Как украсть Киев?

676

Пока киевляне возмущаются систематическим разворовыванием Киева в исполнении отцов города, столицу растаскивают не менее системно и более безнаказанно малоприметные чиновники в нарукавниках – начальники всяческих управлений и служб, годами и десятилетиями сидящие на своих местах. Олицетворением таких «тихушников» являются, например, руководители юридической и кадровой служб Киевгорадминистрации. Эти граждане преклонного возраста с последней сменой руководства и скандалами вокруг грандиозных хищений команды Черновецкого даже ушли было на пенсию, но потом вдруг вернулись под крыло Попова. Ибо они неуязвимы. Со сменой мэрских команд они десятилетиями остаются у корыта, неприметно эксплуатируя отработанные годами схемы безнаказанного разворовывания земель и имущества. О таких как они не принято писать, но мы напишем.


Предмет воровства

Итак, что можно украсть в Киеве, находясь на нужной должности и обладая навыками обогащения без угрозы уголовного преследования? Да все: землю, коммунальное имущество, квартиры из жилфонда города. К этому добавим немалую мзду за легализацию незаконного строительства, установку МАФов, пр.

Исполнители

Согласно устоявшемуся мнению, главные жулики-расхитители столичных богатств – это мэр и его ближайшее окружение. Что верно лишь отчасти, а по большому счету – не верно. Да, руководящее звено крадет масштабно, по-беспределу, гектарами и миллионами. Но, во-первых это чрезвычайно рискованно. Ведь придёт новая власть и все экспроприирует, чтобы украсть себе. А оставшемуся не у дел вору-градоначальнику светит тюрьма и прочие неприятности в виде возврата уворованного и уплаты отступного прокурорским и прочим деятелям. Пример поющего мэра Черновецкого – более чем убедителен. Вы думаете это стало уроком для его нелегитимного приемника Попова? Нет, конечно. К тому же, Попов, как свидетельствуют наши источники, ну очень не самостоятелен в своих действиях. Для этого, собственно, он и нужен, чтобы крали кукловоды, а отвечал Попов со товарищи.

Но все это – верхушка коррупционного айсберга. А под водой, скрытые от взора общественности, «органов» и «смотрящих» от власти – серые кардиналы, которые десятилетиями воруют незаметно, по-крошечке…

Методы работы

Организаторы подобных схем никогда и нигде не светятся – это их основной принцип выживания. У них зачастую нет роскошной недвижимости и элитных авто-катеров-бриллиантов. Люди тихо и сытно живут, отдыхают на багатых курортах, посещают дорогие рестораны, отправляют детей в зарубежные вузы и пристраивают на жирные должности. Если вдруг по случайности их афера становится достоянием гласности, они тут же залягут, уйдут в тень, откажутся от своего плана… чтобы украсть все годы спустя, но «без шума и пыли». Яркий пример: нелегальное строительство в центре Киева на углу Хмельницкого и Пушкинской. После волны возмущений киевлян здание якобы по настоянию Попова передали громаде Киева под организацию музея. Народ утешился – самостройщики побеждены! Только почему-то никто не удивляется, что самовольное строительство продолжается, на месте скверика в центре столицы все-таки вырастет еще одно здание. К тому же, нигде не было упоминаний о возбужденных уголовных делах по поводу самовольного уничтожения сквера, возведения здания… И еще: никто не поинтересовался компенсациями фирме-застройщику, которая якобы подарила Киеву здание, которое она самовольно строит, и которое следовало бы снести. А ведь можно совершенно определенно гарантировать, что компания получила от горсовета очень жирную компенсацию, которая с лихвой перекрывает понесенный ущерб. И это – не единичный случай. Вспомните скандальную стройку под стенами театра оперетты вблизи центрального стадиона. Стройку снесли, застройщику опять же предоставили другие площадки под застройку, но никто не ведает во сколько это обошлось бюджету города и почему не наказан ни один человек, который выдавал разрешения на это противозаконное строительство.

Контроль

Поскольку около половины экономики и финансов Украины находится в тени, то должна существовать и четко работающая система контроля и «налогообложения» теневого бизнеса, в том числе коррупционного. И она действительно неплохо функционирует – эффективнее официальной. Однако и здесь есть бреши и «неучтенка». Если вы думаете, что из кресла городского руководителя и его замов все видно и им все известно о творящемся в городе беспределе – глубоко заблуждаетесь. Ибо они, по большому счету, дилетанты. Все работают не так долго, в нюансы хитрого и сложного, глубоко коррумпированного городского хозяйства до конца не вникли, да никто и не хочет, чтобы они вникали. Потому что есть такие монстры, которые засели в городских службах со времен царя Гороха и обведут вокруг пальца любого попова-черновецкого. Есть, конечное, у Попова соответствующие службы, которые должны и могут выявлять подобных тихих аферистов, докладывать, направлять материалы куда следует для возбуждения дел. Только на каждую такую справку для ознакомления первому лицу, заинтересованные чиновники подсунут десяток пояснительных записок, в которых все будет подано в совершенно ином свете… А Попов прислушивается ко всем, да и не свободен он в своих решениях. Ведь зачастую оказывается, что в описанной схеме торчат уши чьего-то ставленника, которого даже Попов не может тронуть…

К тому же мэр и его контролеры видят гектары земли, которые могут украсть, многоэтажные здания в самом центре города, но не замечают одну-две бесхозных сотни, маленький ларек и пристроечку. Пока первые лица бодаются за гектары на Печерске, скромные чиновники, которые не попадают под прицелы фото-видеокамер, растаскивают Киев в розницу: пару соток под один МАФ, полсотки – под другой.

