Казус Крысина
22 ноября Шевченковский районный суд города Киева вынес скандальное решение по одному из дел Майдана. Язык об убийстве журналиста издания "Известия" Вячеслава Еремея. Юрий Крысин, подозреваемый в причастности к избиению погибшего, получил довольно мягкое наказание - четыре года лишения свободы. Условно. С испытательным сроком в два года. Такой приговор удивил, кажется, не только активистов и адвокатов семей Небесной сотни, но и прокуратуру. Последняя, к слову, просила для обвиняемого шесть лет лишения свободы.
Однако ни тяжесть действий Крысина, ни другое преступление, совершенное во время судебного разбирательства, не повлияли на решение Фемиды. Похоже, что и саму личность обвиняемого, как того требует закон, суд не слишком оценивал. Как следствие - прокуроры и адвокаты готовятся к подаче апелляции.
История преступления
Почти четыре года назад, ночью 19 февраля, в центре Киева группа титушок с помощью светошумовой гранаты на углу улиц Владимирской и Большой Житомирской останавливает такси. В автомобиле находятся трое - кроме самого таксиста там двое журналистов - уже упомянутый Еремей и его коллега. Поводом для такого "остановки" авто рядом с Главным управлением киевской милиции (ныне Главное управление Нацполиции Киева) послужило якобы то, что журналист "Известий" снимал действия лиц спортивной внешности на телефон.
Автомобиль начинают бить, пассажиров и водителя вытаскивают на улицу. Таксисту, наконец, удается скрыться на своем авто, коллега Еремея также отрывается от нападающих и, по словам потерпевших, отправляется в редакцию. Спастись пытается и сам Еремей. После избиения он убегает, однако получает огнестрельное ранение - в него стреляет один из "спортсменов". Его догоняет группа титушок и продолжает бить. Впоследствии журналист таки добирается до людей, его передают к медикам. Он умрет в больнице скорой медицинской помощи из-за потери крови.
Примерно за полтора месяца после этих событий правоохранители задержат Юрия Крысина. С начала ему инкриминируют ст. 115 Уголовного кодекса - умышленное убийство. Уже в апреле озвучат и первые результаты расследования - кроме Крысина причастными к убийству журналиста назовут Павла Зинова - начальника департамента материального обеспечения МВД Януковиче.
Также прозвучит фамилия Армена Саркисяна - земляка Крысина, выходца из Горловки (ныне в розыске). Организатором титушок назовут Виктора Зубрицкого - руководителя медиа-холдинга "Контакт", который также разыскивается. Станет известна и человек, который якобы стрелял в Еремея - Джалал Алиев, также горловчанин. Но как сообщит представитель ОО "Офицерский корпус" Владимир Рубан (связывают с Медведчуком), Алиева якобы был убит, когда воевал в Донбассе на стороне "ДНР". Однако никаких подтверждений этой информации нет.
Несмотря на столь высокий темп, расследование, по неизвестным в целом причин, начнет буксовать. Крысин из СИЗО сообщит, что ему угрожают анонимы. Аналогичное заявление сделает и его жена. Следователь Евгений Котэцу, получив два заявления, через Печерский суд изменит меру пресечения с содержания в следственном изоляторе на домашний арест. А процессуальный руководитель в производстве, прокурор Генеральной прокуратуры Евге Красножон (сейчас не работает) решит изменить квалификацию действий Крысина. И вместо ст. 115 - умышленное убийство, - подозреваемый получит ч. 4 ст. 296 - хулиганство совершенное с применением огнестрельного или холодного оружия. То есть, менее "тяжелую" статью. Но на этом события не заканчиваются.
К Крысину доставят охрану, однако до сих пор точно не удается выяснить, кто же его охранял, поскольку на информационные запросы правоохранители прямо не отвечают. По неофициальной же информации за это отвечала Государственная служба охраны Киевской области.
На шестой месяц после задержания Крысин снова изменят меру пресечения. Шевченковский райсуд решит отменить для подозреваемого домашний арест и назначит ему личное обязательство. Ко всему, судья Олег Линник переведет заседание в закрытом режиме. Адвокат семьи Еремея Виктория Дейнека пытаться обжаловать решение о переквалификации преступления. И в первый раз даже удачно. Однако все тот же прокурор Красножон повторно закроет производство за умышленное убийство.
"У нас было впечатление, что Крысина выводят из этого дела с наименьшим для него наказанием. Сначала ему квалифицировали соучастие в убийстве, но следствие переквалифицировала его действия на хулиганство, потому считало, что соучастии в убийстве нет. Я обжаловала это постановление в суде. Однако после этого действия следователя были формальными: допросили буквально двух свидетелей и где-то за месяц приняли аналогичное постановление о закрытии. Потому якобы не собрали доказательств, чтобы квалифицировать Крысин участие в убийстве. Мы с клиенткой, мамой Еремея, обсуждали ситуацию. Она пришла к выводу, что обжаловать второе решение не нужно, потому что это будет хождение по кругу. Ко всему, она переживала за свою жизнь и жизнь дочери. Мы решили идти в суд и уже там пытаться изменить квалификацию. Или же добиться максимального наказания за "хулиганку" - это семь лет лишения свободы ", - говорит адвокат Дейнека.
