Как в Украине торгуют оружием
Коррупция, секретные контракты, загадочные смерти топ-менеджеров – это не сюжет очередного западного сериала, а реальность украинского оружейного бизнеса.
Наиболее типичным представителем компании из этой весьма специфичной сферы бизнеса является «Укринмаш» — ныне ведущий спецэкспортер оружия в Украине…
Основанная в начале 1990-х компания для продажи излишков вооружения и снаряжения в 1996 году «ушла» под крыло «Укрспецэкспорта». Тогда же и оформилась некая триединая картина украинского экспорта оружия. Разрешение от государства получили только фирмы, которые были закреплены за разными ведомствами: «Укринмаш» — за Министерством промышленной политики, «Укроборонэкпорт» — за Министерством Обороны и «Прогресс» — за Главным Управлением Разведки.
Эти компании работали практически не пересекаясь на трех сегментах оружейного рынка: продажа старых советских вооружений со складов Министерства Обороны; выпуск и продажа современных вооружений, а также научных разработок. Причем стоит различать две сферы – легальные и теневые поставки.
Примерно такой же расклад сохраняется и поныне, хотя тот же Виктор Янукович попытался сломать систему, отдав команду закрыть «Укринманш» якобы за очень большую самостоятельность в принятии решений. Однако даже Януковичу, который достаточно жестко контролировал вертикаль власти, этого не удалось. В итоге появился такой «монстр» как компания «Укроборонпром», причем остальные фирмы также и продолжали свои фактически независимое «плавание». Хотя конечно формально все контракты подписывает руководство «Укроборонпрома», при этом отследить деятельность собственно «Укринмаша» стало практически невозможно.
Деятельность «Укринмаша» весьма прибыльный бизнес – за короткое время менеджеры смогли наладить сотрудничество прежде всего с Российской Федерацией, а также Монголией, Китаем, Шри-Ланкой и Кубой. Объемы деятельности почти не попадает в СМИ, автору известна единственная реальная цифра – за 2013 года компанией были заключены контракты на 18,3 миллиона долларов США, из которых 2,75 млн составили чистую прибыль. Наиболее прибыльным направлением стало сотрудничество с «Харьковским Конструкторским Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова», которое является ведущим украинским предприятием, специализирующимся на создании танков и другой бронированной гусеничной и колесной техники. Именно через «Укринмаш» харьковчанами был заключен контракт с польской «Mista» на продажу лицензии на легкую бронемашину «Дозор-Б».
Однако это только одна сторона деятельности фирмы. По западным данным «Укринмаш» долгое время является одним из ведущих поставщиков оружия и боеприпасов на международный «серый» оружейный рынок. Фактически под флагом компании действовало государство, которое официально не могло продавать оружие государствам, которые находятся под международными санкциями, непризнанные мировым сообществом или просто невозможно по моральным принципам.
Еще во времена президента Кучмы «Укринмаш» наладил сотрудничество с Ливией, которое продолжилось и в 2011 – 2013 годах, когда в стране бушевала гражданская война и государство попало под санкции ООН. Большинство поставок осталось глубоко в тени, однако есть по крайней мере один случай, который стал достоянием общественности. В 2011 году в Греции по пути в Ливию было задержано судно под флагом Сьерра- Леоне с грузом боеприпасов. Груз принадлежал «Укринмашу», причем в ходе расследования выяснились весьма пикантные подробности. Украинская компания купила его у албанской «Military Export Import Company», а затем с помощью армянского брокера по документам официально продала Объединенным Арабским Эмиратам. Хотя, естественно, не знать страну – конечного получателя груза украинские менеджеры просто не могли.
Западные источники утверждают, что именно поставки неуправляемых ракет и бомб из Украины для МиГ-21 ливийских ВВС смогли переломить ход боевых действий в июле 2014 года под Мисратой. По крайней мере, именно зафрахтованный украинский Ил-76 с грузом оружия приземлился20 июля в Бенине.
