Это же все ларьки их! И они должны сделать не три ларьки, а два, и проконтролировать, чтобы все было свежее. А так сидят себе, получают деньги ни за что” — высказался Александр и, дожевав последний кусок шаурмы, направился на электричку.

Центральный вокзал: “законная” шаурма от Махмуда

«…единственный киоск шаурмы в Киеве, где есть все документы»

Если уж в Дарнице и в Святошино есть проблемы с документами, то надеяться на то, что точки на Центральном вокзале их будут иметь – и не приходится. Но, на всякий случай, проверим, все ли в порядке с легендарной шаурмой на вокзале, которая стала “героем” не одного десятка анекдотов.

Выходим из метро — столько ларьков с шаурмой, что глаза разбегаются. Подходим к одному из них по правую сторону от входа в метро. Продавцы — люди азиатской внешности Махмуд и Инабад, — стоят в ожидании клиентов с очень “кислыми” лицами. Узнали, что к ним пожаловали журналисты, но улыбка не появилась.

Традиционно, спрашиваю, что с документами — сертификат на мясо? “Да, смотрите: вот на свинину, вот на курятину, а вот на говядину” — показывает мне Махмуд сертификаты со свежей печатью и вчерашней датой. “Найдите в Ютубе видео на Новом канале, которое снимали в декабре 2016 года. Наш ресторан — единственный в Киеве, у которого есть все документы. Вот они все”, — рассказывает Махмуд, доставая из ящика стола большую синюю папку с документами. Откровенно говоря, это шок: на вокзале… киоск с шаурмой… имеет все документы!

Пока мы беседовали подъехал белый Фольксваген, из которого ребята начали выгружать продукты. Что интересно, мяса привезли только один шампур, которого хватает где-то на 70-80 порций шаурмы, при 100 граммах мяса на порцию. Из этого можно сделать вывод, что доставляют его ежедневно.

Киевляне Юра и Рома, стоявшие в очереди за шаурмой, рассказали, что они слышали об отравлении шаурмой на Дарнице. И говорят, что это — не странно, потому что видели, как ее всюду готовят — на большинстве точек грязно, а мясо на вид не первой свежести и местами недожаренное. А на вопрос, почему же в таком случае они покупают шаурму, да еще и на вокзале, объяснили, что принимают здесь уже года три регулярно — это проверенное место.

Наш вывод: шаурма таки пользуется спросом среди киевлян, несмотря ни на что. Едоки шаурмы могут знать в деталях, где и чем люди травятся, но это не мотивирует их перестать покупать шаурму. Так что, это пожалуй нереально рассчитывать на то, чтобы закрыть все киоски с шаурмой — народ на улице (ярмарке) как ел, так и будет. Возможно, правильнее было бы, не дань собирать, а следить за качеством еды, которую продают на улице?

По материалам: cripo.com.ua