Как гуманные украинские суды сажают невиновных

505

После шести лет тюрьмы по сфальсифицированному милицией и прокуратурой обвинения фермер Светлана Кукса осталась бомжом. Что характерно: милицейские уроды в погонах, искалечившие человеку жизнь, хоть и под следствием, но все не предстанут пока пред судом. А прокурорский следователь-садист и фальсификатор С. А. Зелененко и вовсе избежал наказания.

Светлана Кукса — жительницы Херсонской области, которая в апреле нынешнего года вышла на свободу, после того как отсидела в СИЗО 6 лет, несправедливо обвиненная в заказном убийстве собственного мужа. Фемида по отношению к ней прозрела только после публикации в газете «Первая крымская» и последовавшего за этим интереса к судьбе несчастной женщины со стороны других украинских СМИ. Казалось бы, закончены мучения — да здравствует свобода! Однако на воле Светлане живется несладко — некогда зажиточная фермерша стала практически бомжом. А ее мучители в погонах избежали заслуженного наказания.

Как это было

В прошлом году журналисты «1К» провели собственное расследование, благодаря которому после 6 лет заключения в СИЗО на свободу вышли четверо жителей Херсонской области. Напомним, жительницу села Рубановка Светлану Куксу обвиняли в заказном убийстве ее мужа Николая Куксы (был убит в собственном доме в марте 2006 года). Исполнителями преступления были признаны трое парней — 19-летний Олег Ильчук и несовершеннолетние братья Смирновы.

На самом деле настоящие убийцы Николая Куксы проживали в Крыму. Это стало известно спустя 6 лет, когда крымский милиционер Александр Щербак принес в нашу редакцию признание одного из киллеров, проживавшего в то время в одном из сел Раздольненского района. Владимир Г. оказался в поле зрения нашего капитана как возможный подозреваемый по крымскому делу об убийстве дальнобойщика, был им задержан и допрошен.

И вот тут, то ли перепутав два убийства и решив, что задержали его за прошлые «подвиги», Владимир признался в преступлении, совершенном им вместе с тремя «коллегами» в селе Рубановка Херсонской области. Напомним: четверо крымчан приехали в Рубановку, трое из них ворвались в дом фермера Куксы, избили его и жену, требуя деньги. Светлана попыталась напугать их охотничьим ружьем, но его вырвал бандит и ударил женщину прикладом. Получив деньги — чуть больше 10 тысяч гривен — люди в масках зарезали Николая Куксу и скрылись с места преступления.

В признательном заявлении Владимир Г. подробно, вплоть до плана дома, описал подготовку и обстоятельства нападения на семью фермера и его убийство. Александр Щербак документально оформил признание и в тот же день доложил обо всем начальству. Вскоре сверху пришла команда: заявление о явке с повинной Владимира Г. отправить почтой в херсонскую милицию, а самого его… отпустить. Выяснилось также, что и до этого Г. попадал в руки правоохранителей и уже признавался в нападении на фермера. Его тогда выслушали и… отправили на все четыре стороны.

Нас очень заинтересовало, почему правоохранители дважды отпускали преступника, признавшегося в убийстве. Ответ напрашивался сам собой: а может, за это кто-то уже сидит? И тогда «1К» решила проверить свои предположения. В ходе журналистского расследования мы выяснили, что вместо крымских преступников в СИЗО вот уже 6 лет томились четверо невиновных херсонцев. Газета направила материалы своего расследования в Генпрокуратуру Украины, к этому делу подключились другие — общеукраинские СМИ, и вскоре справедливость восторжествовала — невиновные были отпущены на свободу, а настоящие преступники арестованы.
«Я выйду. А ты сядешь!»

Казалось бы, все самое плохое и страшное для четырех херсонцев осталось позади. Свобода показалась бывшим залюченным раем, особенно после того, что им пришлось пережить в СИЗО. Теперь о годах заключения Куксы, Ильчука и братьев Смирновых знает вся Украина. Телевидение и печатные СМИ буквально атаковали освобожденных узников и сделали из них национальных героев, рассказав о том, что им пришлось вынести в СИЗО.

