Как ГПУ и Нацполиция «крышуют» «тендерную мафию»

624

22Как Нацполиция и Генпрокуратура совместно «крышуют» обворовывание государства. Фигуранты преступных схем: «ІТ Платформа», «БМС Консалтинг», экс-сотрудник ГПУ Константин Лосинский, следователь Главного следственного управления Нацполиции Андрей Полено.
Если не можешь что-то побороть — возглавляй. Этот древний принцип успешно применяется украинскими чиновниками и силовиками с небольшой поправкой. Можно не возглавлять — достаточно просто перекрышевать.
С начала 2017-го года львиную долю госзаказов Генеральной прокуратуры, связанных с ІТ-сферой, начала получать молодая и по сей день неизвестная компания «ІТ Платформа». Фирма, которая не имела никакого опыта в госзакупках, стремительно нашла и других государственных клиентов. Среди крупнейших, кроме ГПУ — «Укргазбанк» и «Ощадбанк».

Касса юной «ІТ Платформы» тем временем перевалила за 150 млн гривен. Более 30 млн из которых компании оплатила Генпрокуратура. За техническую поддержку информационных систем, поставку лицензий и даже развитие Единого реестра досудебных расследований. Того самого, в который внесены все досудебные дела правоохранительных органов.

Как же новичку на ІТ-рынке удалось получить такие подряды? Разыскав офис компании, мы поняли: новичок она — лишь формально. Скорее — молодой клон уже известного игрока. Игрока, деятельность которого расследует сама же Генпрокуратура.
11
Офис «ІТ платформы» находится в одних и тех же здании и офисе другой ІТ-компании — «БМС Консалтинг». После Майдана против этой компании начали расследование Служба безопасности Украины и Генпрокуратура. Первые подозревают «БМС Консалтинг» в не-предоставлении услуг, за которые в 2012-2015 годах уплачивались десятки миллионов государственных гривен. Вторые — в сговоре со служащими ГПУ и завышенных ценах на тендерах.
В июле 2016-го свой гвоздь забил Всемирный банк. Здесь заявили об отстранении ряда украинских ІТ-компаний от участия в своих тендерах из-за выявленных фактов коррупции. «БМС Консалтинг» — одна из фирм в «черном списке» Всемирного банка.
«Тогда все это ІТ-сообщество была шокировано, на самом деле. Потому что „БМС Консалтинг“ была большая компания, которая постоянно выигрывала и так далее. И тут вдруг целый Всемирный банк запрещает. То что он ее наказал и оштрафовал — это такое, но он запретил им участвовать в тендерах Всемирного банка», — рассказывает нам основатель интернет-портала «Наші гроші» (именно это издание активно освещало тему расследования в ІТ-сфере, героем которого была компания «БСМ Консалтинг») Алексей Шалайский.

С тех пор госзаказы у «БМС Консалтинга» уменьшились и скоро их почти не стало. Но через месяц после заявления Всемирного банка была зарегистрирована новая фирма — «ІТ Платформа». В здании, где базировался «БМС Консалтинг», и выходцами из нее же.
33
Бенефициарами основателя юного победителя гостендеров указаны бывшие сотрудники скандально известного «БМС Консалтинг». Директор «ИТ Платформы» — Константин Лосинский.

Именно здесь начинается самое интересное. Фамилию Лосинского мы находим не только в документах компании, но и в перечне электронных деклараций Нацагентства по предупреждению коррупции. Лосинский подал ее после увольнения из Генеральной прокуратуры.
44
На наш запрос в Генпрокуратуре ответили, что Константин Лосинский в течение 5 лет работал в управлении информационных технологий. То есть, заведовал ІТ-сферой.

Чтобы быть уверенными в том, что директор «ІТ Платформы» и бывший служащий ГПУ — один и тот же человек, мы попросили предоставить письменную версию его декларации. Подписи под обоими документами, по нашему мнению, идентичны. Смотрите сами.
Вероятно, получается так: Лосинский работал ІТшником в Генпрокуратуре в тот период, когда «БМС Консалтинг» по подозрению самой же ГПУ реализовывала там свои схемы. А сейчас экс-ІТишник ГПУ вместе с бывшими сотрудниками «БМС» зарабатывает на тендерах, опять же, Генпрокуратуры.

В течение недели мы пытались пообщаться с Лосинским. Телефонные попытки не увенчались успехом, так же, как и попытка оставить контакты и ждать, когда Лосинский сам перезвонит.

И вдруг случилось то, на что мы точно не рассчитывали — на последний звонок в офис «ІТ Платформы» нам сообщили: директор уволился.

— Добрый день. Это компания «ІТ Платформа»?

— Да.

— Мне нужен Константин Сергеевич Лосинский.

— Его нет, короткий день же, уже разошлись все. Да и он уже не работает в «ІТ платформе».

— Да. А где он работает сейчас, не скажете?

— Ой, я не знаю.

— Не в «БМС Консалтинг»?

— Я таких ... Я не знаю, уже все разошлись.