продолжение деятельности
Находясь под личным обязательствам Крысин успевает поступить еще одно преступление. В октябре 2015 года он принимает участие в стрельбе на ст. м. "Житомирская". Сообщалось, что в тот день правоохранители осуществляли рейд на рэкетиров, которые могли заниматься вымогательством денег у автоперевозчиков. Однако следствие же инкриминирует Крысин только незаконное обращение с оружием - в багажнике его находят гранату РГД-5. За это в марте 2016-го он получает три года условно с испытательным сроком в один год. Однако не успевает этот срок начаться, как лицо, похожее на Крысина, замечают во время совершения другого преступления - нападения на автомобильную заправку "Народная", что недалеко от аэропорта Жуляны. Это происходит в мае 2016-го. Следствие считает Крысина организатором и соучастником. В Сеть даже попадает видео, где зафиксирован похожий на Крысина человек. От него получает огнестрельное ранение в ногу работник заправки. За три месяца, в августе 2016-го, Крысина арестовывают, однако в декабре того же года Апелляционный суд выпускает его из-под стражи. Интересен и тот факт, что эти действия подозреваемый совершал, находясь под охраной.
В Шевченковском же суде господин Линник, несмотря на насыщенные два года, не видит оснований для изменения меры пресечения подозреваемому в "хулиганских действиях" Крысин. Поскольку тот является на заседание и не уклоняется от своих процессуальных обязанностей. Что касается его охранников, то адвокаты потерпевших, как и присутствуют в коридорах суда журналисты, утверждают - обвиняемый время от времени появлялся на суд без сопровождающих. А на другие судебные процессы он приезжал вообще без телохранителей (автор данного текста неоднократно это видел в Соломенском суде во время подготовительных заседаний по делу о нападении на автозаправку).
Несмотря на такой багаж правонарушений, собранный после Майдана, история действий Юрия Крысина может начинаться значительно раньше. Так, активисты, в частности с медийной инициативы за права человека, которые отслеживают его "жизненный путь", утверждают, что лицо, похожее на обвиняемого в убийстве Еремея, видели в 2009-м во время силового захвата мансарды в доме на ул. Софиевский 18а. Говорят, что он может быть причастен и к подзабытого нападения Вадима титушки на журналистов Владислава Соделя и Ольгу Сницарчук - активисты уверяют, что именно Крысин тогда мог заниматься организацией "спортсменов". В пользу этого может свидетельствовать тот факт, что очевидцы нападения, с которыми удалось пообщаться, узнают на одной из видеозаписей "подчиненного" Крысина - Павла Бяла.
Последний, к слову, также фигурирует в расследование об убийстве Еремея. А защитой известного Вадима титушки занимался адвокат Андрей Калмыков. Который в той такие делу об убийстве Еремея защищал Юрия Крысина. Кроме указанных, активисты отмечают еще в одном эпизоде - попытке захвата Лукьяновского рынка в 2012-м - на одной из видеозаписей зафиксирована лицо, похожее на Крысина.
Кроме того, источники в правоохранительных органах говорят и о погашенную судимость за якобы "убийство по неосторожности". Они намекают - и в этом случае долго находиться за решеткой Крысин не пришлось, а во времена Януковича судимость "закрыли".
Не менее интересным по Крысина есть и судья, который зачитывал приговор. Судья Линник известный среди активистов тем, что в свое время лишал водительских прав участников автопробега в Межигорье Януковича.
"Он довольно интересно выносил свои решения. Когда дела только начали поступать в суды, Линник рассмотрел только одну из них. Нарушений не увидел и вернул ее. Однако впоследствии он в двух идентичных делам выносит решение о лишении людей водительских прав. Мы факты, указывают на то, что тогдашняя председатель Шевченковского райсуда госпожа Мелишак давала судьям указания о "правильные" решения. Эту же информацию подтверждает судья Макаренко, которая давала об этом показания прокуратуре. Приказы же о указания поступали к судьям из Администрации президента " , - говорит член Общественного совета добродетели Роман Маселко.
Он добавляет - после побега Януковича Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) возбудила в отношении Линника дисциплинарное производство. Причиной для этого стало заявление действующего министра юстиции Павла Петренко. Однако обновленный состав ВККС уже в 2015-м отказался привлечь судью-нарушителя к ответственности.
"ВККС в 2015-м заявила, что нарушения и действиях Линника есть, однако привлечь к ответственности его не будут, поскольку завершили сроки давности. Хотя они имели заканчиваться в 2017-м. То есть имеем банальное нежелание наказать судью за его действия. Впоследствии Линник судил другого судью Майдана - Викторию Кицюк. Мы год добивались его отвода в этом деле. И в результате ему на замену получили еще одного судью Майдана - Владимира бугель ", - отмечает Маселко.
