Как создаются комиссии перед выборами
Тема, о которой пойдет речь, к сожалению, у нашего брата-журналиста не в чести — скучно. Надо вникать. Надо читать закон, наблюдать процесс и, что особенно трудно, рассказывать аудитории понятным языком о том, почему правила нарушены или почему эти правила неправильные. Ну кому это интересно, скажите, как формируются участковые комиссии? Кроме кандидатов, конечно. Поэтому, если кандидаты заявят что-то — новость появится. И то не всегда — кандидаты, как и СМИ, у нас разные. Но если заплатят — то обязательно. У нас же свобода слова!
Простой вопрос: вы бы пошли отовариваться в магазин, зная, что там вороватая продавщица, которая может вас обсчитать? Конечно, нет, а если бы выбора не было — пересчитали бы, не отходя от кассы.
Почему мы ходим на выборы, совершенно не заботясь о том, кому и как доверено считать наши с вами голоса? Некоторые из членов участковых комиссий выступят еще и в роли инкассаторов наших голосов — повезут протоколы в окружкомы. Где тоже сидят люди, для большинства избирателей непонятно как назначенные на эту ответственную работу, — окончательно документировать, если можно так сказать, наше с вами волеизъявление.
Конечно, все мы помним приписываемое Сталину крылатое выражение: неважно, как проголосуют, важно — кто и как посчитает. А большинство наших политиков и живут по этому завету, поэтому в законе о выборах есть замечательная норма, гарантирующая применение абсолютно жульнических схем для фальсификации при подсчете голосов. Получить перевес своих людей в комиссии можно двумя путями: откровенно уголовным — прямым подкупом чужих членов, или шулерским — завести своих членов от имени других субьектов выборов. Они не в дефиците. В выборах-2012 принимают участие представители 87 партий, при этом по спискам — только 22. Признаками технических, на наш взгляд, обладают не менее 40 партий, еще с пяток можно назвать индивидуально-техническими — они «ведут» несколько, а то и одного более-менее известного кандидата-мажоритарщика или являются чисто региональными (в смысле географии) проектами.
Для участия в забеге технических кандидатов и партий, о существовании которых вы с удивлением узнаете во время выборов, у нас никаких фильтров закон не ставит. Поэтому те, кому повезло в жеребьевке в ЦВК по формированию окружкомов, наравне с парламентскими партиями получили квоту на присутствие во всех 225 ОИК. Причем по квотному принципу им достались и по 12–13 должностей председателей комиссий, их замов и секретарей.
Например. Христианско-демократическая партия Украины (созданная 20 лет назад нынешним регионалом Виталием Журавским): списка нет, три мажоритарщика — 218 членов ОИК.
Всеукраинское политобъединение «Єдина родина» (партия Ржавского) выставила единственного кандидата — предпринимателя из Евпатории — и обеспечила себе «ветку» в 212 членов окружкомов.
Партия «Молодь до влади». Один мажоритарщик — лидер партии — обеспечил 223 члена ОИК. (Правда, не все смогли: в Кременчуге секретарь окружкома №146 В.Лашко, выдвинутая партией «Молодь до влади», сообщила журналистам, что находится в преклонном возрасте, не умеет пользоваться компьютером и не сможет выполнять роль секретаря комиссии, поэтому написала заявление.) И так далее.
Квоты партий-техничек в окружных и участковых комиссиях по всей стране — дорогой товар. На языке тех, кто покупает-продает, квотные места от одной партии называются «ветка». Цена «ветки», по данным крымских источников, в этот сезон колеблется в районе миллиона долларов. Но продается только квота и временно — печать. Люди, чьи документы были поданы при регистрации и жеребьевке, затем сменяются на доверенных и проверенных (см. обилие соответствующих постановлений ЦИК) или приглашенных за вознаграждение (объявления «нужны люди для работы в УИК» в Интернете — в избытке). На уровне завистливых слухов циркулирует информация, что один расчетливый крымский политик «зарядил» 15 технических партий, из которых жеребьевку в ЦИК прошли четыре. И, будто бы вложив в предприятие 400 тыс. долл., в результате продажи четырех «веток» якобы получил четыре миллиона дохода, из которого еще надо вычесть гонорары партийным функционерам.
Но не только деньгами измеряется польза от партнерских отношений с техническими партиями. Ими можно поменяться на снятие конкурента. Или, если покупатель умеет ценить товар и остро в нем нуждается, можно получить и бонус.