Как оказалось, Ильчука и Смирновых, несмотря на то, что они проживали совсем в другом селе и не были знакомы с семьей Куксов, без всяких оснований арестовали по подозрению в совершении заказного убийства Николая. 19-летнего Олега Ильчука следователь «назначил» любовником Светланы Куксы, а между тогда еще несовершеннолетними братьями Смирновыми распределил роли киллеров-наемников. Когда парни не согласились с таким «сценарием», их сильно избили. Опытные в этих делах опера лупцевали пацанов ногами и руками, растягивали в «ласточке» и пытали противогазом. Когда те теряли сознание, их обливали холодной водой. Первым после подобного «убеждения» согласился подписать признание в убийстве фермера, которого никогда в глаза не видел, Смирнов-младший. За ним сдался и старший. Олег Ильчук продержался почти месяц. Сломался, когда в отделение доставили его пожилого отца и начали избивать. Как теперь вспоминает Ильчук, он тогда закричал: хватит, все подпишу! Адвокат попытался его успокоить, отговорить, но Олег больше не мог бороться.

Сильнее всех оказалась 40-летняя Светлана Кукса. По версии следствия, именно она заказала убийство мужа «любовнику» Ильчуку и братьям Смирновым. А как же иначе, если убийцы оставили Свету в живых, думал следователь прокуратуры Зелененко. Он сразу заявил Светлане: во всем признавайся и все подписывай, потому что Киев требует показателей. Затем Свету познакомили и с «киллерами», которых она якобы наняла.

Одного из них — 19-летнего Олега Ильчука Зелененко представил Куксе как… ее любовника и стал требовать, чтобы она созналась в любовной связи с парнем и в том, что подговорила юношу и его друзей убить мужа. Тем более что на тот момент пацаны под пытками уже подписали признание.

Однако сломать Свету оказалось сложнее — она упорно не брала на себя вину. Ее не били, но издевались и морально, и физически. «Зелененко пытался отдать в детдом моего сына, притом, что у меня много родственников, — вспоминает Светлана Кукса. — Целый год мне не давали видеться с ребенком. Увидела сына Дениса только через 14 месяцев, когда согласилась закрыть дело, надеясь, что если не следствие, то суд во всем разберется».

Особенно запомнились Светлане ночные выезды в «мягкую комнату». Так правоохранители называли место, где они добывали показания. Был период, когда Свету поднимали каждую ночь, усаживали в машину, везли сквозь тьму в неизвестном направлении, всю дорогу рассказывая, как сейчас ее будут убивать, как она «выплюнет свою печень и сдохнет на следующий день». Но запугать Куксу изверги в погонах не смогли — невиновная женщина стояла на своем.

На одном из очередных допросов Светлана Кукса в отчаянии выкрикнула следователю Зелененко: «Я выйду. А ты сядешь!» И вот 5 апреля 2012 года, отсидев в СИЗО 6 лет, Кукса, Ильчук и братья Смирновы были отпущены на свободу, обвинение с них снято.

Имена и фамилии палачей в погонах бывшие узники не скрывали — они хотели, чтобы понесли заслуженное наказание те, кто так несправедливо мучил их. В ходе непродолжительных разбирательств в суд было передано дело против следователей Верховского и Кургана, избивавших Ильчука и Смирновых. Палачам в погонах предъявили обвинение по ст. 127 ч. 2 (пытки), ст. 364 ч. 2 (превышение служебных полномочий) и ст. 366 ч. 1 (служебная подделка). В общей сложности стражам порядка теперь грозит от 5 до 10 лет лишения свободы. Кстати, на очных ставках с жертвами милиционеры вели себя весьма агрессивно и, понятно, полностью отрицали свою вину.

А вот «главный режиссер» всей этой криминальной драмы — следователь прокуратуры Зелененко вышел сухим из воды. Поначалу в отношении него возбудили уголовное дело по таким тяжелым статьям, как ст. 127 ч. 2 (пытки), ст. 371 ч. 3 (заведомо незаконное задержание, привод, арест или содержание под стражей) и ст. 372 ч. 2 (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности), но почему-то закрыли «справу» за… отсутствием состава преступления. И теперь, вместо того чтобы 10 лет хлебать тюремную баланду за то, что сломал жизнь четырем невинным людям, сытый и довольный Зелененко перевелся работать в прокуратуру другого города. Чтобы журналисты не докучали неприятными вопросами.

Мы, конечно, с таким положением дел не смиримся и поможем Светлане Куксе и трем парням добиться справедливого наказания возомнившего себя всемогущим Зелененко. И потом, не одни мы этого хотим. Пожалуй, стоит привести примеры комментариев к статье «1К», в которой мы подробно описывали то, что пережили за 6 лет в СИЗО Светлана Кукса, Олег Ильчук и братья Смирновы.

