Как заработать миллиард на украинцах

547

Партия регионов, наконец, приступила к выплате благодарственных своим спонсорам на президентской кампании. Первым в списке облагодетельствованных оказался Дмитрий Фирташ, который за свои труды получит миллиард долларов.

Чековой книжкой новой украинской власти стало окончательное и бесповоротное решение Верховного суда Украины, предписывающее НАК «Нафтогаз» вернуть швейцарской компании RosUkrEnergo 12,1 млрд. кубометров газа. В минувшем году этот газ у швейцарской компании изъяла премьер-министр Юлия Тимошенко. Якобы — в качестве взаимозачета долгов с российским «Газпромом». Схема была чрезвычайно проста. Компания RosUkrEnergo, которая к тому моменту задолжала «Газпрому» около 1,7 млрд. долл., хранила в украинских газовых хранилищах 11,1 млрд. кубометров газа.

Юлия Владимировна на одной из встреч с руководством РФ предложила долг RosUkrEnergo погасить деньгами НАК «Нафтогаз». И просила за это у «Газпрома» (который владеет 50%+1 акция RosUkrEnergo) разрешение на изъятие пресловутых 11,1 млрд. кубометров газа. Если вдуматься в эту схему, то выглядит она более чем идиотично: «Газпром» поставлял газ своему торговому дому — RosUkrEnergo — который затем это газ перепродавал в Европу, а прибыль делил: чуть больше половины отдавал «производителю» газа, а оставшуюся часть оставлял в руках у предпринимателя из Украины Дмитрия Фирташа.

Зачем? Многие считают, что эта была доля за право пользоваться украинской газотранспортной системой: негласная плата за транзит российского газа по нашей территории, которая, вместо того, чтобы попадать в бюджет, через господина Фирташа оседала в карманах тех, кто этой ГТС управлял, и тех, кто давал санкцию на поставки газа в Украину.

Фактически, этот торговый дом — RosUkrEnergo — являлся тем самым совместным предприятием «Газпрома» и НАК «Нафтогаза» по управлению украинской газотранспортной системой. Только доходы от этого СП шли в частные руки. Впрочем, вернемся к схеме.

Итак, торговый дом задолжал поставщику газа — «Газпрому» — 1,7 млрд. долл. за 11,1 млрд. кубометров газа. Этот газ находился в украинских хранилищах в тот момент, когда цена голубого топлива для Украины была увеличена до 340 долл. за тысячу кубометров газа.

Предложенная Тимошенко схема взаимозачета долгов, за подписанием которой последовало изъятие газа НАКом у RosUkrEnergo, действительно была инструментом уничтожения торгового дома, один из собственников которого не смог договориться с новой украинской властью. И был цинично — с обеих сторон — выброшен из схемы (за что сейчас и мстит ее инициаторам-исполнителям с украинской стороны).

Однако глупо было бы полагать, что уплаченные Газпрому 1,7 млрд. долл. были реальной ценой газа. Это была себестоимость, возвращенная российскому монополисту. А прибыль тандему "Газпром"-„Нафтогаз“ еще предстояло заработать и поделить. По традиционной схеме: 51% кураторам Газпрома, 49% кураторам „Нафтогаза“.

В этой схеме было лишь одно „но“ — для выполнения своих обещаний, данных „Газпрому“, Юлия Тимошенко должна была победить на президентских выборах. Должна была, но не победила. Судя по всему, и в „Газпроме“, и в штабе Тимошенко еще на момент заключения взаимозачета оценили риск возможного проигрыша на выборах. И потому заложили под схему мину замедленного действия: ею стал судебный иск RosUkrEnergo к правительству Украины, которое — по поручению Тимошенко — приняло решение не упоминать в суде о причастности „Газпрома“ к созданию торгового дома.

Так как иск в Стокгольмский суд мог быть подан только по воле мажоритарного акционера RosUkrEnergo, „Газпрома“, легко можно понять, как планировалось развитие ситуации. Победи Тимошенко на выборах — и иск RosUkrEnergo был бы отозван либо проигран. В случае же проигрыша Юлии Владимировны в президентской гонке — что и произошло — судебный процесс должен был завершиться и завершился в пользу „Газпрома“. Который на желании Юлии Владимировны переделить рынок торговли газом смог еще и заработать.

Ведь возврат НАКом денег за 12,1 млрд. кубометров газа (где 1,1 млрд. кубов — штрафные санкции, которые, возможно, положены лично Дмитрию Фирташу за полученные в ходе газовых войн потрясения) означает лишь одно: вернув за этот газ RosUkrEnergo деньги в размере 1,7 млрд. долл., НАКу все равно придется выкупить его обратно, заплатив торговому дому по текущим ценам, как минимум, на 1 млрд. долл. больше.

1 миллиард долларов прибыли торгового дома RosUkrEnergo, который вынут из карманов украинских граждан и разделят между собой „Газпром“ с российской стороны и Дмитрий Фирташ с другой стороны. И остается лишь догадываться, как эти деньги будут поделены между господином Фирташем и руководителями Украины и России.

Александр Дубинский, ТСН