Как профессионально уничтожить предприятие

739

С января прошлого года дела института Укрэнергосетьпроект вдруг резко пошли на спад. Министерство энергетики и угольной промышленности поставило руководить этим стратегическим предприятием человека, в послужном списке которого не одно разваленное предприятие.
Что такое энергетика для Украины — вряд ли надо объяснять кому-либо из ее граждан. Необходимейшая отрасль и острейшая из проблем. Без тепла и электричества жизнь современного общества попросту прекращается. А в условиях войны с соседней державой проблема обладания энергией вообще выходит на первый план. А раз так – государство должно бы не то, что холить и лелеять успешные энергетические предприятия – оберегать их как ценнейший музейный экспонат. И подбирать качественные кадры на такие предприятия – это даже детям ясно. Это если в теории, а в жизни все происходит иначе.

За последние годы часть предприятий развалились. А часть, наоборот, продолжают работать. Дело в грамотном менеджменте и востребованности продукции. В этом смысле научно-исследовательским и проектным институтам пришлось тяжелее всего – предприятия не спешили расставаться с деньгами, которых и так мало, вкладывать их в проектирование и исследование чего-то нового. Но постепенно все стало налаживаться. Часть институтов превратилась в банальные бизнес-центры, зарабатывает сдачей помещений в аренду. Но другая часть имеет заказы, платит зарплату, и даже умудрилась сберечь квалифицированные кадры. У таких институтов дела, хоть и не роскошно, но идут. Среди таких институтов до недавнего времени был и Укрэнергосетьпроект. Он разрабатывает проекты энергетических систем – линий электропередач, трансформаторных подстанций и прочее подобное. Учитывая важность всей энергетики вообще, институт уверенно держался на плаву и входит в число стратегических предприятий. Точнее, так было до декабря 2018 года.

Если раньше все директора Укрэнергосетьпроекта были выходцами из самого же института, что гарантировало их квалификацию и компетентность, то в декабре прошлого года директором неожиданно был назначен Валерий Щабельский. Так решили в минэнерго. Проблема в том, что Валерий Владимирович не является специалистом-энергетиком. Тем более, разработчиком. Поэтому его назначение стало громом среди ясного неба.
Если кто-то из сотрудников лелеял надежды на улучшение дел в институте и рост зарплат, то в последующий год имел возможность убедиться в беспочвенности ожиданий. Валерий Щабельский привел с собой своих ближайших подчиненных, например, бухгалтера. А затем с зарплатой стали происходить необъяснимые вещи. Она стала меньше, отчего у части сотрудников появилось желание уволиться. В дальнейшем оно только крепло, поскольку зарплату стали платить в конвертах, наличными. Причем, платили ее по частям и постоянно задерживали. Хоть так – все же лучше, чем совсем ничего. И к тому, что родное предприятие платит налоги и в пенсионный люди тоже привыкли. Поэтому вопросов о конвертах не задавали.

Дела становились все хуже. Заказы – как отрезало. Не совсем – иногда все же появлялись желающие заказать проекту некогда сильного института. Например, китайцы, которые лично приехали пообщаться, обсудить детали. Но в процессе обсуждения предложили абсолютно нереальные сроки выполнения. А директор как дилетант, не имеющий понятия о проектировании энергетических систем, сразу же и согласился. Мол, нет проблем, сделаем в лучшем виде. Китайцы покивали головами, похихикали про себя и уехали.

Люди стали увольняться из института. Специалисты создавали свои фирмы в надежде получить хоть небольшие заказы и зарабатывать самостоятельно. Понятно, что заказы будут поменьше, чем в институте – один узкий специалист не перекроет весь комплекс работ по большому заказу. Но это все равно будет больше, чем отсутствие зарплаты.

А тем временем в судах рассматривали иски о выплате задолженности по зарплате. Обычно их удовлетворяли и передавали в исполнительную службу. На сегодня только по зарплате и только за 2018-2019 годы открыто 24 исполнительных производства – подсказывает аналитическая система YouControl. Хотя этот список может оказаться и неполным. Но в процессе поиска там же, на портале аналитической системы YouControl, оказывается, что существуют исполнительные производства по искам фискальной службы. Иначе говоря, институт под руководством Валерия Щабельского не платил ни налогов, ни единого социального взноса. Валерий Щабельский элементарно «кинул» государство, доверившее ему институт и сотрудников, считавших, что институт платит отчисления с их зарплаты, в том числе и ЕСВ. Но оказалось, что в пенсионный фонд не поступало ни копейки.

Счета института были арестованы. Но институт все же стал участником нескольких тендеров на «Прозорро». Но там надо предоставлять справки об отсутствии задолженности по платежам в бюджет. А они, как мы видим, были, и немаленькие. Настолько, что счета института были арестованы. По нескольким исполнительным производствам взыскателем выступает главное управление ГФС в Харьковской области. Плюс судебная администрация – очевидно, при директоре Щабельском институту стало нечем платить судебный сбор, а количество исков постоянно прибывало.