Топ-новостью недели в Крыму несомненно стало беспрецедентное (пока) явление: кандидат от Партии регионов по симферопольскому округу №2, депутат ВР Крыма Александр Баталин подал заявление в ЦИК о снятии своей кандидатуры. Его основной соперник — также крымский депутат Лев Миримский, лидер партии «Союз», ранее уже дважды избирался нардепом от этого округа. Собственно, это один из немногих округов, где у партии власти были большие проблемы с проходимостью ее кандидата. За этот округ шла настоящая война: от грязных медиакампаний до невиданной активности технических кандидатов-минусовщиков, приглашенных из Запорожья и Киева. Президент в разгар кампании присвоил Баталину звание Героя Украины, в округ пошли бюджетные деньги, автобусы, газопроводы и т.д. После жеребьевки по формированию участковых комиссий в окружной была и попытка «переворота»: в руководстве комиссии — все люди Миримского, правда от различных технических партий, поэтому другая часть окружкомовцев во время перерыва попыталась провести свое заседание и утвердить свои составы УИК. Скандал, нарушение сроков формирования комиссий, милиция, международные наблюдатели — в общем, отбился Миримский.
Всю эту неделю Александр Баталин был на людях: детские площадки дарил, учителей поздравлял. И вдруг — новость из ЦИК о самоснятии. А объяснение — через страничку в Фейсбуке другого кандидата-регионала: ушел из-за проблем со здоровьем. Таким будет и официальное объяснение причин снятия кандидата, говорят источники в ПР (на момент сдачи материала его еще не было). Собеседники утверждают, что решение принималось в центральном штабе, что крымский премьер Могилев был против и пытался добиться встречи с президентом. И суета в Крыму была большая — сопротивлялись до последнего, якобы по замерам штаба Баталин на 15 процентов обходил соперника. В общем, получилось некрасиво. Для Могилева в большей степени, конечно. Могли хотя бы как-то обставить, на больничный уйти, что ли…
Версия одна: три-четыре «ветки» в комиссиях по всей стране гораздо дороже одного крымского депутата. Тем более с трудом верится, что Миримский будет голосовать солидарно с оппозицией. У бизнеса свои мотивы.
Теперь от этого частного яркого примера эффективности технологии для одних, перейдем к побочным результатам, которые получили другие. По данным Киевского регионального штаба Объединенной оппозиции «Батьківщина», на 5 октября в столице не начали работу 462 участковые избирательные комиссии в 13 избирательных округах. Основная причина срыва первых заседаний, которые должны были состояться не позднее 29 сентября, — отсутствие кворума, поскольку больше половины состава комиссии члены ОИК организовать не могут из-за фиктивности и некорректности документов, поданных партиями. Какими? Да теми же — техническими. Как уже говорилось, «ветки» продаются квотами, людей живых там может и не быть. Их партии-покупатели должны обеспечить сами. Вот и срываем сроки, пока пройдет замена.
В общем, своих надо иметь. И некоторые политические силы подошли к делу партийного строительства основательно, использовав, так сказать, подручный материал. Изучая списки партий, имеющих признаки технических, мы обнаружили целую ведомственную партию. Нет, это не возрожденная партия железнодорожников времен покойного Г.Кирпы. Это новая, хоть и на старой «зеленой» идее — партия «Зеленая планета». Ее огромный билборд красуется в самом сердце родины — на Майдане, на фасаде Федерации профсоюзов, то есть признак благосостояния партии демонстрируется открыто. И даже очень смело, потому как список партии представлен большим количеством бюджетников. Во главе с председателем Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей Сергеем Ореховым. Там же его первый заместитель Соколова и еще полтора десятка сотрудников и руководителей из центрального аппарата и региональных управлений Госпотребинспекции Украины, которая подчинена Министерству экономики и торговли Украины. Только Петр Порошенко тут, наверное, ни при чем — С.Орехов родом из Макеевки, и представителей этого знакового для Крыма города в списке также находим. Но главная наша находка в другом. В структуре ведомства есть госпредприятия и различные серьезные институты, сотрудники которых, включая гендиректоров и их заместителей, массово не только вступили в партию, но и были удостоены массового представительства в ее избирательном списке. Больше других идеи «Зеленой планеты» овладели сотрудниками ГП «Укрметртестстандарт». В списке партии из 225 человек присутствуют 86 сотрудников этого госпредприятия.
Но это не все. Есть при Минэкономики еще и «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества». И он представлен в партийном списке 40 сотрудниками разного ранга и должностей. То есть, если партия выиграла бы выборы, целые институты оказались бы безлюдными. Кстати, «Зеленая планета» оказалась везучей — выиграла жеребьевку и имеет свою «ветку» в 225 членов ОИК.
Не будем задаваться вопросом: добровольно ли сотрудники госструктуры и госпредприятий влились в партию во главе с председателем госинспекции. Он — риторический, а такие примеры не одиноки. Админресурс в эту кампанию зашкаливает. Но важно найти ответы на вопросы: как подобные проекты будут использоваться до конца выборов и как противостоять таким технологиям сегодня и в будущем — на законодательном уровне? Сегодня же констатируем: в парламентской гонке в Украине пока что побеждает политическая коррупция.
По материалам zn.ua