Как на “борьбе с коррупцией” заработать деньги и похоронить репутацию

739

Как на “борьбе с коррупцией” заработать деньги и похоронить репутацию.
“Заслуженный журналист Украины” Роман Бочкала и возглавляемая им общественная организация “Стоп коррупции” фабрикуют и распространяют заказные лживые публикации и телесюжеты. Об этом 7 октября заявило руководство группы компаний «INDUSTRIAL INNOVATION GROUP» (IIG), ставшей жертвой клеветнической “джинсы”. Скандал побудил нас обратить внимание на этого яркого персонажа.
Смутное время возносит на высокие орбиты таких персонажей, которые в стабильных обществах не имеют и шанса занять в социуме сколько-нибудь значимое место. А уж тем более — претендовать на статус “совести нации”, не меньше.

Такие люди, быстро обзаведясь внешней атрибутикой популярного “общественного деятеля” (“майданная” риторика, показушный патриотизм и весомые связи в госаппарате), начинают публично вскрывать большей частью мнимые “заговоры” и “преступления”, деятельно “назначать” врагов — и все это на фоне оголтелого самопиара.

Отсутствие самокритики и моральной планки у такого рода персонажей (порою даже — на фоне имеющихся всякого рода официозных поощрений и наград) часто толкает их на скандальные авантюры и путь незаконного обогащения.

Да и пусть себе. Но жертвами такого рода “общественников”-”заробитчан”, как правило, становятся добропорядочные граждане, целые коллективы и компании с безупречной деловой репутацией. А в случае с “героем” нашей публикации — под удар поставлено и целое профессиональное сообщество в Украине — журналисты.

“Заслуженный” изгой

В Украине Роман Бочкала известен как военный репортер и “журналист-расследователь”, основатель ОО “Стоп коррупции”, “правозащитник”. А еще он — член Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ, входит с июня 2016 года). Он же — собиратель всякого рода “титулов”: “Серебряное перо”, “Телетриумф”, благодарности и отличия. Он же — обладатель совкового “Заслуженный журналист Украины” (2013 год).

А среди украинских и зарубежных коллег, в том числе из международной Глобальной сети журналистов-расследователей GIJN (объединяет представителей 76 стран) Роман Бочкала известен как двурушник и предатель ценностей этой авторитетной и влиятельной организации. Потому что именно Р. Бочкала и основанное им ОО “Стоп коррупции” (укр.: “Стоп корупції”) стали первым и единственным в истории GIJN примером изгнания из этого объединения влиятельных журналистов. Официальная причина — “непрофессионализм” и “конфликт интересов”.

Что же конкретно стало причиной изгнания Р. Бочкалы из GIJN?

«Стоп коррупции» была фактически исключена из GIJN (Global Investigative Journalism Network), причем это решение было подтверждено дважды.

Повторимся: это первый случай в истории глобального объединения, которое охватывает 177 организаций в 76 странах мира.

18 сентября 2018 года Совет GIJN единогласно проголосовал за исключение из ее состава «Стоп коррупции». Совет счел, что эта “правозащитная” организация чрезмерно вовлечена в политическую активность и потому утратила беспристратность, а также были факты, подтверждающие отсутствие журналистского профессионализма и конфликт интересов “правозащитников”. Апелляцию руководства «Стоп коррупции» на решение Совета рассмотрел комитет совета директоров GIJN 15 февраля 2019 года. Правление единогласно подтвердило решение об исключении группы. «Стоп коррупции» больше не является членом GIJN», — сообщил «Детектор медиа» Дэйв Каплан, исполнительный директор GIJN.

Исключение из GIJN — это гораздо больше, чем репутационные потери членов этой организации. Это констатация главной проблемы «Стоп коррупции» — продуцирование материалов, дискредитирующих всю работу журналистов проекта, который выходил в эфир на президентском (в то время) 5-м канале. И выходит поныне.

Грязь “на заказ”

“Расследования” Р. Бочкалы регулярно обвиняют в публикации заказных и даже клеветнических материалов. Причем обличителями выступают не только потерпевшие от псевдорасследовательской деятельности титулованого журналиста, но его же коллеги.

Вот лишь несколько характерных примеров, имевших широкий общественный резонанс.

Лоббирование интересов застройщика

Об этих подозрениях относительно проекта «Стоп коррупции» «Детектор медиа» писал почти в каждом мониторинге журналистских теле-расследований. Это касалось как отдельных сюжетов, так и сериальных тем, к которым «Стопкор» возвращался многократно.