С 1990-х годом «Укринмаш» активно сотрудничал с стратегическим союзником России в арабском мире – с асадистской Сирией. За это страна подвергалась активной критике со стороны американской администрации. По данным Wikileaks, «Укринмаш» еще при Ющенко активно заключал контракты с Сирией и Йеменом. На сегодняшний день неизвестно продолжилось ли сотрудничество после 2011 года, когда в Сирии началась гражданская война.
В 2006 – 2008 года несмотря на эмбарго ООН «Укринмаш» подписал три контракта на поставку оружия в Южный Судан, который на тот момент был еще формально частью Судана. Украинская компания поставляла танки Т-72, установки РСЗО БМ-21 «Град» и системы ПВО. Эти поставки стали известны мировому сообществу после того, как сомалийские пираты захватили судно «Фаина» под флагом Белиза с 33 танками. Несмотря на то, что формально контракт был заключен с правительством Кении, всем было понятно, куда шло оружие.
В 2008 году Министерство обороны Боснии и Герцеговины продало 100 тысяч патронов Украине, однако как свидетельствуют западные источники, вся партия ушла прямиком в Демократическую Республику Конго, куда поставлять оружие и боеприпасы в мировой практике считается «дурным тоном» из-за практически непрекращающихся боевых действий и геноцида мирного населения.
Обратной стороной полулегальной деятельности компании является судьба ее топ-менеджеров. С декабря 1991 года возглавлял государственную хозрасчетную внешнеторговую инвестиционную фирму «Укринмаш» возглавлял Борис Марусич. Однако после выборов 1994 года у него начались серьезные проблемы с «сильными мира сего», точку в которых поставило весьма специфичное дорожно-транспортное проишествие 24 апреля 1999 года, в котором он загадочным образом погиб. На место Марусича пришел коллега Кучмы по работе в «Южмаше» Владимир Дудко. Естественно, миллионные потоки от продажи оружия потекли в «нужные карманы».
Естественно, что каждый новый президент, который претендовал на свою долю в оружейном гешефте в первую очередь менял директора компании. Так, с приходом Януковича по протекции Министра обороны Украины Лебедева был назначен некий Станислав Хош. Заручиться поддержкой министра уроженцу г. Севастополя Хошу было просто — помогли давние бизнес отношения их семей. Не секрет, что Лебедев до назначения Министром обороны Украины был крупным строительным бизнесменом в Крыму, да, собственно, и после назначения не перестал им быть.
Под чутким руководством П.В. Лебедева, который являлся «смотрящим» по ВПК от Александра Януковича, еще один Хош (младший брат Денис (1985 г.р.) был назначен одним из руководителей департамента реализации имущества МОУ. Под их чутким руководством Хоша и Лебедева стала усиленно распродаваться военное имущество, при этом основную роль стала играть Российская Федерация. Самым ярким примером такой антигосударственной деятельности стало подписание контракта на обслуживание Ми-17 и Ми-171 ВВС северного соседа по весьма смешным ценам.
После победы Евромайдана в структуру пришел Анатолий Майборода, человек проработавший в структуре очень долго. Однако уже в сентябре 2014 года он был снят со скандалом. Он естественно попытался представить себя как жертву интриг коррупционной системы. Однако по факту его убрали за поднятый в СМИ скандал с продажей армейского вооружения на внутреннем рынке. Так, известно, что «Укринмаш» в первом полугодии 2014 году продал 35900 автоматов АКМ (калибр 7,62 мм), 1237 гранатометов РПГ-7В, почти пять тысяч авиационных ракет, 60 противотанковых ракетных комплексов «Фагот». Куда ушло это оружие не знает никто – купили ли его волонтеры для вооружения добровольческих батальонов, про-российские террористы на Донбассе или вообще оно ушло в другие страны.