Палатка превращается… в супермаркет

Вначале на газоне или пешеходной зоне образуется некий бермудский треугольник: огороженный участок земли. Со временем люди привыкают к тому, что здесь ходить нельзя. Через несколько месяцев на нем появляется палатка. Целый сезон из нее ведется небойкая торговлишка пирожками-газировкой. Потом появляется бригада шабашников, которая обносит брезентовую палатку шестью. Позже вокруг жести выкладывают кирпичную стенку, со временем над ней появляется основательная крыша. Все эти этапы сопровождают невидимые маленькие чиновники: один за мзду малую закроет глаза на появление палатки, другой вопреки законам и логике подпишет разрешение на торговлю напитками, третий организует договор аренды земли. Все это – не бесплатно. Все – с нарушениями действующего законодательства. Но результат получается поразительным.

Следующий этап – легализация постройки через суд. Здесь тоже обо всем договорились: украинские судьи очень податливы и слабы по части получения «благодарностей». Если недвижимость легальна, значит нет иного пути, кроме как узаконить находящуюся под ней землю. Мы описываем схему очень общо. В действительности схем много, но главная цель одна: приватизация земли. После этого при некоторой расторопности, щедрости на взятки и наличии нужных связей на месте палатки можно возвести хоть небоскреб.

Яркий пример реализации такой схемы – трансформация в течение нескольких лет одной брезентовой палатки в капитальное строение площадью свыше 1400 м.кв. Называется эта афера «Рынок у метро «Лесная», принадлежащий «Левадия групп». Как в этом конкретном случае, так и в общем срок превращения невзрачной палатки в капитальное строение с приватизированной землей – 2-3 года. В таких делах спешка не нужна. Подложили руководителю на визирование документик – пусть отлежится, потом его по второму кругу подложат, глядишь, начальник и подмахнет – за мзду, естественно. Если начальство сменилось «вечный» клерк в нужный момент протолкнет документ на согласование новому боссу, мол все ведь уже договорено, остальные начальники подмахнули – бояться нечего, тем более, что благодарность гарантирована.

Рынок на метро «Лесная» - это классический пример полного беспредела. Даже невооруженным взглядом видно, что здесь нарушены все возможные и невозможные нормы и правила гигиены, безопасности, организации движения транспорта и пешеходов. В самом центре крытого павильона высится опора высоковольтной ЛЭП. Подходы к метро фактически блокированы: любое ЧП, давка – и человеческих жертв не избежать. Куда же смотрят многочисленные проверяющие инстанции, прокуратура, милиция? Известно куда – в свой оттопыренный карман, готовый принять «благодарность».

Но почему они не боятся, что за все придется когда-то ответить? Очень просто: никто ни за что не ответит – схема отработана до блеска. Решения принимаются коллегиально. Те, кто мог бы сейчас прикрыть лавочку одним росчерком пера инспектора, никогда этого не сделают, т.к. противозаконные разрешения выдавали начальники тех самых проверяющих и визирующих инстанций.

Людей портит квартирный вопрос

Отдельная статья доходов и махинаций – продажа коммунального жилья за полцены. Вообще-то жилье из коммунального фонда предназначено для нуждающихся очередников: многодетных семей, инвалидов, ветеранов… Но за половину рыночной стоимости квартиры любой желающий может стать и инвалидом и ветераном. Дело поставлено на поток, но не в тех масштабах, что ворует руководство города. В каждом районе столицы таким образом продается по 1-2-3 квартирки в год. На круг получаются миллионы. Провалы в таких случаях почти исключены. Пожалуй, единственный известный случай, когда аферисты погорели – это история с выдачей квартиры по поддельному удостоверению инвалида. Однако и там организаторы аферы не пострадали: решение о выдаче принималось коллегиально, виновные в том, что была принята поддельная справка, не обнаружены…

Известен иной скандальный случай, когда продали квартиры в отселенном доме, подготовленном под снос. Виновных тоже нет… А все потому, что схемы организовывают неприметные клерки, которые годами контактируют между собой минуя руководство, которое занимается деребаном совсем иного масштаба. У начальства объемы воровства иные, но и риски тоже.

Сколько крадут у киевлян неприметные клерки из горадминистрации – не подсчитает никто. Можно лишь спрогнозировать, что объемы их афер сопоставимы с объемами, которыми ворочают первые лица. Как говорится – хватает всем. Просто начальство всегда находится под пристальным вниманием общественности и прессы, время от времени становится участниками коррупционных скандалов, а мелкие неистребимые клерки практически всегда в тени, они почти ни чем не рискуют и неплохо себя чувствуют.

По материалам: tema.in.ua