Какие-то деньги все же удавалось выручить, какие-то работы институт делал. Но куда девались деньги – непонятно. До сотрудников они не доходили. До государства – тоже.

У института вдруг появились новые банковские счета. Раньше «Укрэнергосетьпроекту» хватало расчетного счета в УкрСиббанке. А в январе 2019 года оказалось, что счета были открыты в ОТП банке, ПУМБ и ПриватБанке. Это стало известно, когда полицией было возбуждено уголовное производство №12018220060000857 по невыплате зарплаты. И вопрос о дырке, через которую утекали деньги института отпал сам собой.

Институт пытался получить заказы через участие в тендерах на «Прозорро». Но для этого необходимо предоставить справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджет. А у Укрэнергосетьпроекта их было – как блох на собаке. Тем не менее институт в тендерах участвовал. И необходимые справки директор Щабельский предоставил.


Беглый поиск по сайту управления ГФС выдает результат – Наталья Светош, якобы подписавшая справки, работает в фискальной службе. Только ее должность – начальник Восточного управления, а никак не заместитель начальника ГУ ГФС. Второй подписант оказался однофамильцем и тезкой руководителя всей ГФС. Так совпало…

В ответ на запрос, выдавались ли фискальной службой эти справки, налоговики ответили однозначно: не выдавались. Обещают принять меры.

Новые счета, через которые выводились деньги, поддельные справки для тендеров – это далеко не все, что происходило при директоре Щабельском. Из институтского гаража куда-то пропали несколько автомобилей. Исчез архив института – сотрудники видели, как его грузили в какие-то машины, похоже, на макулатуру. Возникло еще много вопросов.

Трудовая биография Валерия Щабельского в последние два с половиной десятка лет связана исключительно с государственными предприятиями. В основном, с руководством ими. И если где Валерий Владимирович появлялся – там предприятие быстро приходило в упадок, становилось банкротом и ликвидировалось.

В 2002-м Валерий Щабельский был уволен с должности директора моторостроительного завода «Серп и молот». За время его руководства станки вывозились на металлолом, пропадало имущество. Его уход был обусловлен не его желанием или требованиями коллектива – прокуратура возбудила уголовное дело по статье 165 УК Украины – «Злоупотребление властью или служебным положением». Но после его увольнения завод уже не заработал. На месте цехов «Серпа и молота» остались руины. Впрочем, сейчас это уже пустырь, который, как говрят, будет застроен жилыми многоэтажками.

Подобная же судьба постигла и еще один завод, которым «поруководил» Щабельский – Харьковский электротехнический завод, ХЭЛЗ. Правда, он не был окончательно развален. Впоследствии стал акционерным обществом «Укрэлектромаш».

В 2011 году Валерий Щабельский пытался захватить Институт метрологии. Для этого он привел с собой людей в камуфляжной форме, которые ворвались в здание института, выломали двери и пытались захватить печати и уставные документы. Валерий Щабельский даже предъявил приказ о назначении его директором. Но при ближайшем рассмотрении приказ оказался копией, а оригинала не видел никто. Институт удалось отстоять благодаря сопротивлению сотрудников. И таких попыток было три. Ради его назначения из Киева приезжал представитель Госпотребстандарта Александр Сипко. Но внятно ответить на вопросы о законности назначения Щабельского не смог.
Аналитическая система YouControl подскажет еще пару предприятий, где «похозяйствовал» Валерий Щабельский. Институт «Южгипрошахт» сейчас находится в состоянии прекращения. В 2016 году его возглавлял Валерий Щабельский ОАО «Ходоровполиграфмаш»: статус юридического лица – прекращено. И тоже директор Щабельский.

Валерий Щабельский всю свою жизнь возглавлял предприятия, чтобы их уничтожить. Создавать ему не удается. ООО «Аттик», которое он создал у себя на родине в Ровеньках Луганской области в 1992 году также ликвидировано. Реставрационная деятельность не пошла…

Одна из модных тенденций – назначать руководителями предприятий людей, которые в их деятельности абсолютно ничего не смыслят – «эффективных менеджеров». Как Валерий Щабельский, который начал с реставрационной и оформительской деятельности, учредив с друзьями фирму «Аттик». А затем возглавлял то машиностроительные, то проектные, то метрологические предприятия. И все их успешно уничтожил. Но основная причина даже не в нем. Руководителя госпредприятия назначает министерство. А значит, в Киеве у Щабельского сидит свой человек, который и отправляет его на распродажу очередного завода или института. И раз уж эта «лапа» Щабельского прикрывается волей министерства, появляются очень неприятные вопросы именно к правительству.

По материалам: argumentua.com