Лосинский действительно исчез из всех реестров. Директором теперь значится один из учредителей. Так что же получается? Еще в понедельник экс-сотрудник ГПУ проводил бизнес-встречи по делам «ІТ Платформы» в качестве директора. А в пятницу — уже оказался не директором. Не из-за нашего любопытства?
55
И новые-старые частные подрядчики ГПУ связаны не только с прокуратурой.

В марте 2017 года Генпрокуратура забирает дело по «БМС Консалтинг» у Службы безопасности Украины. И передает ее Главному следственному управлению Национальной полиции.
В перечне следователей этого управления фигурирует Андрей Николаевич Полено. В соцсетях он в друзьях Натальи Полено, сотрудницы «БМС Консалтинг». Ее сестра Татьяна Полено сейчас возглавляет фирму-учредителя «ІТ Платформы». Вероятнее всего — следователь по управлению, которое ведет расследование в отношении компании, — родственник сотрудниц этих фирм. Но это нужно проверить.
Татьяну Полено встречаем под офисом. Она неохотно отвечает на вопрос: «Я не хочу, чтобы меня показывали по телевидению».

— А Вы работали или до сих пор работаете в «БМС Консалтинг»?

— Я работала, но сейчас не работаю.

— А Ваша сестра, Наталья Полено, до сих пор работает?

— Без комментариев, честно.

Чтобы подтвердить информацию о, вероятно, двоюродном брате в погонах, мы намеренно не спрашиваем, а утверждаем, что ее двоюродный брат, Андрей Полено, работает в Главном следственном управлении Нацполиции, которое расследует дело «БМС Консалтинг». А она там раньше работала, а сейчас в этом же офисном помещении представляет «ІТ Платформу», которая зарабатывает на тендерах.

В ответ уже знакомое нам: «Без комментариев».

То мы правы или нет? Чтобы все-таки убедиться, мы встречаем под стенами управления Нацполиции Андрея Полено. Он также не особо хочет комментировать ситуацию, но, в отличие от вероятной родственницы Татьяны, наши вопросы ему не так смешны и фактически каждый из них он опровергает.
66
На вопрос, известна ли ему компания «БМС Консалтинг», дело которой расследует Главное следственное управление — Андрей Полено молча отрицательно кивает головой.

— Ваши обе двоюродные сестры там работали. Наталья Полено и Татьяна Полено?

— Нет.

— Вам это неизвестно? И то, что это дело находится в Главном следственном управлении, где Вы работаете, Вам тоже неизвестно?

— Нет.

А теперь попробуем все максимально упростить.

Тендерную деятельность одной компании расследует Генпрокуратура и Нацполиция. Связанные с ними лица создают другую фирму вместе с работниками первой. И снова зарабатывают на тендерах. И, похоже, неплохо зарабатывают.

«ІТ Платформа» уже также успела отметиться в деле с завышением цен на тендерах. В прошлом году следователи установили, что фирма продала «Ощадбанку» оборудования почти 48 млн грн. Такое же оборудование «ІТ Платформа» якобы приобрела у другой компании. Дешевле. Та — у третьей, и так далее. Таким образом разница в цене, по мнению следствия, составила более 14 млн гривен.

Между тем, силовики сообщают, что расследование по предшественникам «ІТ-платформы» продолжаются, но отказываются раскрывать детали. А судебные заседания по делам резко обрываются и не продолжаются уже длительное время.

Но если «ІТ Платформа» просто продолжает дело «БМС Консалтинг», поставляет дорого и имеет связи с силовиками, то последние, по логике, должны иметь с этого прибыль. Но в электронной декларации следователя Андрея Полено сплошная скромность.

В Киеве его семья собственного жилья якобы не имеет, а арендует в довольно скромном районе столицы — на Троещине.

А вот тесть следователя недавно стал владельцем сразу двух квартир и двух парко-мест в одном из самых дорогих жилых комплексов Киева — «Новопечерские Липки».
Престижный район, закрытая территория, охрана, собственная инфраструктура.

Никакого бизнеса у тестя мы не нашли. Зато нашли цены на идентичные по площади квартиры в Новопечерских Липках на вторичном рынке — это минимум полмиллиона долларов за обе. Еще несколько десятков тысяч долларов стоят места в подземном паркинге.
23
На родителей супругов следователя записаны и два автомобиля — Nissan Qashqai и Nissan Juke. Но пользуются машинами не родители, а следователь с женой.
Вот, например, жена Полено садится в родительский Juke. На этом же авто мы фиксировали ее еще несколько раз.
Объяснить все это мог бы сам следователь. Однако фактически все вопросы остались без ответов. И в конце концов наш разговор зашел в тупик.

«Я Вам еще раз говорю, что я спешу. Напишите письменный запрос, обоснуйте свои вопросы и получите на них ответы», — не останавливаясь, предлагает Полено.

Поэтому мы уточняем, куда именно направлять запрос. В ответ: «Вы же установили какие-то данные! Так же установите, куда это писать».

И долго думать над тем, «куда писать», нам не пришлось. Мы собрали достаточно материала, поэтому надеемся, что делом заинтересуется Национальное антикоррупционное бюро. Им мы и направим письмо, в котором «обоснуем» все наши вопросы.

По материалам: argumentua.com