Дела апелляционные
Крысин получил приговор за хулиганские действия. Не последнюю роль в этом сыграл начальный этап, на котором дело переквалифицировали. Отыграть ситуацию назад и инкриминировать обвиняемому умышленное убийство сейчас уже нельзя, убеждают и адвокаты, и прокуроры.
"Не давая оценку действиям своих коллег могу сказать - квалификация в производстве не совсем корректна. Я бы квалифицировал иначе, учитывая обстоятельства дела. Так, у прокурора есть право сообщить подозреваемому новое обвинение. Однако если есть решение о закрытии производства, то тому же лицу , по тому же факту, по тем же событий нельзя сообщить ту же подозрение. в нашем случае - в соучастии в убийстве. Ведь постановление прокурора Красножона вдруг не была отменена ", - говорит в комментарии INSIDER представитель группы обвинения по делу Еремея Алексей Донской, с коллегами зашел в производство осенью 2016-го, заменив группу других прокуроров.
Он добавляет - приговор является "возмутительным", поэтому прокуратура подавать обжалование в Апелляционный суд.
"Такой приговор, по нашему мнению, не соответствует закону. Судья должен учесть тяжесть преступления, роль подозреваемого и его личность. Мы располагаем информацией, и она озвучивалась в суде, что люди из числа" подчиненных "Крысина получали от него указания относительно сокрытия оружия. это была снайперская винтовка, прицел и глушитель к нему, пистолет и патроны. Эти указания он давал уже при рассмотрении дела Еремея. Дальнейшая судьба этого оружия неизвестна. один же из "подчиненных" уже осуждены. он, кстати, участвовал в преступлениях против майдановцев. в частности, был замечен в эпизодах похищения людей возле ст. м. "Петровка", - отмечает Донской.
"Поэтому мы будем подавать жалобу в апелляцию и требовать адекватного наказания. Ко всему, и сам процесс не соответствовал требованиям УПК, затягивался. Не может одноэпизодное дело, с видео, свидетелями рассматриваться 3,5 года. И это при том, что сам Крысин НЕ отрицал вины ", - говорит Донской.
"То, что Крысин утверждал, что не знал и не понимал, что кто-то мог стрелять в Еремея - бред. То, что по версии Крысина Еремея сначала избили, а потом ранили из огнестрела - бред. Есть видеозаписи, является видеосинхронизации, которые это опровергают. Очевидно, что закрывать производство за умышленное убийство было нельзя. но это сделали. И открыли "хулиганку". но это тоже "тяжелая" статья - не 15 лет, а не пожизненное, но от 3 до 7 лет тюрьмы ", - говорит Евгения Закревская, адвокат семьи Еремея.
Она подчеркивает - в соответствии с нормами УПК Шевченковский райсуд должен был сменить Юрию Крысин мера пресечения еще после первого преступления, совершенного во время личного обязательства.
"Логично, что за совершение преступления во время пребывания на мере пресечения Крысина имели арестовывать. И за гранату на Житомирской. И за нападение на автозаправку. Однако этого не произошло. Так, обвиняемый сотрудничал со следствием. Однако в четких рамках." Сливали "тех для кого не было реальных угроз наказания. Это те же Саркисян или Алиев, фамилии которых также звучали в приговоре. Действительно крупную рыбу в результате этого сотрудничества не поймали ", - отмечает адвокат.
Она также отмечает - после того, как дела в отношении действий титушок на Большой Житомирской передали в Департамент спецрасследований при ГПУ - появились "факту" производства. Также активно начали разрабатывать и окружение Крысина. Собственно, именно во время работы ДВР по делу задерживают и арестовывают уже упомянутого Бяла, который, по неофициальной информации, ранее проходил по делу Еремея как залегендирована свидетель. Сейчас он в статусе подозреваемого в одном из производств.
На вопрос, когда же ожидать апелляционного рассмотрения, адвокаты говорят - не менее чем за месяц.
"Думаю, апелляция будет в феврале. Шансы на то, что дело Крысина вернут обратно есть. Однако они малы Такие же малы, как и шансы на то, что Крысина" сольют "как токсического персонажа", - говорит Закревская.
Она добавляет, что у подозреваемого могут быть хорошие связи. В частности - и в силовых структурах. Иначе трудно объяснить то, что Крысин неоднократно выходил сухим из воды за свои действия. Случится так и на этот раз станет понятно буквально за месяц-полтора, когда Апелляционный суд таки возьмется рассматривать жалобы защиты и гособвинения.
Источники INSIDER говорят, что за Крысиным стоят два представителя МВД - начальник криминальной полиции и и руководитель департамента внутренней безопасности, которые надежно его опекали до 2014 года, а также председатель одной из областных государственных администраций, с которым они вместе ходили в "качалку". Именно в В 2014 ему постановлению прокурора изменено 115 (убийство) и в 2014 же передали в суд, поэтому сейчас ГПУ не может изменить формулировки в деле.
По материалам: theinsider.ua