Самая “долгоиграющая” тема — это скандальная застройка берегов озер-карьеров Небреж, Мартышев и Тягле на столичных Осокорках. Где местные жители требуют создания ландшафтного парка, а застройщик пытается возвести огромный жилой массив на месте рекреационной зоны, утвержденной Генпланом г. Киева. В итоге 31 января 2019 года Киевсовет разорвал заключенное еще в 2005 году соглашение об аренде земли с заказчиком строительства ООО «Контактбудсервис» из-за миллионных долгов компании перед городом и “неосвоения земельного участка в первые три года”. Но сколько за эти годы противостояний киевлян и нанятой застройщиками “титушни” пролилось слез и даже крови!

Пока местные жители боролись за сохранение берегов озер от застройки, проект «Стоп коррупции» был медийным адвокатом этой застройки и ее инвестора. Повествуя о последних сугубо в комплиментарной форме, даже когда в ходе одного из ожесточенных противостояний сознательных граждан и “титушни” полиция “повязала” вторую, да еще и с целым арсеналом оружия:


Но всего этого в сюжете “Стоп коррупции” не было. А было: обвинения активистов в нападении, лживая информация о якобы пострадавшем “охраннике”, увезенном в больницу; монологи представителя стройкомпании, работавшей вопреки запрету Киевсовета, и застройщика, поддержавших запрещенную стройку. Зато в кадрах не было ни активистов, ни полиции, разоружившей “титушню”, ни самой “титушни” …

Циничное игнорирование базовых стандартов журналистики объясняет происхождение ОО «Стоп коррупции». Общественная организация была создана по инициативе скандально известного Льва Парцхаладзе, который заработал свои капиталы именно на строительстве и “прославился” застройкой исторических мест в Киеве. Например, будучи еще депутатом Киевсовета, он отличился скандалом со строительством на улице Лютеранской 5-звездочного отеля к «Евро-2012» в 15 этажей. И это — рядом с Владимирской горкой! Тогда строительство остановили акции протеста киевлян, возмущенных вырубкой деревьев, которые держали склон. А когда Л. Парцхаладзе стал первым заместителем председателя Киевской ОГА, с ним связывали застройку 20 гектаров сельскохозяйственных земель под ЖК «Петровский квартал».

Своих связей Парцхаладзе и «Стоп коррупции» раньше не скрывали. В начале 2016 года, когда проект только стартовал, Роман Бочкала открыто говорил о Парцхаладзе как об инициаторе и даже основателе проекта: «Я поверил в стремление Киевской областной государственной администрации в лице первого заместителя КОГА Льва Парцхаладзе избавиться от коррупции. Мы много раз встречались, проговаривали наши цели, задачи и принципы. Для меня было важным, чтобы наше сотрудничество имело пассионарную почву».

Красивые слова о “пассонарности” оказались всего лишь ширмой, скрывающей взаимовыгодный тандем циничного, алчного застройщика и не менее циничного журналиста. Тандема, в котором Роману Бочкале отводилась роль организатора информационного прикрытия мошеннических сделок и проектов Льва Парцхаладзе и его партнеров. И что важно: “расследования” Романа Бочкалы, защищавшие частный бизнес Льва Парцхаладзе и направленные против рядовых киевлян, выходили на “президентском” 5-м канале.

Есть у “Стоп коррупции” и более глубокие связи с Л. Парцхаладзе. Директор проекта Тарас Лилик руководил коммунальным предприятием Киевского облсовета «Готово». Это предприятие, как и «Стоп коррупции», было создано при участии Парцхаладзе и активно ими же пиарилось. Когда же Парцхаладзе стал заместителем министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Тарас Лилик, который одновременно руководил Коммунальным предприятием «Готово» и ОО «Стоп коррупции», тоже перебрался в Минрегионстрой — на должность заведующего сектором проектов строительства по развитию центров предоставления административных услуг Департамента по вопросам проектирования объектов строительства, технического регулирования и научно-технического развития.

Как результат мы имеем псевдо-общественную организацию «Стоп коррупции», которой руководят госслужащие самого высокого уровня, связанные со строительством.

