Как готовятся к люстрации прокуроры. Прокурор Маменко: из прокуратуры в адвокаты

643

155800 За 2014 и неполный 2015 год НБУ признал неплатежеспособными 60 банков. В нынешнем году рынок сотрясли банкротства таких гигантов как «Дельта банк», «Финансы и кредит» и «ВАБ банк». Причины того, что десятки банков «ложатся», не только общеэкономические (падение экономики и связанные с ним банкротства должников, массовое изъятие депозитов).
Одной из главных причин кризиса стало массовое хищение средств государственного рефинансирования. В НБУ заявляют о намерении расследовать причины наиболее резонансных банковских банкротств с помощью международных аудиторов. В Фонде гарантирования вкладов формируют задание для проведения соответствующих расследований. Министр финансов Яресько не устает повторять, что банкиры-мошенники должны быть наказаны. Парламент принимает закон об ужесточении ответственности банкиров. СБУ во главе с Василием Грицаком документирует и разоблачает схему хищения менеджментом четырех украинских банков около 6 млрд грн средств рефинансирования Нацбанка.
Однако на всякого мудреца довольно простоты. Оказывается, что любые усилия по борьбе с финансовыми преступлениями легко блокируются юристом второго класса из районной прокуратуры.
В распоряжении редакции оказалось постановление прокуратуры Шевченковского района Киева о закрытии криминального производства против братьев Сегаль, которых называют отцами-основателями схем присвоения государственного рефинансирования (ссылка на отцов-основателей). По данным расследований «Экономической правды», в 2008 году, являясь основными владельцами банка «Надра», Сегали присвоили себе 6,4 млрд гривен из 7,1 млрд гривен, выделенных государством на рекапитализацию банка. Обеспечивал выведение этих миллиардов из банка Игорь Гиленко – глава правления «Надр», назначенный на этот пост Сегалями еще в 1997 году.

Общий ущерб, нанесенный банку «Надра» Гиленко и Сегалями, превысил 10 млрд гривен при стоимости доллара 8 грн. Упрощенная структура этой суммы такова: кредиты с неликвидными залогами, выданные карманным фирмам Сегалей; долговые сертификаты; деньги, переведенные банком непосредственно на личные счета братьев.
Одним из задокументированных правоохранителями эпизодов «освоения» этих денег стала выдача братьями Сегаль кредита в $25 млн самим себе. Чтобы усложнить вероятное преследование за эту операцию, деньги сначала были перечислены в один из латвийских банков, которому «Надра» дали доверенность на выдачу кредита Сегалям. Сразу же после поступления на счета Сегалей в латвийском банке, эти средства были выведены на Кипр и рассеяны по цепочке контролируемых братьями оффшоров.
Схема выглядит более чем сомнительной даже для человека, далекого от финансовой деятельности. В 2013 году расследовать это действие взялись в Главном следственном управлении МВД, возбудив криминальное производство. И вот, пройдя ряд инстанций, дело оказалось прокуратуре Шевченковского района Киева, где и было благополучно закрыто «в связи с отсутствием события криминального правонарушения».
А сделал это не кто иной как прокурор Шевченковской районной прокуратуры города Киева, юрист второго класса А.Маменко. Он считает хищение 25 миллионов долларов фактически государственных средств не криминальным преступлением, а мелким административным проступком.
Это следует из постановления, написанного и подписанного Маменко. В этом документе, больше похожем на адвокатское ходатайство, чем на прокурорское постановление, братья Сегаль предстают в образе добропорядочных аграрных бизнесменов, ставших жертвой произвола следователей.
По версии прокурора Шевченковской прокуратуры, братья даже не подозревали, что «Надра» перевели $25 млн в латвийский банк и выдали ему доверенность на выдачу кредита двум гражданам по фамилии Сегаль. Они не представляют, с какой целью банк «Надра» перечислил в Латвию 25 миллионов долларов, которые тут же были переведены на личные счета Сегалей.
Из текста постановления следует, что раз выведенные из «Надр» государственные деньги были вложены Сегалями в аграрный бизнес в соответствии с кредитным планом, то и ничего страшного в невозврате этих денег банку нет. Ну конечно, Сегали же вложили 23 миллиона долларов в дело, а не пропили. А дело полезное – создание экспортного аграрного производства под названием «Фридом фарм». Стране ведь нужны аграрные продукты и валютные поступления, так что рефинансирование НБУ в общем и целом направлено по назначению.
А тот факт, что Сегали перепродали «Фридом Фарм» другим оффшорным компаниям вместе с долгами перед «Надрами», снимает с них ответственность за возврат 25 миллионов долларов, полученных от «Надр» на личные счета. Логика у Маменко здесь железная и крайне патриотичная.
На полном серьезе в постановлении прокуратуры утверждается, что братья Сегаль вообще не имели отношения к банку «Надра» с 2004 года и не сотрудничали с его председателем правления Игорем Гиленко. И поэтому юрист второго класса А.Маменко доверительно сообщает в постановлении, что у Гиленко с Сегалями не было «близких отношений». И вот на всех этих основаниях А.Маменко решает закрыть криминальное производство в связи с отсутствием события криминального правонарушения.
Возможно, близких отношений у Сегалей с Гиленко и не было, но были деловые. И этот факт давно известен не только бизнес-сообществу, но и НБУ и ФГВФЛ. И именно эти отношения стали причиной того, что банк сегодня находится в состоянии ликвидации. Как отмечается в официальном сообщении регулятора в связи ликвидацией «Надр», проблемы у банка начались «вследствие рисковой деятельности акционеров и руководства банка во главе с Игорем Гиленко в период до финансового кризиса 2008-2009 годов, а решение о выведении банка из процедуры временной администрации в 2011 году было принято преждевременно». В свою очередь, глава ФГВФЛ Константин Ворушилин заявил об отсутствии залогов по рефинансированию, полученному банком «Надра» при предыдущем руководстве и владельцах банка — Игоре Гиленко и братьях Сегаль. «Просто украдены активы. Здесь еще не паханое поле деятельности как для нас (ФГВФЛ), так и прокуратуры. Без их помощи мы не доберемся до этих господ, которые погрели руки очень хорошо», — отметил главы ФГВФЛ.
Но сотрудник Шевченковской районной прокуратуры А.Маменко не только не намерен помогать в поиске и возвращении украденного, но и готов защищать укравшего. Скорее всего, грядущую люстрацию господин Маменко готовится встретить уже в уютном кресле адвоката Сегалей и прочих расхитителей государственных средств. Скорее всего, рабочее место ему уже предложил адвокат Андрей Богдан, который представляет в судах интересы братьей Сегаль (http://ukranews.com/news/182378.V-otnoshenii-offshornoy-kompanii-Korbana-nachato-rassledovanie.ru ).
Остается только дождаться реакции Генеральной прокуратуры Украины и Виктора Шокина на действия младших коллег «на районе».

По материалам: ord-ua.com