Как простили сепаратиста Луценко

924

Министр внутренних дел Арсен Аваков пытается через СМИ донести свое видение разрешения ситуации с вопросом коллаборационизма и амнистии на Донбассе. Однако в СМИ последние месяцы активно тиражируется другая история сепаратизма, причем с ней оказался связан нынешний генпрокурор Юрий Луценко.

Почти два года назад парламент назначил Луценко генеральным прокурором, экстренно переписывая под него закон о прокуратуре, так как тот не имел никакого отношения ни к этому органу, ни к юриспруденции. При отсутствии юридического образования он возглавил ГПУ – эта история известна всем. Но это не первый случай, когда парламент принимал закон конкретно для Луценко. Так еще 21 февраля 2014 года парламент принял знаменитую амнистию для участников Майдана. Эта тема вновь всплыла в связи с делом Ивана Бубенчика, который открыто заявил что лично убивал сотрудников МВД 20 февраля. После этого и выяснилось, что в указанном законе имеется целое положение лично под Луценко. Это положение вывело нынешнего генпрокурора из-под серьезного удара, ведь его могли привлечь к ответственности по статье 110 УК Украины – данная «сепаратистская» статья известна многим, ведь она предусматривает наказание за призывы к нарушению территориальной целостности. Так в законе «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, имевших место во время проведения мирных собраний…» имеются переходные положения и именно там персонально Луценко прощают. Действие этого закона касаются уголовного производства, открытого против него за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Получается что закон, предусматривающий уголовную ответственность, действует избирательно – одних сепаратистов привлекают к ответственности, других прощают.

Каким же образом будущий глава генпрокуратуры оказался впутан в такое уголовное дело по достаточно тяжкой статье? Во время противостояния на Майдане на Луценко было открыто сразу несколько уголовных дел. Можно найти даже упоминание о том, что его планировали арестовать прямо в его день рождения 114 декабря 2013 года. Тогда Луценко участвовал в захвате спецмашины СБУ, стоявшей возле Европейской площади. Впрочем, звездой той истории стала Татьяна Черновол, прыгающая по машине спецслужбы и оказывающая силовое воздействие. Однако тогда Луценко не предъявили ни подозрения, ни тем более не было ареста. Дело было открыто по факту препятствия сотрудникам правоохранительных органов в ходе выполнения служебных обязанностей. Позднее Луценко поучаствовал в еще одной драке под Святошинским судом в январе 2014 года – тогда он с рядом активистов пришел поддерживать «васильковских террористов», которым на заседании уже зачитывали обвинительный приговор. Тогда протестующие заблокировали автозак, и Луценко лично начал ругаться с командиром беркутовцев. В итоге все переросло в потасовку, а прокурор попал в скорую с разбитой головой. Правоохранители заявляли, что он тогда был нетрезв и его никто не бил. Луценко же заявил, что его побили именно силовики. Тогда было открыто несколько уголовных дел – и против участников протеста и против силовиков, причем тогда политик считался потерпевшим. А вот с историей с явным сепаратизмом и посягательство на конституционный строй, то никакого решения в едином реестре суд решений нет – все замели и подчистили.

В своем интервью 1 февраля 2014 года Луценко сам рассказал, что на него имеется целый ряд уголовных дел, в том числе и по сепаратистским 110 и 111 статьям и госизмене. В связи с чем были открыты эти дела политик не пояснил. Однако позднее в сети появилось письмо СБУ – спецслужба потребовала предоставить видеозаписи, на которых Луценко делал соответствующие высказывания на сцене Майдана 22 января 2014 года. По данным спецслужбы именно тогда он открыто призывал в насильственной смене конституционного строя и делал призывы совершить такие действия. Позже в СБУ отказали в производстве уголовного дела против Луценко несмотря на его выказывания. Сам он периодически высказывал в эфире, что лично заявлял о плане, по которому власть должна была перейти к народной раде, которая должна была сформировать большинства в парламенте.

Эта история с созданием «народной рады», которая впоследствии по планам Луценко должна была заменить Верховную Раду, уже позабыта, но в январе 2014 году представители тогдашней оппозиции обсуждали этот план на полном серьезе. Юридически такие обсуждения и сценарии вполне подпадают под сепаратистские статьи и фактически эти заявления стали прообразом программы, по которой начали действовать сепаратисты на востоке, заявляя свои народные собрания, народных губернаторов и т.д. легитимными органами. По планам оппозиции народная рада должна была выполнять полномочия парламента, а объясняли это тем, что законный парламент на тот момент был узурпирован Януковичем. Впрочем, по УК Украины все это вполне подпадало под попытку антиконституционных действий. Примечательно, что создание народной рады должно было проходить чуть ли не по такому сценарию, как потом проходили референдумы в Донецкой и Луганской областях, а именно через сбор подписей граждан. Впрочем, подобные идеи быстро исчезли с политического поля. Луценко разошелся в этих взглядах с представителями оппозиционной тройки – те заявили, что к подобным решительным действиям не готовы. Впрочем, сам Луценко заявил, что досудебное расследование все-таки было инициировано. В СБУ же заверяют, что никаких дел никогда не открывали, а политик просто пытался заработать себе политические баллы.

Тогда какое же уголовное дело было решено закрыть через разработанный под Луценко текст закона? Его адвокат говорит, что ни о каких делах не знает и что в законе об амнистии участников акции протеста информация о том, что против Луценко было подобное дело не соответствует действительности. Впрочем, эксперты считают что появление личного упоминания Луценко в этом законе связано с чем-то другим – возможно это просто ошибка, произошедшая революционном хаосе тех дней. Но с другой стороны это могла быть попытка политика вписать себя туда и действовать на упреждение, ведь закон принимался 21 февраля 2014 года – на тот момент Янукович еще пребывал в Украине и вероятно оппозиционеры тогда считали, что против них все еще может повернуться в другую сторону. Была ли это ошибка, опасения Луценко или попытка самопиара – вряд ли кто-то сможет ответить.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org