Опиум для народа

Но не стройкой единой. Помимо проблем Льва Парцхоладзе, “журналисты-антикоррупционеры” ударились в … религию. Отчаяно рекламируя киевского “пастора Мунтяна” (три телесюжета!) в стиле “аля-Сандей Аделаджа”. Если верить этим телесюжетам ОО «Стоп коррупции» (?!), то на киевскую землю с небес спустился едва ли не апостол, исцеляющий страждущих и воскрешающий усопших (сюжет 1, сюжет 2, сюжет 3). И вот они, эти страждущие, свидетельствуют на телекамеру о своем якобы исцелении от смертельных недугов, уникальных способностях “пастора Мунтяна” и саморекламирующих монологов последнего. При этом телесюжеты о пастыре и творимых им “чудесах” почему-то называются … “расследованиями”.

Дичь несусветная, конечно. Но деньги не пахнут.

Интересно, что рекламные (точнее, “джинсовые”, заказушные) телесюжеты о “пасторе Мунтяне” синхронно выходили и на 5-м канале, и на телеканале “Интер”, где Р. Бочкала проработал 8 лет и откуда уволился весной 2016 года, заделавшись “борцом с коррупцией”.

Война с государством

Так же синхронно в январе 2019 года “Стоп коррупции” и “Интер” выпустили “чернушный” сюжет об АРМА (“Нацагентство з розшуку та менеджменту активів, одержаними від корупційних та інших злочинів”), ставший предметом скандала: получилось, что телеканал втянули в “разборки”.

“Кошмарить” бизнес на заказ

Из последних скандалов: 7 октября в группе компаний «INDUSTRIAL INNOVATION GROUP» (IIG) заявили, что против них развернули заказную дискредитационную информационную кампанию.

Одним из исполнителей выступает программа «Стоп коррупция», руководителем которой является журналист Роман Бочкала.

Именно на информационных ресурсах ОО «Стоп коррупции» было опубликовано сфальсифицированное “расследование” об IIG. Журналисты сфабриковали “факты” и “выдали заведомо ложную информацию”, в частности, о якобы «российском следе» в IIG. “Они прибегли к циничной манипуляции, сравнивая выдуманные события с реальными трагедиями на фронте в зоне проведения АТО” — конкретизировали в IIG.

В кампании предположили, что заказчиками этого “заказного” материала могут быть бывший глава Полиграфкомбинат «Украина» Максим Степанов и его заместитель, а ныне — председатель Государственной миграционной службы Украины Максим Соколюк. Именно эти лица фигурируют в громких журналистских расследованиях о зарабатывании больших сумм денег на изготовлении украинских паспортов и выводе миллиардов гривен в оффшоры.

От «Стоп Коррупции» в IIG потребовали опровержения. И предложили Р. Бочкале “сконцентрироваться на расследовании эстонских оффшоров государственного Полиграфкомбината «Украина», а не заниматься сфабрикованными материалами. Господин Бочкала, покажите счета Максима Степанова в Эстонии и эстонского оффшора OU FEATURE”.

Компания также пообещала обратиться в суд — с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Остается пожелать оклеветанным истцам удачи: Роман Бочкала известен как человек, чей цинизм и правовой нигилизм распространяется и на украинское правосудие. Проще говоря, гражданин Р. Бочкала суды игнорирует, не посещая даже заседания, где он заявлен в качестве … истца.

Что касается найма дорогих адвокатов, теоретически Р. Бочкала может себе таковых позволить. Потому что расценки за его “расследования” и телесюжеты, выходящие на 4-м и 5-м каналах — от $5 до $25 тысяч. В зависимости от объемов лжи и грязи, выливаемых на оппонентов заказчика. На 5-м канале, до отставки Петра Порошенко с поста Президента Украины, это стоило дороже, чем на 4-м … Правда, зачастую Рома Бочкала прикрывался брендом 5-го канала, создавая впечатление, что в таких псевдо-расследованиях заинтересован чуть ли не сам Порошенко. Хотя, Порошенко ни сном, ни духом не ведал о том, что творится за его спиной.

Массовка

Еще одна “фишка” “борца с коррупцией” — эксплуатация Романом Бочкалой «мальчиков по вызову», которых он использует для создания своей теле-картинки. У Бочкалы есть еще один инструмент — ОО «Спільна варта». Эти “общественники” приезжают к объекту информационной атаки и на камеру вручают какой-нибудь “запрос”. Обычно это происходит за день до выхода телепрограммы в эфире. Затем сюжет с “общественниками” показывают в программе — мол, “… мы, “АТОшники”, лично принесли запрос, а ответ нам не дают!” Хотя, обычно в этих так называемых “запросах” нет ни исходящего номера, ни какой-либо обратной связи — на самом деле в ответах Р. Бочкала не нуждается. Нужна негативная “картинка”, не более. Потому эта же “общественная организация” используется для организации “пикетов” под нужными объектами. А рукотворный “народный протест” — для очерняющей кого-нибудь теле-картинки.