«Хотел бы узнать, какое наказание понес этот урод-следователь Зелененко? История эта — символ безнаказанности ментов! В цивилизованных странах следователь вместе с прокурорами был бы разжалован без права пересмотра личного дела с возмещением имущественного вреда, нанесенного этой женщине, плюс морального ущерба за смерть родственников, умерших от переживаний».

«Да, фамилия этого следака Зелененко С.А. Надо, чтобы все запомнили этого морального урода в Херсонской области! Люди, ау-у-у, кто знает этого мента? Может, на нем есть еще загубленные души… Ему это так не минется… Бог все видит».

«Редакция! Очень прошу, сделайте официальный запрос в местную прокуратуру: какое наказание понес этот нелюдь Зелененко С.А, а также его непосредственный начальник — начальник следственного отдела ОВД и выше, каким образом будут компенсированы моральные и материальные издержки».
Нет даже своей вилки

Как только Светлану Куксу освободили, буквально на следующий день ей позвонил прокурор из Херсона и попросил приехать в прокуратуру области для того, чтобы… он принес ей свои извинения. Вообще-то, обычно делается наоборот.

Кроме банального «извините», которое на хлеб не намажешь и к ране не приложишь, прокурор пообещал вернуть женщине ее незаконно проданный 2-этажный дом в Великой Лепетихе. Напомним читателю одну немаловажную деталь: Куксы были очень зажиточными людьми — имели два дома, магазин, строили бар, были у них гектары земли и сельскохозяйственная техника. Именно поэтому крымские скупщики мяса и решили совершить налет на семейство. Кукса тогда продал много зерна, и об этом в Рубановке знали почти все. Однако мало кто ведал, что на полученные деньги Николай купил горючее. Не знали этого и крымские убийцы, именно поэтому улов их был невелик — чуть больше 10 тысяч гривен.

Не осталась бы Светлана богатой вдовой, не состряпал бы Зелененко нелепую версию о том, что она убила мужа. Ведь все Светино имущество, после того как ее закрыли в СИЗО, как корова языком слизала. Сгорел один дом, второй был незаконно продан, куда-то пропала вся техника (три трактора, комбайн, КАМАЗ и две иномарки — микроавтобус и грузовик). Все стрелки в этой ситуации были переведены на сына Николая Куксы от первого брака — Дмитрия Куксу, мол, это он все распродал без Светиного разрешения. Однако копать здесь нужно глубже: безработный, неграмотный и сильно пьющий колхозный парень вряд ли смог бы самостоятельно и по своей инициативе провернуть столь крупные незаконные сделки. Скорее всего, не обошлось тут без тамошних правоохранителей, которые так упорно хотели приговорить Свету к пожизненному заключению.

Вернемся к 2-этажному дому в Великой Лепетихе, который был незаконно продан Дмитрием Куксой начальнице местного БТИ Ольге Савченко. Понимаете теперь, почему абсолютно незаконная сделка (ведь Светлану на тот момент еще не осудили) успешно состоялась? Савченко купила Светин дом всего за 13 тысяч гривен. Единственное, что пообещал вернуть Светлане Куксе прокурор, — это ее дом.

Он даже попытался это сделать: по решению лепетихского суда от 13 июня 2012 года Светлане принадлежат шесть восьмых частей дома. Однако теперь Ольга Савченко начала настоящую битву за, как она считает, свой дом. Начальница БТИ отдавать его не собирается и написала апелляционную жалобу. Суд должен состояться совсем скоро — 27 сентября. Очень хочется посмотреть, каким же будет его решение. Неужели после всего, что сделали государство и правоохранительная система со Светланой Куксой, ее оставят еще и без крыши над головой?!

Сейчас Света с сыном Денисом живет у родственников. «У меня нет даже своей вилки», — говорит женщина. Как только вышла на свободу, запорожский вуз, где учится Денис, так как парень теперь не сирота, урезал ему стипендию, отменив при этом еще и бесплатное проживание в общежитии. Никаких доходов у Светланы нет вот уже полгода — живет на содержании родственников. В сентябре должен состояться суд по делу о моральной и материальной компенсации за несправедливо проведенные за решеткой годы. Сколько гривен компенсации получит Света Кукса и получит ли вообще, пока неизвестно. Будем ждать и надеяться, что государство не «кинет» ее в этом вопросе так же, как «кинуло» со «справедливым наказанием» следователя Зелененко.

PS Закончено расследование убийства Николая Куксы, дело передано в суд. Первое судебное заседание должно было состояться в июле, однако его перенесли на август. Но и в августе оно не состоялось. Такая тягомотина выглядит, по меньшей мере, странно. Хотя чего тут странного…

По материалам cripo.com.ua