Решение продавать оружие на внутреннем рынке во время внешней агрессии и боевых действий вообще «не лезет ни в какие ворота». В любой цивилизованной стране с началом боевых действий Кабинет министров должен был принять решение о прекращении каких-либо продаж оружия и боевой техники как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и направить все эти ресурсы для обеспечения тех, кто борется с агрессором. Но правительство не только не остановило процесс растаскивания военного имущества, но и фактически поощрило его.
За первое полугодие 2014 года Министерство Обороны отчиталось о реализации военного имущества на сумму в почти 84 млн грн. Из этой суммы предприятия-посредники, уполномоченные правительством, «срубили» почти 3,5 млн грн в качестве комиссионного вознаграждения, а более 17 млн ушло на «организации продажи» этого имущества. Самое циничное то, что фактически это оружие и имущество в большинстве своем было куплено волонтерами на средства простых людей, которые активно жертвовали свои кровные.
По словам известного волонтера Светланы Зварыч, занимавшейся в 2014 году обеспечением батальона «Азов», ей неоднократно приходилось сталкиваться с посредниками, приторговывающими техникой и оружием Минобороны: «У самого Министерства обороны мы ничего не закупали. А вот у его посредников — да. Из последнего — путепрокладчики БАТ-2, траншейные экскаваторы МДК-3, а также инженерные машины разграждения ИМР. Это инженерная техника, крайне необходимая для расчистки блокпостов и обезвреживания мин. Командир батальона «Азов» Андрей Билецкий поручил найти и доставить БАТ-2 и ИМР на восток. Мы начали поиск. Уже после первых двух наших звонков на телефоны, опубликованные на «автопродажных» сайтах, на нас вышли продавцы и предложили необходимую нам технику по 20 тысяч долларов. При этом продавцы признали, что машины стоят на учете Министерства обороны Украины. То есть, мы должны заплатить по 20 тысяч долларов за каждую единицу и затем самостоятельно получить эти БАТ и ИМР у Министерства обороны.
Полтора месяца назад, в ситуации полной безысходности, мы так купили у посредников БРДМ-2 за 18 тысяч долларов, а тягач МТЛБУ за 14 тысяч долларов. Циничность этой сделки заключалась в том, что «продавцы», зная, что каждая наша копейка — из пожертвований, требовали оплату только наличными и только в долларах. А выхода у нас не было».
Вместо Майбороды был назначен Леонид Крючков, против которого активно выступал коллектив фирмы, считая его запятнанным в коррупционных схемам предыдущего руководства.
При нем «Укринмаш» сосредоточился на закупке оружия за рубежом для нужд силовых структур. При нем были подписаны несколько контрактов, некоторые из которых вызывали серьезное «бурление» в обществе. Таким стал, например, контракт на поставку 25 бронеавтомобилей «Саксон» британского производства 60-х годов. Хотя первоначальный скептицизм на сегодняшний день сошел на нет, во многом благодаря тому, что военные нашли достойное применение этим раритетам, однако «осадочек» остался. Гораздо больше вопросов остается и поныне по закупке оборудования у американской компании «ATN Corporation», которая как раскопали журналисты, фактически оказалась «прокладкой», которая скупала российские и украинские образцы и продавала украинскому же государству. В тени остались более масштабные контракты с американскими компаниями «Defense Technology», «Barrett Firearms» и французской «Thales».
В итоге в октябре 2015 года кадровая комиссия госконцерна «Укроборонпром» выбрала генеральным директором одного из топ-менеджеров компании BRAIN Computers Сергея Слюсаренко. С его приходом связывают новую главу в деятельности компании. Будем надеяться, что выбор был сделан правильный…
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов. На фоне продолжающейся дискуссии как на Западе так и у нас о возможности поставок летального оружия, весьма правильным и своевременным выглядит один из американских тезисов, который гласит, что Украина вполне может сама обеспечить свою армию современным оружием, но для этого нужно навести порядок как в самом военно-промышленном комплексе, так и в сфере экспорта оружия…
По материалам: sled.net.ua