Покровители явные и мнимые

Возможно, уверенность в собственной безнаказанности Романа Бочкалы и его же уникальной “неподсудности” объяснима двумя обстоятельствами.

Обстоятельство первое: Роман Александрович является членом Совета общественного контроля при НАБУ, и повсюду козыряет этим обстоятельством. И многие из оклеветанных им людей опасаются конфликтовать с персонажем, якобы приближенному к “самому” главе НАБУ Артему Сытнику:

Фото со страницы Р. Бочкалы в ФБ

Обстоятельство второе: Р. Бочкала действительно имеет высокопоставленных покровителей, гарантирующих ему защиту как от преследования в уголовном, так и в судебном порядке.

Это уже упомянутый влиятельный столичный застройщик Лев Парцхаладзе:

Это экс-заместитель Генпрокурора Украины Кизь Сергей Николаевич (Кізь Сергій Миколайович):

Вот что пишет об этом кадре журналист Владимир Бойко:

«Сергей Николаевич Кизь — это «кошелек» генерального, прости господи, прокурора,

с помощью которого Юрий Витальевич продает интересные дела. В частности, именно Кизю Луценко доверил разваливать уголовное производство в отношении ближайшего окружения Порошенко: Ложкина, Филатова, Гонтаревой и Стеценко».

По данным жерналистов “Схем”, ранее возглавляемый Кизем департамент ГПУ был известен срывом спецоперации НАБУ по ныне уволенной председателю Государственной миграционной службы Дины Пимаховой, подозреваемой в коррупционных сделках с продажей украинского гражданства. Вследствие срыва спецоперации она избежала ответственности.

По данным жерналистов “Схем”, ранее возглавляемый Кизем департамент ГПУ был известен срывом спецоперации НАБУ по ныне уволенной председателю Государственной миграционной службы Дины Пимаховой, подозреваемой в коррупционных сделках с продажей украинского гражданства. Вследствие срыва спецоперации она избежала ответственности.
Сергей Кизь рядом с другим скандально известным персонажем премен президентства Петра Порошенко — “заказушником” из СБУ Павлом Демчиной, 1-м заместителем председателя Службы

Сергей Кизь пользовался “услугами” Романа Бочкалы, когда нужно было скомпрометировать своих оппонентов. Возбуждение уголовных дел С. Кизем происходило под “аккомпанимент” заказных телесюжетов “Стом коррупции”.

Такая вот дань нашему смутному времени: тандем журналиста-”расследователя” и прокурора-”заказушника”.

На фото встреча тогда еще президента Украины П. Порошенко со своими симпатиками. Роман Бочкала — четвертый по левую руку президента, в конце стола. Фото со страницы Р. Бочкалы в ФБ

При этом, прикрываясь статусностью “президентского” 5-го телеканала, Р. Бочкала не гнушался заказными, проплаченными сюжетами, антигероями которых становились и народные депутаты от … БПП. А просьбы депутатов парламентской фракции Петра Порошенко провести журналистское расследование того или иного скандального факта/ситуации оставались без ответа: работать “за идею” предприниматель от журналистики не желал, а требовать деньги с соратников Порошенко не мог себе позволить даже циничный Бочкала.

Но времена меняются. Былые покровители теряют посты и уходят в тень. А с их уходом “тает” и безнаказанность фальсификатора от журналистики.

20 мая 2019 года закончился президентский срок Петра Порошенко. Вместе с этим рухнуло влияние и 5-го канала. Как и расценки на “джинсу” в исполнении Романа Бочкалы.

В конце сентября нынешнего года из ГПУ был уволен Сергей Кизь. Без шанса на восстановление на службе.

В начале октября расстался, пока только с должностью, Лев Парцхаладзе. Вероятный фигурант ряда резонансных и перспективных для следствия уголовных дел.

Романа Бочкалу ожидают в суде оклеветанные им люди. Возможно — на следствии тоже, пока — как свидетеля.

Перед ним открываются новые, незнакомые ему горизонты.

По материалам: argumentua.com